Особенности эмоционального интеллекта у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 31.01.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Гасанова, Тамам Ханлар Кзы. Особенности эмоционального интеллекта у студентов / Тамам Ханлар Кзы Гасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122363/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье представлены результаты изучения эмоционального интеллекта у студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты.

В вопросе изучения эмоционального интеллекта особый интерес представляет тот факт, что только в 2018 году эксперты в рамках психологического и экономического форума внесли данный параметр в топ-10 наиболее важных навыков современности. По нашему мнению, данный момент не является случайным, так как понимание и управление эмоциями является важным не только в коммуникативной или профессиональной деятельности личности, но и в рамках его поведенческих компетенций.

В настоящее время не существует однозначного определения понятию эмоциональный интеллект. Так, Дж. Мейер предположила, что «эмоциональный интеллект — это социальный или «горячий», оперативный вид интеллекта, который оперирует социальной, практической, личностной и эмоциональной информацией; а эмоциональный интеллект рассматривается как часть межличностного интеллекта» [2, c. 269].

Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» при участии 82 студентов в возрасте от 18 до 24 лет.

Цельюэмпирического исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта у студентов.

В исследовании была использована методика «ЭмИн» (Д. В. Люсин).

Проблема нарушений пищевого поведения влечет за собой изменения в сфере социального взаимодействия и неразрывно связана с эмоциональным интеллектом человека. Так, изучая показатели эмоционального интеллекта у респондентов, мы получили содержательную картину данных. Первоначально, наш научный интерес представил анализ субшкал показателей эмоционального интеллекта. Полученные результаты отображены на рисунке 1.

Выраженность показателей эмоционального интеллекта у респондентов (ср. б.)

Рис. 1. Выраженность показателей эмоционального интеллекта у респондентов (ср. б.)

Наиболее выраженный показатель определился по шкале «Контроль экспрессии» (среднее значение=2,7, max=3). Так, респонденты способны контролировать внешние проявления своих эмоций.

Показатель по шкале «Понимание чужих эмоций» (среднее значение=1,8, max=3), указывают на то, что студентам свойственно понимание эмоционального состояния другого человека. Данный процесс происходит преимущественно с учетом внешних проявлений эмоций, например, мимики, жестов или звучания голоса. Однако с учетом полученных данных, у респондентов не наблюдается выраженная чуткость к внутренним состояниям других людей.

Выраженность по шкале «Управление чужими эмоциями» (среднее значение=1,4, max=3) может свидетельствовать о том, что респонденты не способны вызывать у других людей определенные эмоции, а также снижать интенсивность их нежелательных проявлений. У них также не выражена склонность к манипулированию людьми.

Показатель по шкале «Понимание своих эмоций» (среднее значение=1,3, max=3) указывает на то, что у респондентов снижена способность к осознанию собственных эмоций. Таким образом, с одной стороны, студенты затрудняются распознавать и идентифицировать собственное эмоциональное состояние, а с другой — испытывают сложности в отслеживании причины появления собственных эмоций и их вербальном описании. Наконец, выраженность по шкале «Управление своими эмоциями» (среднее значение=1,1, max=3) может свидетельствовать о том, что у респондентов снижена способность и потребность к управлению собственными эмоциями. Они не склонны к поддержке желательных эмоций и волевому контролю нежелательных.

Выраженность показателей эмоционального интеллекта по интегральным шкалам у респондентов (ср. б.)

Рис. 2. Выраженность показателей эмоционального интеллекта по интегральным шкалам у респондентов (ср. б.)

По рисунку 2 видно, что максимальная выраженность у респондентов, определилась по шкале «Управление эмоциями» (среднее значение=5,7, max=9). Данный показатель свидетельствует о том, что у студентов относительно сохранна способность к управлению собственными и чужими эмоциями.

Определившийся показатель по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» (среднее значение=5,3, max=9), свидетельствуют о том, что студенты преимущественно склонны к пониманию эмоций других людей. Более того, у них присутствует способность не только к их идентификации, но и к управлению ими.

При этом показатель по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (среднее значение=4,3, max=9) указывает на сниженную способность у респондентов к пониманию и управлению собственными эмоциями.

Наконец, показатель по шкале «Понимание эмоций» (среднее значение=3,6, max=9) свидетельствует о сниженной способности респондентов к пониманию собственных и чужих эмоций.

Таким образом, анализируя эмоциональный интеллект респондентов, мы определили, что они способны к управлению чужими эмоциями, склонны к пониманию эмоций других людей, а также управлению ими. Однако в картине понимания собственного эмоционального состояния, студенты продемонстрировали сниженную способность к их идентификации и управлению. Стоит также отметить, что третья часть всех респондентов, обладая низким уровнем эмоционального интеллекта, не способны правильно дифференцировать собственные эмоции, а также затрудняются вербально выражать их и испытывают сложности в понимании изменений своего состояния.

Литература:

  1. Кочетова, Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков [Текст]: монография / Ю. А. Кочетова. — Москва: МГППУ, 2022. — 104 с
  2. Майер, Дж. Эмоциональный интеллект [Текст] / Дж. Майер, Д. Карузо, П. Саловей // Intelligence. — 2009. — № 27. — С. 267–298.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, респондент, среднее, студент, шкала, выраженность показателей, понимание эмоций, собственное эмоциональное состояние, управление чужими.


Похожие статьи

Склонность к нарушению пищевого поведения у студентов

В статье представлены результаты изучения склонности к нарушению пищевого поведения у студентов.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Пути подготовки педагогов к развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрено понятие «Эмоциональный интеллект» и описаны особенности его развития для педагогов младших классов.

Особенности процесса понимания учебных текстов учащимися четвертого класса с задержкой психического развития

В статье рассматриваются эмпирические данные об особенностях процесса понимания учебных текстов учащимися четвертого класса с задержкой психического развития. Описаны причины, влияющие на процесс понимания учебных текстов.

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Факторы развития профессионального стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений

Статья посвящена анализу факторов профессионального стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Рассматриваются общие и специфические факторы стресса, а также влияние возраста воспитанников и педагогического стажа педагогов на уровень ...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Похожие статьи

Склонность к нарушению пищевого поведения у студентов

В статье представлены результаты изучения склонности к нарушению пищевого поведения у студентов.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Пути подготовки педагогов к развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрено понятие «Эмоциональный интеллект» и описаны особенности его развития для педагогов младших классов.

Особенности процесса понимания учебных текстов учащимися четвертого класса с задержкой психического развития

В статье рассматриваются эмпирические данные об особенностях процесса понимания учебных текстов учащимися четвертого класса с задержкой психического развития. Описаны причины, влияющие на процесс понимания учебных текстов.

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Факторы развития профессионального стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений

Статья посвящена анализу факторов профессионального стресса у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Рассматриваются общие и специфические факторы стресса, а также влияние возраста воспитанников и педагогического стажа педагогов на уровень ...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Задать вопрос