На обложке изображена доктор Элеонора «Элли» Эрроуэй — ученый
SETI, главная героиня американской научно-фантастической драмы режиссера
Роберта Земекиса «Контакт» 1997 года.
По сюжету Элеонора «Элли» Эрроуэй, которую
играет актриса Джоди Фостер, рано лишившаяся родителей, всю свою жизнь
посвятила науке. Элли становится участницей проекта SETI, прослушивая радио в обсерватории
Аресибо в поисках сигналов внеземных цивилизаций. Все попытки бесплодны,
и будущее ее проекта оказывается под угрозой, ведь начисто лишенные
какого-либо воображения и любопытства чиновники настаивают на том, чтобы
она занялась чем-то более практичным, и отказываются финансировать проект.
Элли отчаивается найти поддержку, но неожиданно получает помощь от
эксцентричного миллионера С. Р. Хэддена (Джон Херт).
Многолетние поиски дают результат —
Элли улавливает долгожданный сигнал из космоса. Последовательность чисел,
которая имеет несомненно искусственное происхождение (простые числа), исходит,
предположительно, от звезды Вега. Расшифровка сигнала, с которой
опять-таки помог С. Р. Хэдден, показывает, что в сигнале,
помимо прочего, содержится описание технического устройства. Назначение его
непонятно, но внутри задумано место для одного человека.
Мировое сообщество принимает решение
изготовить устройство стоимостью в 300 миллиардов долларов и испытать его.
Первая попытка проходит неудачно — испытатель и само устройство гибнут
от рук лидера религиозной террористической группы. Но оказывается, что
параллельно в условиях секретности на острове Хоккайдо была построена
вторая установка, и вторым испытателем становится Элли.
После запуска устройства Элли отправляется
в путешествие по сети «кротовых нор» и переносится, вероятно, на
планету в иной звездной системе. Очнувшись там на берегу моря, она
встречает представителя иной цивилизации, который принял для общения с ней
облик ее покойного отца. Оглянувшись вокруг, героиня понимает, что эта
местность воссоздана инопланетным разумом в ее сознании по образцу
картинки, нарисованной ею в детстве в Пенсаколе (Флорида).
Инопланетянин говорит ей, что устройство позволяет организовать систему межзвездных
путей сообщения, и Земля отныне становится членом Сообщества цивилизаций Вселенной.
Элли возвращается назад и приходит
в себя на Земле. С точки зрения сторонних наблюдателей, с ней
после запуска установки ничего не произошло и ее тело не покидало Землю,
все «путешествие» заняло несколько секунд. Элли оказывается в парадоксальной
ситуации. Будучи ученым, она никак не может подтвердить свои слова с точки
зрения строгой науки, хотя на основе теории относительности предполагает, что
время, проведенное ею вне Земли, составило 18 часов.
Расследование сенатским комитетом
последствий испытаний приводит к неожиданным результатам. Подозревается,
что Хэдден подделал внеземной сигнал и ввел в заблуждение все мировое
сообщество. Спросить с него уже нельзя — миллионер скончался. Элли
волей-неволей оказывается соучастницей дорогостоящей мистификации. Она находит
неожиданную поддержку в лице простых людей и близкого любимого человека,
философа и проповедника Палмера Джосса (Мэттью Макконахи), которые готовы
поверить ей на слово. Выясняется еще одно обстоятельство: видеокамера, прикрепленная
к Элли во время путешествия, ничего не записала, но продолжительность
пустой записи составила не несколько секунд, а те самые 18 часов.
Одна из главных задач, которую ставил
перед собой Земекис, — показать, как самые различные люди — ученые,
чиновники, священники или религиозные фанатики — будут реагировать на
возможность контакта с инопланетной цивилизацией. Пожалуй, основная
проблема, которая затрагивается в фильме, — это противоречия между
научным и религиозным подходом к миру, которые воплощаются в образах
главной героини Элли Эрроуэй и ее любимого мужчины Палмера Джосса.
Кульминация противостояния науки и религии в фильме настает, однако
вовсе не в тот момент, когда ангажированная военными комиссия отказывает
главной героине в праве пилотировать космическое устройство (якобы потому,
что Элли — атеистка, а комиссия не может допустить, чтобы земную
цивилизацию, «в которой около 95 % людей верят в того или иного
бога», представлял человек неверующий). Кульминация наступает только на втором
этапе проекта, когда та же правительственная комиссия отказывает в вере
фактически религиозному для нее отчету Элли о полете в другую
галактику. Но на этот раз ее поддерживает представитель именно верующего
человечества, пастор Джосс, а также многотысячная толпа народа.
«Контакт» был выпущен 11 июля 1997 года
и получил положительные отзывы критиков. В мировом прокате фильм
собрал более 171 миллиона долларов. Он получил премию «Хьюго» за лучшую
драматическую постановку и несколько премий «Сатурн».