Участие прокуратуры в нормотворчестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.11.2019

Статья просмотрена: 846 раз

Библиографическое описание:

Чурбанова, Е. Е. Участие прокуратуры в нормотворчестве / Е. Е. Чурбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64178/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье исследуются особенности участия прокуратуры в нормотворчестве, анализируется роль прокурора в нормотворчестве органов местного самоуправления.

Ключевые слова: прокурор, нормотворчество, правотворчество, органы местного самоуправления.

Правотворчество в теории права рассматривается как деятельность по принятию, изменению (совершенствованию) и отмене юридических норм. Оно направлено на формирование правовых основ общества и государства и включает в себя подготовку и принятие в установленном законом порядке нормативных правовых актов. Субъектами данной деятельности выступают государственные органы (прежде всего — законодательной и исполнительной власти), негосударственные структуры, которые наделены соответствующими полномочиями, а также граждане, если закон принимается путем референдума.

Органы прокуратуры, участвуя в правотворческой деятельности, основанной на определенных принципах, реализуют правозащитную функцию и одновременно обеспечивают верховенство закона.

Общие цели деятельности прокуратуры, каковыми являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, являются значимыми факторами, которые обусловливают участие органов прокуратуры в правотворчестве.

В соответствии с законодательством на прокурора возлагается обязанность участвовать в правотворческой деятельности, в частности, в ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] имеется прямое указание на участие прокуратуры РФ в правотворческой деятельности, а в ст. 9 этого же документа закреплено право прокурора «вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов», если в ходе осуществления своих полномочий прокурором будет установлена необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов.

ФЗ № 172 и ст. 9.1 Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а также Приказом Генерального прокурора РФ № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» [2] (далее — Приказ ГП РФ № 400) на органы прокуратуры возлагается проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов. В целях обеспечения надлежащей организации работы в указанной сфере.

Приказ ГП РФ № 400 ориентирует прокуроров на усиление надзора за законностью нормативных правовых актов, применение мер к налаживанию взаимодействия с органами местного самоуправления, участие в подготовке ими проектов законов и иных нормативных правовых актов, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов. Прокуроры, выступающие своеобразными «кураторами» процесса нормотворчества, оказывают большую и неоценимую помощь муниципалитетам.

Получая нормативный правовой акт, прокурор проводит экспертизу на предмет соответствия его нормам действующего законодательства, на наличие правомочия органа местного самоуправления к его принятию и по иным фактам. В случае выявления нарушений прокурор может принять следующие меры: внести протест, требование либо направить заявление в суд о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов [3].

Исходя из анализа регионального и муниципального опыта организации и проведения антикоррупционной экспертизы можно сделать ряд общих выводов:

1) она позволяет существенно повысить качество правотворческой деятельности путем снижения количества нормативных предписаний, содержащих трудновыполнимые, неопределенные, взаимоисключающие требования, путем устранения пробелов и коллизий в нормативных актах;

2) является органичной частью правотворческой деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по разработке и изданию нормативных правовых актов;

3) строится на методических основах, позволяющих как правотворческим, так и контрольно-надзорным органам единообразно выявлять и устранять коррупциогенные факторы. Следовательно, антикоррупционная экспертиза способствует повышению качества правотворческой деятельности, что в конечном счете может оказать положительное влияние на качество правоприменительной деятельности [4].

Нельзя не заметить, что, рассматривая отдельные аспекты участия прокурора в правотворческой деятельности, исследователи акцентируют внимание на вопросе о взаимодействии органов прокуратуры с органами местного самоуправления. И это понятно, поскольку наибольшее количество нормативных актов, не соответствующих федеральному законодательству, принимают и издают именно органы местного самоуправления. В связи с этим имеется необходимость в деятельном участии органов прокуратуры в нормотворческом процессе органов местного самоуправления. Такое участие может быть обеспечено посредством проведения прокурором консультаций, включения представителя прокуратуры в рабочую группу для обсуждения законопроектов, их правовой экспертизы, инициирования разработки проекта и прочей деятельности, однако в большинстве регионов отмечается отсутствие налаженной совместной работы между органами местного самоуправления и органами прокуратуры.

Проведенный анализ показывает, что в процессе взаимодействия у органов прокуратуры и органов местного самоуправления возникают определенные трудности, которые могут быть связаны с вопросами, например, организационного характера (сроков проведения заседания, невозможностью присутствия прокурора на заседании в муниципальном образовании, срочностью принятия решений, практикой ведения регистра и др.), что приводит часто к принятию актов без получения заключения органов прокуратуры. Органы прокуратуры и органы местного самоуправления зачастую расходятся во мнении, какие акты должны быть отнесены к нормативным, а какие нет. Как результат разногласий — не все проекты нормативных актов представляются в органы прокуратуры для предварительной экспертизы.

С учетом изложенного, полагаем целесообразным предусмотреть в уставах муниципальных образований норму, закрепляющую за прокурорами городов и районов право нормотворческой инициативы в представительных органах. В целях улучшения взаимодействия в сфере обеспечения законности нормативных правовых актов, полноты правового регулирования и создания единого правового пространства необходимо внедрить во всех муниципальных образованиях оправдавший себя в ряде субъектов РФ опыт заключения прокуратурой с главами муниципальных образований соглашения о взаимодействии, в котором должны найти отражение в том числе положения, обеспечивающие представление прокурору всех проектов муниципальных нормативных актов до их принятия, а также в течение установленного в соглашении срока уже принятых актов, для изучения их на предмет соответствия действующему законодательству.

Следует отметить, что некоторые прокурорские работники придерживаются позиции, согласно которой правотворческая деятельность для прокуратуры, хотя и важна по своему значению, но не является главной; прокуратура в первую очередь является надзорным органом, поэтому прокуроры в основном должны заниматься надзорной деятельностью, а заниматься правотворческой деятельностью нет необходимости.

Бесспорно, правотворчество не должно превалировать над основной деятельностью — надзорной, вместе с тем значение участия прокуроров в правотворчестве нельзя недооценивать. Прокурор уже на стадии подготовки проектов или принятия правовых актов может добиться устранения нарушений принципа законности в правотворчестве (в части непротиворечия принимаемых норм действующему законодательству), что в конечном итоге позволит снизить нагрузку на надзорные подразделения органов прокуратуры и, что особенно важно, объем работы по опротестованию незаконных правовых актов и их судебному оспариванию.

Подводя итог, отметим положительное влияние участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на формирование единого правового пространства в России и ее субъектах. Очевидно, это направление прокурорской деятельности нуждается в дальнейшем развитии (как в теоретической, так и в практической плоскости).

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — 18 февраля.
  2. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. — 2010. — № 4
  3. Вельш В. Ю., Ипатова А. С. Роль прокуратуры в муниципальном правотворчестве // В сборнике: Эволюция российского права Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2019. С. 7–9.
  4. Джиоев С. Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 8 (60). С. 40–46.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, правотворческая деятельность, акт, орган прокуратуры, орган, антикоррупционная экспертиза, прокурор, правовая экспертиза, РФ, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Некоторые проблемы участия органов прокуратуры в нормотворчестве

В статье рассмотрены некоторые проблемы участия прокурора в нормотворчестве, выделены и проанализированы форму такого участия, очерчен круг проблем, приведены практические примеры. Сделан вывод о необходимости активного участия прокурора в нормотворч...

Проблемы и перспективы участия прокуроров в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов

В статье автор пытается рассмотреть актуальные проблемы участия прокуроров в правотворческой деятельности, а также возможные пути их решения.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В данной статье исследуются особенности нормотворчества органов местного самоуправления, анализируются пробелы в законодательстве и предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности

В статье автор дает определение понятию участия прокуратуры в правотворческой деятельности, его отличие от права законодательной инициативы, рассуждает о том, относится ли участие прокуратуры в правотворческой деятельности к функциям либо к деятельно...

Юридическое просвещение по вопросам муниципального нормотворчества, как важная составляющая антикоррупционной деятельности органов прокуратуры

Актуальные проблемы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления

В статье проанализированы актуальные проблемы в сфере муниципального нормотворчества, выделены типичные нарушения в муниципальных нормативных правовых актах.

Актуальные проблемы в муниципальном правотворчестве

В статье автор пытается определить существующие проблемы в муниципальном правотворчестве и возможности их решения.

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Некоторые аспекты участия прокурора в гражданском процессе

В статье представлены некоторые аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве, характеризующиеся важной ролью прокурора. Приведен статистический анализ обращения прокурора в суд по защите прав граждан.

Понятие регионального законотворческого процесса

В статье автором предложено понятие регионального законотворческого процесса, проведено разграничение законотворческого, законодательного и правотворческого процессов.

Похожие статьи

Некоторые проблемы участия органов прокуратуры в нормотворчестве

В статье рассмотрены некоторые проблемы участия прокурора в нормотворчестве, выделены и проанализированы форму такого участия, очерчен круг проблем, приведены практические примеры. Сделан вывод о необходимости активного участия прокурора в нормотворч...

Проблемы и перспективы участия прокуроров в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов

В статье автор пытается рассмотреть актуальные проблемы участия прокуроров в правотворческой деятельности, а также возможные пути их решения.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В данной статье исследуются особенности нормотворчества органов местного самоуправления, анализируются пробелы в законодательстве и предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности

В статье автор дает определение понятию участия прокуратуры в правотворческой деятельности, его отличие от права законодательной инициативы, рассуждает о том, относится ли участие прокуратуры в правотворческой деятельности к функциям либо к деятельно...

Юридическое просвещение по вопросам муниципального нормотворчества, как важная составляющая антикоррупционной деятельности органов прокуратуры

Актуальные проблемы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления

В статье проанализированы актуальные проблемы в сфере муниципального нормотворчества, выделены типичные нарушения в муниципальных нормативных правовых актах.

Актуальные проблемы в муниципальном правотворчестве

В статье автор пытается определить существующие проблемы в муниципальном правотворчестве и возможности их решения.

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Некоторые аспекты участия прокурора в гражданском процессе

В статье представлены некоторые аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве, характеризующиеся важной ролью прокурора. Приведен статистический анализ обращения прокурора в суд по защите прав граждан.

Понятие регионального законотворческого процесса

В статье автором предложено понятие регионального законотворческого процесса, проведено разграничение законотворческого, законодательного и правотворческого процессов.

Задать вопрос