Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной инициативы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 27.02.2022

Статья просмотрена: 1475 раз

Библиографическое описание:

Гаврильев, А. А. Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной инициативы / А. А. Гаврильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/403/88316/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о наделении правом законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, а также реализация им правотворческих функции, закрепленными в Федеральном законе от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации. Как показывает практика, благодаря участию прокуроров в правотворческой деятельности, активно обеспечиваются реализация прав и свобод человека и гражданина, гарантируется их защита прав и законных интересов. Рассматриваются некоторые аспекты участия органов прокуратуры РФ в правотворчестве. Представляется необходимость расширить полномочия прокуроров субъектов в части дачи им права законодательной инициативы. В силу конституционно-правового статуса прокуратуры РФ обосновывается вопрос о необязательности согласования законопроектов органов прокуратуры с субъектами законодательной инициативы указанные в 104 статье Конституции РФ. Доказано, что в случае закрепления в Конституции РФ право на законодательную инициативу Генерального прокурора РФ, исходящие от него акты могут быть обоснованы готовившими их работниками прокуратуры, знакомыми с правовыми реалиями и поскольку прокуратура, как никакой другой орган государства, осведомлена о состоянии законности, возможных законодательных пробелах и упущениях, и о реальном действии законов в стране, их соответствии жизненным потребностям.

Состояние действующего российского законодательства характеризуется как позитивными, так и негативными тенденциями. Среди многих ученых-конституционалистов, а также законодателями уже давно рассматривается вопрос об отсутствии законодательной инициативы у Генерального прокурора РФ и органов прокуратуры в целом. Если обратиться к зарубежной практике, то прокуратура занимает разнообразное место в системе разделения властей — она относится либо же к исполнительной, либо к судебной. Из этого видно, что, к примеру, в Соединенных Штатах и Германии определено правовое положение и место прокуратуры в системе органов государственной власти. Но в Российской Федерации она не относится ни к одной из ветвей. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что прокуратура РФ занимает важное и особое место в системе разделения властей, и ее скорее относят к прокурорской или контрольно-надзорной ветви власти, и обладает особыми функциями и компетенцией, обеспечивающие правильное функционирование системы сдержек и противовесов [8].

Согласно статье 94 Конституции РФ, законодательную деятельность осуществляет Федеральное собрание [1]. Прокуратура не входит в законодательную ветвь власти. И поэтому главным участником законодательного процесса можно назвать Федеральное собрание, потому как только оно вправе принимать федеральные конституционные и федеральные законы, которые имеют высшую юридическую силу и прямое их действие на всей территории Российской Федерации. В прокурорской практике нередко можно встретить такие случаи, когда от палат Федерального собрания поступают ряд предложении, проектов, которые передаются в надзорные подразделения Генеральной прокуратуры РФ на правовой анализ и доработку. Согласно статье 12 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Генеральной прокурор выступает перед палатами Федерального собрания с докладом о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению, анализирует действующее законодательство, предлагая меры, направленные на улучшение регулирования надзорных и поднадзорных правоотношений, и анализируют доклад с целью подготовки предложений по совершенствованию и изменению законодательства.

Однако статья 104 Конституция РФ не относит в качестве субъекта законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, но вместе с этим наделяет этим правом Конституционный и Верховный суд по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы Конституционного и Верховного суда на основе обобщения судебной практики, а также практики применения судами нормативно-правовых актов позволяет вносить предложения по изменению и совершенствования законодательства. На сегодняшний день, постановления высших судов, практики расценивают это как общеобязательные нормы, как источник права. И в этом случае право законодательной инициативы у Конституционного и Верховного Суда является верным и правильным решением.

Прокуратура в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями, прежде всего надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ [9]. Надзор за исполнением законов составляет ведущую отрасль прокурорского надзора, так как гарантирует соблюдение Конституции РФ и законов, вместе с тем с его помощью реализуется наиболее широкий круг полномочий по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина [10]. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ», прокуроры, реализуя свои полномочия и выявляя потребности в правовом регулировании общественных отношений или определенные пробелы, а иногда и коллизии в законодательстве, имеют право вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативой предложения об изменении, дополнении или отмене законов и иных нормативно-правовых актов [2].

Анализ Федерального закона дает четкую возможность констатировать, что участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности осуществляется посредством трех форм: в форме внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов; в форме проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; в форме издания подзаконных нормативных правовых актов.

К слову, в Приказе Генпрокуратуры России от 24.11.2008 N 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», дается четкое указание о том, что прокурорам субъектов РФ следует обеспечить эффективное участие органов прокуратуры в законотворческой деятельности, а также активнее использовать право законодательной инициативы для внесения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложений об изменении и о дополнении регионального законодательства по актуальным направлениям борьбы с преступностью, обеспечения законности, защиты прав и законных интересов граждан [6].

Наделение Генерального прокурора РФ, прокуратур субъектов, районов и городов правом законодательной инициативы поcпоcобствовало бы решению многих проблем. Часто законодательство не успевает за изменением самих общественных отношений, а также их форм организации и видов, на практике возникают пробелы в законодательстве, которые своевременное вмешательство органов прокуратуры могло бы решить. Например, в Республике Саха (Якутии) согласно Информации о состоянии законности и правопорядка по итогам 2016 года, в связи с бездействием по исполнению федеральных законов, их неверным толкованием и другим причинам оспорено 1176 муниципальных (АППГ — 1075) нормативных актов. Количество приведенных в соответствие с федеральным законодательством муниципальных актов по требованиям прокуроров свидетельствует о наличии серьезных недостатков на стадии их разработки и принятия. Конструктивному взаимодействию органов прокуратуры и местного самоуправления препятствуют факты неисполнения главами муниципальных образований обязанностей по направлению текстов нормативных актов для включения в регистр, размещению обязательной информации и документов на официальных сайтах. Кроме того, проведенный прокуратурой республики анализ показал, что причиной высокого количества ежегодно выявляемых незаконных актов является отсутствие у прокурора республики Саха (Якутия) права законодательной инициативы, а также факты неполноты и ненадлежащего осуществления повторной юридической экспертизы нормативных правовых актов отделом законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Республике Саха (Якутия) Управления, Министерства Юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу [12].

Стоит отметить, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» конституцией субъекта право законодательной инициативы может быть предоставлено иным субъектам. В настоящее время в целом ряде субъектов право законодательной инициативы представляют прокурорам субъектов, районов и городов. Это право предоставлено, например, в Свердловской, Новгородской, Магаданской областях; республика Бурятия. В каждом субъекте по-разному реализуют данную норму. В отдельных регионах это право представляется органам прокуратуры областного уровня, в других же напрямую руководителям этих прокуратур. Тем не менее, следует признать, что существует необходимость единства реализации данной нормы, а также внесение изменение в Федеральный закон [3], где надлежит указать наряду с уже перечисленным субъектами и органы прокуратуры.

Стоит обратить также внимание на то, что до принятия в 1993 году Конституции Генеральный прокурор СССР обладал законодательной инициативой. В соответствии со ст. 165 Конституции СССР 1977 г. Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР. Статья 113 Конституции предоставляла также Генеральному прокурору СССР право законодательной инициативы в Верховном Совете [7].

Законодательная инициатива — прежде всего, является обязательной и начальной стадией законодательного процесса и Генеральный прокурор, по-моему мнению, не должен находиться в стороне от законотворчества. Некоторые авторы склоняются к тому, чтобы вернуть Генеральному прокурору конституционное право законодательной инициативы, максимально упростить процедуру взаимодействия с законодательными органами. Наличие у него такого права порождало бы обязанность законодательных органов рассмотреть и обсудить вопрос о принятии законопроекта или предлагаемых изменений в законодательстве.

Таким образом, в сфере правотворчества усилия прокуроров сосредоточены на предупреждении нарушений уже на этапе разработки и принятия нормативных положений. Данное введение посодействует своевременному повышению качества российского законодательства РФ в целом, существенно снизит нагрузку на надзорные ведомства, как самой прокуратуры, так и иных контрольно-надзорных органов, предупреждающие деятельность прокуроров, связанную с поступлением в суд протестов и заявлений о признании незаконными нормативно-правовые акты [4].

Во многом это происходит благодаря принятию Положения «Об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации». В нём устанавливаются постулаты, на основе которых организуется работа в рассматриваемой сфере. Особое внимание в данном нормативном акте уделено процессу подготовки законопроектов [5].

Органами прокуратуры проводится огромная работа по предотвращению принятия незаконных нормативных актов на всех уровнях. Так за 2017 год внесено около 400тыс протестов [11]. Большая часть выявляемых актов относится к правотворчеству органов местного самоуправления. И тем не менее, этот факт не умаляет значимости проводимых прокурорами мероприятий на уровне правотворчества государственных органов.

В связи с вышеперечисленными факторами очевидно, что требуется дальнейшее развитие и расширение полномочий прокуратуры в сфере правотворчества. На сегодняшний день Конституция РФ в ч. 1 ст. 104 к субъектам законодательной инициативы относит Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд и Верховный Суд. Исходя из вышеперечисленных аргументов, представляется необходимым поставить вопрос о включении Генерального прокурора РФ в данный список. Сотрудниками правового управления Генеральной прокуратуры РФ, осуществляющими надзор за применением норм права и их реализацией в реальной действительности, накоплен значительный опыт в подготовке законопроектов. Данная деятельность выступает основным элементом государственного механизма правотворчества.

В Российской Федерации нет органа, применяющего законы и иные подзаконные акты в столь значительном объеме. Соответственно, можно утверждать, что в случае закрепления в Конституции РФ права на законодательную инициативу Генерального прокурора РФ, исходящие от него акты могут быть обоснованы готовившими их работниками прокуратуры, и более знакомыми с правовыми реалиями.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472,
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005,
  4. Постановление СФ ФС РФ от 26.05.2010 N 199-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 31.05.2010, N 22, ст. 2716
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 N 144 (ред. от 06.02.2013) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации») // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — http: //genproc.gov.ru/stat/data/80780/
  6. Приказ Генпрокуратуры России от 24.11.2008 N 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» // «Законность», N 4, 2009.
  7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // «Ведомости ВС СССР», 1977, N 41, ст. 617
  8. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 1. // С. А. Авакьян. — 5-e изд., пере-раб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 864 с
  9. Кехлеров С. Г., Капинус О. С. Настольная книга прокурора. В 2 ч. Ч. 1 // под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 429 с.
  10. Сухарева А. Я. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А. Я. Сухарева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 480 с.
  11. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // URL:https://genproc.gov.ru
  12. Официальный сайт Прокуратуры Республики Саха (Якутия) // URL: http://proksakha.ru/prokuratura-razyasnyaet/informaciya-o-sostoyanii-zakonnosti-pravoporyadka-obespecheniya-osnovnykh-garantijj-i-socialnykh-prav-grazhdan-v-respublike-sakha-yakutiya-po-itogam-2016-goda/
Основные термины (генерируются автоматически): законодательная инициатива, Генеральный прокурор РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, акт, орган прокуратуры, Верховный Суд, орган, Федеральное собрание, правотворческая деятельность.


Похожие статьи

К вопросу о конституционном контроле в России

Одной из целей существования Конституции в государстве является минимизация возможности произвола. В некоторых странах для этого используется специализированный механизм осуществления контроля в конституционной сфере над всеми проявлениями властных п...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответст...

Право на судебную защиту в Российской Федерации: механизм реализации и проблемы, возникающие в процессе реализации права

В статье проводится анализ конституционного права граждан РФ на защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке, а также механизм его реализации. Право граждан на судебную защиту является одним и важнейших составляющих элементов кон...

Проблемы реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве РФ

Статья посвящена изучению некоторых проблем реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Целью работы является выявление такого рода проблем и предложение путей их решения. В статье содержится анализ ос...

Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность и значение

Несовершеннолетний субъект с учетом отсутствия элемента полной дееспособности не имеет полноценных возможностей обеспечить защиту своих прав в рамках уголовного судопроизводства, находясь в зависимом от родителей или иных законных представителей поло...

Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций в период проведения специальной военной операции и санкционной политики других государств в адрес Российской Федерации

Органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике. Актуальность статьи обусловлена важностью ра...

Полномочия прокурора при отказе в возбуждении уголовного дела

Перманентный характер изменений процессуального положения прокурора объясняется попытками оптимизировать объём полномочий данного должностного лица и окончательно определиться с его ролью. Но так ли это на самом деле? Почему в литературе мы всё чаще...

Необходимость соблюдения принципа приоритетной защиты детей в вопросе восстановления процессуального срока для принятия наследства

В статье рассматриваются правовые положения, регламентирующие судебный порядок восстановления несовершеннолетнему пропущенного срока для принятия наследства. Тема исследования достаточно актуальная, так как касается детей, как наиболее уязвимой катег...

Судебное представительство по гражданским делам

Актуальность данной темы заключается в том, что для защиты прав и свобод каждого человека, проживающего на территории нашего государства, важное значение имеет институт судебного представительства. Если в рамках уголовного процесса задача по обеспеч...

Защита конституционных прав и свобод на федеральном и субфедеральном уровне: так ли это дорого и можно ли это оценивать

В статье рассматривается институт судебного Конституционного контроля в Российской Федерации и конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации, основой которому служит принцип разделения властей, а также приводится анализ расхо...

Похожие статьи

К вопросу о конституционном контроле в России

Одной из целей существования Конституции в государстве является минимизация возможности произвола. В некоторых странах для этого используется специализированный механизм осуществления контроля в конституционной сфере над всеми проявлениями властных п...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответст...

Право на судебную защиту в Российской Федерации: механизм реализации и проблемы, возникающие в процессе реализации права

В статье проводится анализ конституционного права граждан РФ на защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке, а также механизм его реализации. Право граждан на судебную защиту является одним и важнейших составляющих элементов кон...

Проблемы реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве РФ

Статья посвящена изучению некоторых проблем реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Целью работы является выявление такого рода проблем и предложение путей их решения. В статье содержится анализ ос...

Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность и значение

Несовершеннолетний субъект с учетом отсутствия элемента полной дееспособности не имеет полноценных возможностей обеспечить защиту своих прав в рамках уголовного судопроизводства, находясь в зависимом от родителей или иных законных представителей поло...

Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций в период проведения специальной военной операции и санкционной политики других государств в адрес Российской Федерации

Органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике. Актуальность статьи обусловлена важностью ра...

Полномочия прокурора при отказе в возбуждении уголовного дела

Перманентный характер изменений процессуального положения прокурора объясняется попытками оптимизировать объём полномочий данного должностного лица и окончательно определиться с его ролью. Но так ли это на самом деле? Почему в литературе мы всё чаще...

Необходимость соблюдения принципа приоритетной защиты детей в вопросе восстановления процессуального срока для принятия наследства

В статье рассматриваются правовые положения, регламентирующие судебный порядок восстановления несовершеннолетнему пропущенного срока для принятия наследства. Тема исследования достаточно актуальная, так как касается детей, как наиболее уязвимой катег...

Судебное представительство по гражданским делам

Актуальность данной темы заключается в том, что для защиты прав и свобод каждого человека, проживающего на территории нашего государства, важное значение имеет институт судебного представительства. Если в рамках уголовного процесса задача по обеспеч...

Защита конституционных прав и свобод на федеральном и субфедеральном уровне: так ли это дорого и можно ли это оценивать

В статье рассматривается институт судебного Конституционного контроля в Российской Федерации и конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации, основой которому служит принцип разделения властей, а также приводится анализ расхо...

Задать вопрос