The article examines the role of rational study and rest regimen in maintaining health and improving the effectiveness of students' educational activities. The theoretical foundations of mental performance, psychophysiological aspects of fatigue and recovery are considered. Modern models of educational process organization (uniform, modular, intensive) are analyzed, practical recommendations for schedule optimization and rest organization are proposed. Special attention is paid to the importance of active recovery forms and prevention of overwork.
Keywords: study and rest regimen, mental performance, academic workload, prevention of overwork, active rest, rational planning, students' health.
Введение
Поддержание здоровья студенческой молодежи имеет первостепенное значение. Гармоничное чередование активности и восстановления — важнейший элемент здорового образа жизни любого человека. Баланс между работой и отдыхом в высших учебных заведениях, колледжах и на предприятиях сегодня особенно востребована. Согласно научным исследованиям, которые были изучены, эффективный режим предполагает оптимальное распределение времени на работу и восстановление, обеспечивая высокую продуктивность и выносливость без длительного истощения организма. Помимо профилактики заболеваний, такой подход оказывает позитивное влияние на формирование личности, развивая внутренние качества, как самодисциплина, организованность, стремление к цели и ответственность.
Теоретические основы режима учебы и отдыха
Систематический подход к обучению важен не просто для усвоения материала, а и для гармоничного развития учащихся, поддержания их хорошего самочувствия. Учитывая, что составление учебного плана происходит исходя из колебаний умственного напряжения обучаемых в течение суток и недели, целесообразно раскрыть суть данного понятия. Работоспособность представляет собой степень готовности организма выполнять задачи, определяемую результативностью умственных или физических действий в заданный период. Оценка рабочей способности предполагает анализ количества и качества выполненной работы (как умственной, так и физической) за установленное время (например, за минуту или час). Таким образом, умственная работоспособность определяет возможность выполнения интеллектуальных задач; в контексте высшего учебного заведения это прежде всего обработка информации, включая её восприятие, запоминание и применение для решения конкретных задач.
С психологической точки зрения, учебная деятельность представляет собой сложный многокомпонентный процесс, включающий мотивационную, познавательную составляющие. Эффективность этого процесса напрямую зависит от способности поддерживать произвольное внимание, активировать и осуществлять сложные мыслительные операции.
Продолжительная интенсивная учебная деятельность неизбежно приводит к развитию умственного утомления — специфического состояния, характеризующегося временным снижением работоспособности. При отсутствии адекватного отдыха утомление может приобретать накопительный характер и переходить в хроническое переутомление, которое проявляется в стойком ухудшении когнитивных функций, эмоциональной усталости, нарушениях сна и других негативных симптомах.
Отдых — это отдых от учебы, свободное время для восстановления сил. Он может быть, как активным, так и пассивным. Пассивный отдых необходим в условиях особо тяжелых физических нагрузок, которые связаны с регулярными переходами или выполняются на ногах, особенно при неблагоприятных условиях окружающей среды. Активный отдых рекомендуется тогда, когда работа проходит в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективным видом активного отдыха может быть гимнастика–выполнение специального комплекса физических упражнений. Благодаря этому восстановление сил ускоряется.
Практические аспекты организации рационального режима
В настоящее время существует ряд подходов к планированию учебной деятельности, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Традиционная схема равномерного распределения нагрузки подразумевает приблизительно сопоставимое количество учебных заданий в течение всего семестра. Главное достоинство такого подхода заключается в его стабильности и предсказуемости, что помогает студентам сформировать надежные навыки обучения. Тем не менее, эта модель может быть слишком жесткой для учащихся разного уровня и с разными потребностями.
Модульный метод организации учебного процесса, ставший популярным в последнее время, основан на фокусировке на освоении отдельных предметов или групп дисциплин в течение определенного отрезка времени с последующей проверкой знаний. Согласно проведенным исследованиям, такой подход обеспечивает более глубокое изучение материала, однако он требует значительной самостоятельности и может приводить к усиленному истощению сил во время периодов интенсивной учебы.
Применение методов интенсивного обучения с акцентированием внимания на нагрузке демонстрирует высокую эффективность при приобретении практических умений и изучении узкоспециализированных областей знания. Эти методики отличаются сокращенными сроками обучения и высокой насыщенностью учебных занятий. При этом их внедрение требует точной регуляции объема нагрузки и обязательного включения периодов отдыха и восстановления.
Если сравнить эффективность различных моделей, все указывает на то, что наилучший эффект достигается при использовании комплексного подхода, который адаптируется к особенностям изучаемого предмета, уровню подготовленности студентов и ресурсам образовательного учреждения.
Организация эффективного отдыха в учебном процессе
Интеграция системы организации отдыха является важной составляющей учебного процесса и должна основываться на научных данных. Кратковременные паузы длительностью 5–10 минут между учебными занятиями необходимы для снятия мышечного напряжения и переориентировки внимания. В эти периоды наиболее полезно выполнять простые физические упражнения, выполнять дыхательные упражнения или проводить зрительную гимнастику.
Продолжительность обеденного перерыва должна соответствовать возможностям для полноценного питания и короткого отдыха. Научные данные свидетельствуют о том, что если обеденный перерыв слишком короткий, то продуктивность во второй половине дня может снижаться на 30 %.
Важность организации еженедельного отдыха также велика. Двухдневные выходные следует использовать как для пассивного восстановления сил (например, сон), так и для активного проведения времени (занятия спортом, прогулки).
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Учебное пособие. М.: РУДН. 2006. — 284 с.
- Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 2020.
- Городецкая, И. В. Физиологические основы здорового образа жизни: пособие для студентов вузов / И. В. Городецкая; Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Витебский государственный медицинский университет. — Витебск: [ВГМУ], 2013. — 120 с.
- Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 192 с.

