Актуальность данной темы обусловлена тем, что деятельность прокуратуры РФ связана с постоянным взаимодействием с нормативно-правовыми актами. В ходе осуществления своих полномочий прокуроры применяют и анализируют нормы различных отраслей права. В связи с этим, органы прокуратуры обладают необходимой информацией и сведениями о наличии пробелов и коллизий в праве. Кроме того, поскольку деятельность прокуратуры непосредственно связана с применением нормативно правовых актов, она может разрабатывать эффективные меры по устранению подобных пробелов.
Правотворческая функция Прокуратуры РФ законодательно закреплена в Федеральном законе «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г, а именно в п.4 ст. 1 и ст. 9. Задачами данного направления прокурорской деятельности следует считать обеспечение принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству, выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений, устранение пробелов и коллизий правого регулирования [1].
Данная задача обусловлена тем, что Прокуратура РФ осуществляет надзор за деятельностью различных субъектов практически во всех сферах правового регулирования.
Прокуратура, участвуя в той или иной мере в деятельности всех ветвей власти, а также выполняющая значительную роль в механизме их сдержек и противовесов, вовлечена в механизм государственного правотворчества на основе реализации различных функций, включая принятие по итогам надзорных мероприятий актов прокурорского реагирования в целях отмены (изменения) противоречащего Конституции РФ или закону нормативного акта; участия органов прокуратуры в судебном контроле в рамках различных видов судопроизводства; внесения прокурором при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов и др. [2].
Как было сказано выше, органы прокуратуры находятся в постоянном взаимодействии с нормативно-правовыми актами. Соответственно, сотрудники органов прокуратуры являются компетентными специалистами в сфере юриспруденции, поскольку, во-первых, все сотрудники прокуратуры имеют высшее юридическое образование, во-вторых, они непосредственно применяют в своей деятельности различные нормы права. В связи с этим, можно сказать о важной роли сотрудников прокуратуры в работе комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных и исполнительных органов государственной власти, которые осуществляют правовую экспертизу нормативных правовых актов.
Анализ и изучение проектов нормативных правовых актов является важным направлением деятельности прокуратуры в сфере правотворчества.
Так, в информационном письме прокуратуры Красноярского края «О практике и недостатках в организации правотворческой работы в 1 полугодии 2020 г». отмечается, что за анализируемый период времени в органы прокуратуры края поступило 14 791 проект нормативных правовых актов, по которым в органы местного самоуправления направлено 1 365 писем с замечаниями. В результате прокурорам края удалось предотвратить принятие более 1 300 незаконных муниципальных нормативных правовых актов [3]. Проанализировав приведенную статистику, можно сказать об эффективности работы органа прокуратуры и о важной роли данных органов в сфере правотворчества, поскольку было предотвращено издание более 1 000 незаконных нормативно-правовых актов только в одном регионе.
Изучая тот или иной проект нормативно-правового акта, прокурор руководствуется основными принципами права, действующими нормативными актами, юридической техникой и так далее.
Кроме того, многие научные деятели и практикующие работники высказываются о необходимости придания заключениям и замечаниям прокурора императивного (властного) характера, с обязанностью правотворческих органов рассмотреть в определенный срок акты прокурора.
Также представляется необходимым выделить основные способы участия Прокуратуры РФ в правотворческой деятельности.
Первым способом такого участия является правовой мониторинг законодательства Российской Федерации.
Мониторинг законодательства — это деятельность различных органов, которая связана со сбором и проведением анализа различных сведений путем наблюдений, проверке и оценке различных правовых источников, в результате которой выявляются недостатки или же несоответствие их действующим нормативным актам или же запланированным показателям их действия. Так, например, Правовое управление Генеральной прокуратуры РФ организует мониторинг законодательства и правовой практики по вопросам различных отраслей права [4].
Второй способ — работа над проектами нормативно-правовых актов. Это является важнейшим способом участия прокуратуры в правотворческой деятельности. Как было указано выше, сотрудники прокуратуры обладают необходимыми знаниями, а также практическим опытом, который необходим для проведения анализа и проверки новых проектов нормативно-правовых актов. О значимости участия прокуратуры в правотворческой деятельности свидетельствуют и результаты надзорной деятельности. Так, в 2018 г. прокурорами было дано порядка 109 тыс. заключений на проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (законодательного и подзаконного уровня) и более 853 тыс. заключений на проекты муниципальных правовых актов, при этом отрицательное заключение получили около 12 тыс. актов субъектов и 63 тысяч муниципальных правовых актов [4].
Еще одним важным способом участия в данной деятельности является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Подводя итог, можно сказать, что роль Прокуратуры РФ в правотворческой деятельности велика. Не обладая правом законодательной инициативы, прокуратура является важным участником формирования системы нормативно-правовых актов Российской Федерации. Органы Прокуратуры обладают всей необходимой информацией, а также возможностями по обеспечению законности правотворческой деятельности в России, поскольку деятельность прокуратуры непосредственно связана с применением норм права различных отраслей.
Литература:
- Приказ Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. № 144 (ред. от 11 августа 2020 г.) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. 9–23 с.
- Спирин, А. В. Об отдельных аспектах участия прокуратуры в правотворческой деятельности / А. В. Спирин // Юридическая техника. — 2022. — № 16. — 579–583 с.
- Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: Учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова [и др.]; Под редакцией А. В. Юрковского. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2020. — 299 с.