Прогрессирующая оссифицирующая фибродисплазия: современное состояние, проблемы диагностики и лечения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мухитдинова, Ф. К. Прогрессирующая оссифицирующая фибродисплазия: современное состояние, проблемы диагностики и лечения / Ф. К. Мухитдинова, А. А. Абдувалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101472/ (дата обращения: 16.01.2025).



Гетеротопическое окостенение (ГO) представляет собой расстройство, характеризующееся образованием эктопической кости в мягких тканях. Приобретенное ГO обычно возникает в ответ на травму и относительно распространено, но его этиология остается плохо изученной. Fibrodysplasia ossificans progressiva (ФОП), также известная как Myositis ossificans progressiva или синдром каменного человека является наиболее изнурительной формой ГO [1].

Fibrodysplasia ossificans progressiva (ФОП) — это тяжело инвалидизирующее наследственное расстройство соединительной ткани, характеризующееся врожденными пороками развития больших пальцев ног и прогрессирующим гетеротопным окостенением, которое образует качественно нормальную кость в характерных внескелетных участках. Распространенность во всем мире составляет примерно 1/2 000 000. Нет никаких этнических, расовых, гендерных или географических пристрастий к ФОП. Оно рассматривается как одно из трудноизлечимых расстройств, которое является не только чрезвычайно инвалидизирующим заболеванием, но и состоянием, значительно сокращающим продолжительность жизни. Дети, у которых есть ФОП, выглядят нормальными при рождении, за исключением врожденных пороков развития больших пальцев ног. В течение первого десятилетия жизни происходят спорадические эпизоды болезненных отеков мягких тканей (вспышки), которые часто вызваны повреждением мягких тканей: внутримышечными инъекциями, вирусной инфекцией, мышечным растяжением, падениями или усталостью [2]. Гетеротопное окостенение может происходить в любом месте, но обычно поражает области, находящиеся в непосредственной близости от осевого скелета на ранних стадиях, прежде чем прогрессировать в аппендикулярный скелет. Это может привести к ограничению движения в результате окостенения, влияющего на подвижность суставов. Проблемы с глотанием и речью могут возникать при окостенении, затрагивающем челюсть, голову и шею, а ограничение работы дыхательных путей и дыхания может привести к синдрому грудной недостаточности [3].

Описаны пациенты с атипичными формами ФОП. Они либо имеют классические черты ФОП, плюс одну или несколько нетипичных особенностей [ФОП плюс], либо присутствуют с существенными вариациями в одной или обеих из двух классических определяющих особенностей ФОП [вариативное ФОП]. Классический ФОП вызван рецидивирующей активирующей мутацией (617G>A; R206H) в гене ACVR1/ALK2, кодирующем рецептор активина А типа I/активин-подобную киназу 2, рецептор костного морфогенетического белка (БМП) типа I. Атипичные пациенты с ФОП также имеют гетерозиготные мутации ACVR1 [4].

ФОП наследуется аутосомно-доминантным образом. Большинство пораженных лиц представляют собой симплексные случаи (т. е. единичное явление в семье), возникающие в результате патогенного варианта de novo гена ACVR1 . Редко у человека с диагнозом ФОП есть пострадавший родитель. Если родитель пробанда поражен и/или известно, что патогенный вариант идентифицирован в пробанде, риск для сибсов составляет 50 % [5].

Почти 90 % пациентов с ФОП неправильно диагностируются и неправильно лечатся и, таким образом, проходят диагностические процедуры, которые могут вызвать пожизненную инвалидность. На сегодняшний день число зарегистрированных существующих случаев во всем мире составляет около 700. Клиническое обследование, радиологическая оценка и генетический анализ на мутацию гена ACVR1 считаются подтверждающими инструментами для ранней диагностики заболевания [6].

В недавних исследованиях оценивали 7 детей для диагностики прогрессирующей фибродисплазии до начала гетеротопического окостенения. История болезни, физикальное обследование и обследование скелета были получены на всех пациентов, а также проведено клиническое генетическое тестирование на каноническую мутацию fibrodysplasia ossificans progressiva. И по результатам все 7 детей (4 девочки и 3 мальчика; в возрасте от 3 месяцев до 6 лет) имели врожденные пороки развития больших пальцев ног, но ни у одного из них не было рентгенологических доказательств гетеротопного окостенения на момент оценки. У пяти из 7 детей были поражения мягких тканей шеи и спины, что наводит на мысль о ранних вспышках прогрессирующей фибродисплазии, 3 из которых прошли инвазивные диагностические процедуры, которые усугубили их состояние. У двух детей не было истории или признаков отека мягких тканей или вспышек патологического окостенения. Анализ последовательности ДНК показал, что у всех 7 детей была однонуклеотидная замена (c.617G>A) в кодоне 206 в глицин-сериновом активационном домене рецептора активина IA, который является рецептором костного морфогенетического белка типа 1 [7].

Отделение травматологии и ортопедии больницы «Рашид» в ОАЭ сообщают о случае 3-х летнего пакистанского мальчика, привезенного родителями в медицинское учреждение. У него были клинические и радиологические особенности прогрессирующей ФОП и множественные болезненные шишки на спине из-за твердых масс, а также уплотнения в плечах, шее и левом бедре. Он перенес хирургическое иссечение левого тазобедренного сустава с последующим развившимся окостенением и, с соответствующей, ранней инвалидностью. Рентгенологическое исследование выявило широко распространенное гетеротопическое окостенение. Все результаты лабораторных анализов крови были в норме [15].

ФОП при неправильном диагнозе может привести к ненужному хирургическому вмешательству и плачевным результатам с ранней инвалидностью [8]. Педиатры должны знать о ранних диагностических особенностях прогрессирующей фибродисплазии еще до появления гетеротопического окостенения. Эта осведомленность должна побудить к ранним генетическим консультациям и тестированию, а также к установлению тщательных мер предосторожности для предотвращения ятрогенного вреда [9].

В настоящее время нет окончательного лечения, но короткий 4-дневный курс высоких доз кортикостероидов, начатый в течение первых 24 часов после вспышки, может помочь уменьшить интенсивное воспаление и отек тканей, наблюдаемые на ранних стадиях заболевания. Профилактическое лечение основано на предотвращении падений с использованием бытовых мер безопасности и амбулаторных устройств; использование защитных головных уборов для уменьшения последствий падений; оперативная медицинская помощь после падения с учетом профилактического применения кортикостероидов; наблюдение диетологом для людей с трудностями в питании; профилактическая стоматологическая помощь с мерами предосторожности во избежание травм; ортодонтическое лечение у практикующего врача с опытом работы с ФОП; консультация с экспертом-анестезиологом с опытом работы с ФОП перед плановой анестезией; использование плавания, спирометрии; вентиляция с положительным давлением показана при механических затруднениях дыхания, включая синдром грудной недостаточности; противовоспалительные препараты при обострении заболевания; применение кортикостероидов при проявлении симптоматики в подчелюстной области или челюсти, крупных суставов, после значительной травмы мягких тканей, а также для профилактики до стоматологических и хирургических процедур [10]. Психологическая поддержка также необходима [11]. Средняя продолжительность жизни составляет примерно 40 лет. Большинство пациентов прикованы к инвалидной коляске к концу второго десятилетия жизни и обычно умирают от осложнений синдрома грудной недостаточности [12].

Отделение ортопедической хирургии медицинской школы Перельмана в Университете Пенсильвании разработали такую модель у мышей для ФОП (Acvr1 (R206H / +)), которая повторяет болезнь человека и предоставляет ценный новый инструмент для тестирования и разработки эффективных методов лечения. ФОП у мышей и другие модели, например, у дрозофилы, рыбок данио, кур, предоставляют арсенал инструментов для понимания передачи сигналов комплекса остеогенеза BMP и решения нерешенных вопросов механизмов заболевания, которые имеют отношение не только к ФОП, но и к широкому спектру расстройств, связанных с регенеративной медициной и метаморфозами тканей [13].

Распознавание визуальных проявлений фибродисплазии ossificans progressiva является обязательным для ранней диагностики, чтобы надлежащим образом направлять уход за пациентом и исключить ненужные биопсии или хирургические процедуры [14].

Заключение. Fibrodysplasia ossificans progressiva — тяжелое заболевание, которое часто провоцируются травмами мягких тканей, внутримышечными инъекциями, вирусной инфекцией, растяжением мышц, падениями или усталостью. При таких вспышках скелетные мышцы, сухожилия, связки, фасции и апоневрозы превращаются в гетеротопическую кость, делая движение невозможным. Гетеротопическое окостенение значительно сокращает продолжительность жизни и в большинстве случаев неправильно диагностируется, вследствие чего проводятся лишние хирургические вмешательства, которые могут привести к пожизненной инвалидности. Правильно поставленный диагноз, своевременное лечение и соблюдение выше указанных рекомендаций улучшат состояние пациента.

Литература:

  1. Kaliya-Perumal AK, Carney TJ, Ingham PW. Fibrodysplasia ossificans progressiva: current concepts from bench to bedside. // Dis Model Mech. 2020;13(9):dmm046441. doi: 10.1242/dmm.046441.
  2. Pignolo RJ, Shore EM, Kaplan FS. Fibrodysplasia ossificans progressiva: clinical and genetic aspects. // Orphanet J Rare Dis. 2011;6:80. doi: 10.1186/1750–1172–6–80.
  3. Akesson LS, Savarirayan R. Fibrodysplasia Ossificans Progressiva. 2020 Jun 11. In: Adam MP, Mirzaa GM, Pagon RA, Wallace SE, Bean LJH, Gripp KW, Amemiya A, editors. GeneReviews® [Internet]. Seattle (WA): University of Washington, Seattle; 1993–2023.
  4. Ravazzolo R, Bocciardi R. Genomic Context and Mechanisms of the ACVR1 Mutation in Fibrodysplasia Ossificans Progressiva. // Biomedicines. 2021;9(2):154. doi: 10.3390/biomedicines9020154.
  5. Allen RS, Tajer B, Shore EM, Mullins MC. Fibrodysplasia ossificans progressiva mutant ACVR1 signals by multiple modalities in the developing zebrafish. // Elife. 2020;9:e53761. doi: 10.7554/eLife.53761.
  6. Shah ZA, Rausch S, Arif U, El Yafawi B. Fibrodysplasia ossificans progressiva (stone man syndrome): a case report. // J Med Case Rep. 2019;13(1):364. doi: 10.1186/s13256–019–2297-z.
  7. Yamamoto M, Stoessel SJ, Yamamoto S, Goldhamer DJ. Overexpression of Wild-Type ACVR1 in Fibrodysplasia Ossificans Progressiva Mice Rescues Perinatal Lethality and Inhibits Heterotopic Ossification. // J Bone Miner Res. 2022;37(11):2077–2093. doi: 10.1002/jbmr.4617.
  8. Pignolo RJ, Shore EM, Kaplan FS. Fibrodysplasia ossificans progressiva: diagnosis, management, and therapeutic horizons. // Pediatr Endocrinol Rev. 2013;10 Suppl 2(0 2):437–48.
  9. Gencer-Atalay K, Ozturk EC, Yagci I, Ata P, Delil K, Ozgen Z, Akyuz G. Challenges in the treatment of fibrodysplasia ossificans progressiva. // Rheumatol Int. 2019;39(3):569–576. doi: 10.1007/s00296–018–4179-x.
  10. Wentworth KL, Masharani U, Hsiao EC. Therapeutic advances for blocking heterotopic ossification in fibrodysplasia ossificans progressiva. // Br J Clin Pharmacol. 2019;85(6):1180–1187. doi: 10.1111/bcp.13823.
  11. de Ruiter RD, Smilde BJ, Pals G, Bravenboer N., et al. Fibrodysplasia Ossificans Progressiva: What Have We Achieved and Where Are We Now? // Follow-up to the 2015 Lorentz Workshop. Front Endocrinol (Lausanne). 2021;12:732728. doi: 10.3389/fendo.2021.732728.
  12. Pignolo RJ, Hsiao EC, Baujat G, Lapidus D, Sherman A, Kaplan FS. Prevalence of fibrodysplasia ossificans progressiva (FOP) in the United States: estimate from three treatment centers and a patient organization. // Orphanet J Rare Dis. 2021;16(1):350. doi: 10.1186/s13023–021–01983–2.
  13. Kaplan FS, Chakkalakal SA, Shore EM. Fibrodysplasia ossificans progressiva: mechanisms and models of skeletal metamorphosis. // Dis Model Mech. 2012;5(6):756–62. doi: 10.1242/dmm.010280.
  14. Bauer AH, Bonham J, Gutierrez L, Hsiao EC, Motamedi D. Fibrodysplasia ossificans progressiva: a current review of imaging findings. // Skeletal Radiol. 2018;47(8):1043–1050. doi: 10.1007/s00256–018–2889–5.
  15. Rashid U, Bari A, Maqsood A, Naz S, Ahmad TM. Fibrodysplasia Ossificans Progressiva. // J Coll Physicians Surg Pak. 2016;26(2):154–155.
Основные термины (генерируются автоматически): врожденный порок развития, окостенение, палец ног, продолжительность жизни, BMP, вирусная инфекция, вспышка, грудная недостаточность, патогенный вариант, пациент, пожизненная инвалидность, ранняя инвалидность, ребенок, ткань.


Похожие статьи

Рецидивирующая тромбоэмболия легочной артерии. Способы диагностики и лечение

Постгастрэктомический демпинг-синдром: причина, механизмы развития и современная диагностика

Хроническая обструктивная болезнь легких: компьютерная томография высокого разрешения в диагностике эмфиземы и облитерирующего бронхиолита

Менингококковая инфекция: этиология, клиника, патогенез, диагностика и методы лечения

Дифтерия: клиническое течение, диагностика, особенности лечения (обзор литературы)

Скарлатина: клиническое течение, диагностика, особенности лечения (обзор литературы)

Дифтерия ротоглотки: эпидемиология, классификация, клиническая картина (обзор литературы)

Аневризма брюшной аорты: распространенность, диагностика и принципы лечения

Аденовирусная инфекция: клиническое течение, диагностические критерии, особенности лечения (обзор литературы)

Консервативная миомэктомия и беременность: особенности течения, факторы перинатального риска и их прогнозирование

Похожие статьи

Рецидивирующая тромбоэмболия легочной артерии. Способы диагностики и лечение

Постгастрэктомический демпинг-синдром: причина, механизмы развития и современная диагностика

Хроническая обструктивная болезнь легких: компьютерная томография высокого разрешения в диагностике эмфиземы и облитерирующего бронхиолита

Менингококковая инфекция: этиология, клиника, патогенез, диагностика и методы лечения

Дифтерия: клиническое течение, диагностика, особенности лечения (обзор литературы)

Скарлатина: клиническое течение, диагностика, особенности лечения (обзор литературы)

Дифтерия ротоглотки: эпидемиология, классификация, клиническая картина (обзор литературы)

Аневризма брюшной аорты: распространенность, диагностика и принципы лечения

Аденовирусная инфекция: клиническое течение, диагностические критерии, особенности лечения (обзор литературы)

Консервативная миомэктомия и беременность: особенности течения, факторы перинатального риска и их прогнозирование

Задать вопрос