Проблемы и перспективы участия прокуроров в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.11.2022

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Железняк, Т. А. Проблемы и перспективы участия прокуроров в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов / Т. А. Железняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96239/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор пытается рассмотреть актуальные проблемы участия прокуроров в правотворческой деятельности, а также возможные пути их решения.

Ключевые слова: конституция, прокурор, правотворческая деятельность, формы участия в правотворчестве.

В настоящее время в России наблюдается наличие несовершенства правотворчества, ввиду того что более половины принимаемых нормативно-правовых актов связаны с внесением изменений и дополнений в ранее изданные законы [1].

Многие авторы сходятся во мнении, что именно прокуратура является органом, осведомленным о состоянии законности в нашей стране, прокурорский надзор охватывает все значимые для общественной жизни сферы.

Как высказался в своем интервью прокурор Удмуртской Республики А. Ю. Николаев: «Только у нас в России прокуратура отвечает за все, и с нас спрашивают за все… Прокуратура в России осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов…» [2].

Именно поэтому полагаем, что вопрос расширения сложившихся форм сотрудничества с государственными органами власти субъекта РФ в сфере нормотворчества является важным и острым.

Средствами такого взаимодействия уже на этапе подготовки правовых актов возможно устранить нарушения и коллизии, что исключит необходимость в опротестовании и судебном оспаривании незаконных правовых актов и как следствие, уже на начальном этапе исключит нарушение законных прав и интересов граждан.

Как мы рассмотрели ранее, действующая редакция ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 9 указал в качестве формы участия прокурора в правотворческой деятельности — внесение в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

На практике организационно-распорядительные документы генеральной прокуратуры указывают и конкретизируют также иные правовые средства.

Можно выделить такие формы осуществления прокурором правотворческой деятельности, как участие в выявлении потребности в правовом регулировании общественных отношений, мониторинг, участие в обсуждении и подготовке проектов нормативных правовых актов, консультирование разработчиков проектов нормативных актов по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы, участие в рассмотрении внесенных представлений и протестов представительными (законодательными) органами, применение прокурором мер к отмене незаконных правовых актов.

С. М. Кирюхина, к примеру, указывает, что последние три формы относятся к надзорной функции, а не к правотворческой как таковой, так как преследуется цель добиться отмены незаконных правовых актов или устранить иное выявленное нарушение закона.

Вместе с тем, Ю. Е. Винокуров, А. Ф. Смирнов, Н. В. Григорьева, В. Г. Бессарабов и Р. Б. Хуторецкий рассматривают указанные направления как формы участия прокурора в правотворческой деятельности и с этим сложно поспорить. Использования мер прокурорского реагирования по отмене незаконных правовых актов как одна из форм правотворческой деятельности прокурора также находит свое отражение и конкретизацию в приказах Генерального прокурора № № 144, 155, 195.

Прокурорам предоставлено право законодательной инициативы на региональном или местном уровне. Данное право закреплено уже в 82 субъектах, к примеру статья 37 Конституции Удмуртии, ст. 76 Конституции Башкортостан [3].

Но, в большинстве субъектов РФ органы прокуратуры обладают ограниченным правом законодательной инициативы: региональные законодатели, по аналогии со ст.104 Конституции РФ, употребляют словосочетание «по предметам ее ведения».

К примеру, в Удмуртии абз. 2 ч. 1 ст. 37 Конституции УР изложен в следующей редакции: «право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики принадлежит также Конституционному Суду Удмуртской Республики, Верховному Суду Удмуртской Республики, Арбитражному суду Удмуртской Республики, Прокурору Удмуртской Республики, Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики по вопросам их ведения».

В Нижегородской области Российской Федерации, к примеру, в силу абз. 3 ч. 1 ст. 48 Устава «право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Нижегородскому областному суду, Арбитражному суду Нижегородской области, прокурору Нижегородской области, избирательной комиссии Нижегородской области…» [4].

В такой ситуации примечателен пример Татарстана. Так, в Республике Татарстан прокурор республики наделен правом законодательной инициативы без указания на пределы в рамках «предмета ведения».

Часть 1 ст. 76 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному Советнику Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления» [5].

Представляется, что оговорка «по предметам ведения» может вызвать затруднения при реализации прокурором законодательной инициативы, поэтому не включение такой формулировки при наделении прокурора правом законодательной инициативы является излишним. В защиту указанной позиции следует указать, что по всей своей сути, пределы деятельности прокуратуры определяются предметом надзора и возложенными на нее функциями, главная и основополагающая из которых– надзор за соблюдением законности, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

На практике, если Основным Законом субъекта РФ прокурору не предоставлено такое право или имеется оговорка «в пределах ведения», он обращается к уполномоченным органам государственной власти субъекта РФ, их должностным лицам с предложением об усовершенствовании законодательства.

Такие предложения не обладают обязательным характером, и их реализация связана с усмотрением участников правотворческой деятельности.

Однако, безусловно, впоследствии прокурор может принести протест, представление или обратиться к вышестоящему органу или в суд с целью устранения нарушения законодательства.

Все данные действия затягивают правотворческий процесс, в результате чего могут нарушаться права граждан, требования прокуратуры могут оставаться не реализованными, законодательные проблемы нерешенными вследствие утраты их актуальности, [6] а авторитет государственной власти в глазах общества — подорванным в следствие процессуальной «волокиты».

Органы прокуратуры различных уровней могли бы эффективнее влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы, поэтому представляется необходимым:

  1. закрепить за Генеральным прокурором РФ в ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы;
  2. дополнить ст. 9 Закона о прокуратуре нормой, содержащей право прокуроров вносить предложения о совершенствовании законодательства, которые бы подлежали обязательному рассмотрению законодательными органами различных уровней, органами местного самоуправления.
  3. наделить Прокуроров субъектов РФ хотят наделить «безусловным правом» законодательной инициативы без оговорок «в пределах ведения» во всех субъектах РФ без исключения.

Кстати, в реализацию этого предложения уже предпринимались попытки. Так, Правительство РФ в 2021 году внесло на рассмотрение депутатов подготовленный Министерством юстиции законопроект № 1219895–7, которым предлагается предоставить право законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта РФ прокурору. Поправки предусматриваются внесение изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [7].

Как отмечается в пояснительной записке, сейчас региональное законодательство наделяет 82 прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, и они активно его используют. «Анализ указанной работы показывает, что наличие у прокуроров субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы способствует надлежащей защите интересов неограниченного круга лиц, общества и государства, обеспечивает качественное региональное нормотворчество, исключая сложную и затратную работу по опротестованию незаконных актов и их судебному оспариванию» [8].

Закрепление такого права на уровне федерального законодательства, как ожидается, будет обеспечивать качественное региональное нормотворчество. В настоящий момент законопроект № 1219895–7 находится на этапе Рассмотрения Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом [9].

  1. необходимо проводить последовательную и целенаправленную работу по подготовке и переподготовке прокурорских кадров навыкам участия в правотворческой деятельности, для чего включить в планы занятий в институтах прокуратуры специальные программы, использовать различные формы и методы обобщения и распространения имеющегося правотворческого опыта.

Обращать особое внимание вопросам правотворчества при повышении квалификации прохождения стажировки действующих сотрудников прокуратуры с целью обновления их теоретических и практических знаний.

  1. Разработать единые методические указания для по участию прокурора в заседаниях законодательных (представительных) органов власти субъекта, участия в рассмотрении дел по заявлениям прокуроров в суде, подготовки проекта правового акта, заключения по нормативному акту.

Прокурором следует активнее проявлять инициативу в вопросах формирования нормативной базы, активнее использовать право законодательной инициативы, предоставленное региональными органами власти.

Вместе с тем, следует учитывать, что прокуратура не должна подменять органы государственной власти в нормотворчестве. Основная цель прокуратуры — способствовать обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на основе верховенства закона, единства и укрепления законности.

Представляется, что внимание к выявленным проблемам и предложенные меры, несомненно, позволят повысить качество принимаемых в России нормативно-правовых актов.

В качестве общих выводов к главе следует указать, что Приказы Генерального прокурора от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», а также Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации») имеют организационно распорядительный характер и создают основу регламентации правотворческой деятельности прокурора. Определяют формы взаимодействия с государственными органами государственной власти субъекта.

Участие прокуроров в правотворчестве регламентировано также приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 195, который обязывает прокуроров при выявлении неполноты и коллизий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, об отмене или о необходимости принятия правовых нормативных актов.

Деятельность прокуратуры в сфере правотворчества государственных органов власти субъекта должен строиться на регулярной систематичной основе. Прокурорам необходимо осуществлять мониторинг и анализировать ситуацию на поднадзорной территории, использовать информацию из доступных материалов сети Интернет, в том числе на официальных ресурсах органов власти, СМИ, обращений граждан и организаций в органы прокуратуры.

Для качественной и полной проверки массива проектов нормативных правовых актов необходимо обеспечить их поступление в органы прокуратуры своевременно, с установленным перечнем документов в качестве приложения.

Существенное значение имеет взаимодействие прокуратуры с участниками правотворческой деятельности — деловое конструктивное сотрудничество с государственными органами власти субъекта при подготовке проекта НПА, а также разработка межведомственного регламента или соглашения об обмене информацией и расширение сложившихся форм сотрудничества с государственными органами власти субъекта РФ будут способствовать эффективности указанной деятельности.

Остро стоит вопрос отсутствия у прокуроров конституционно закрепленного правомочия законодательной инициативы, а также с целью оперативного влияния на законодательный процесс представляется необходимым:

  1. закрепить за Генеральным прокурором РФ в ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы;
  2. дополнить ст. 9 Закона о прокуратуре нормой, содержащей право прокуроров вносить предложения о совершенствовании законодательства, которые бы подлежали обязательному рассмотрению законодательными органами различных уровней, органами местного самоуправления;
  3. наделить Прокуроров субъектов РФ хотят наделить «безусловным правом» законодательной инициативы без оговорок «в пределах ведения» во всех субъектах РФ без исключения;
  4. проводить целенаправленную работу по подготовке и переподготовке прокурорских кадров навыкам участия в правотворческой деятельности;
  5. разработать единые методические указания для по участию прокурора в заседаниях законодательных (представительных) органов власти субъекта, участия в рассмотрении дел по заявлениям прокуроров в суде, подготовки проекта правового акта, заключения по нормативному акту.

При этом следует соблюдать баланс и не допускать подмены деятельностью органами прокуратуры деятельность уполномоченных органов и должностных лиц государственной власти в нормотворчестве.

Литература:

  1. Мищенко В. Ю. Правотворческая функция органов прокуратуры как инструмент защиты прав и свобод человека и гражданина//Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития. Материалы регионального научно-практического круглого стола. 2017.С.94.
  2. Интервью прокурора /Удмуртской Республики А.Ю. Николаева, опубликованное в газете «Удмуртская правда» 12.01.2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_18/mass-media/interviews-and-presentations?item=69635259
  3. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/15// «СПС Консультант-Плюс»
  4. Устав Нижегородской области (Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З) (в ред. 07 июня 2022 г.) // «СПС Консультант-Плюс».
  5. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (в ред. от 22 июня 2012 г.) // «СПС Консультант-Плюс».
  6. Милосердов Н. А. Некоторые проблемы участия прокурора в правотворческой деятельности//Ростовский научный журнал. № 3.2018.С.93–102.
  7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 14.07.2022)// Российская газет от 19 октября 1999 г. № 206.
  8. Прокуроров субъектов РФ хотят наделить безусловным правом законодательной инициативы. Статья. Адвокатская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/novosti/prokurorov-subektov-rf-khotyat-nadelit-bezuslovnym-pravom-zakonodatelnoy-initsiativy/
  9. Система обеспечения законодательной деятельности. Сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1219895-7
Основные термины (генерируются автоматически): законодательная инициатива, правотворческая деятельность, Татарстан, Удмуртская Республика, орган, орган прокуратуры, прокурор, Российская Федерация, акт, Нижегородская область.


Ключевые слова

Конституция, прокурор, правотворческая деятельность, формы участия в правотворчестве

Похожие статьи

Некоторые проблемы участия органов прокуратуры в нормотворчестве

В статье рассмотрены некоторые проблемы участия прокурора в нормотворчестве, выделены и проанализированы форму такого участия, очерчен круг проблем, приведены практические примеры. Сделан вывод о необходимости активного участия прокурора в нормотворч...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности

В статье автор дает определение понятию участия прокуратуры в правотворческой деятельности, его отличие от права законодательной инициативы, рассуждает о том, относится ли участие прокуратуры в правотворческой деятельности к функциям либо к деятельно...

О статусе прокурора в гражданском процессе

Настоящая статья посвящена теме участия прокурора в гражданском судопроизводстве. В представленной работе была поставлена цель: рассмотреть некоторые аспекты процессуального статуса прокурора, определить права прокурора и формы его участия в гражданс...

Участие прокуратуры в нормотворчестве

В данной статье исследуются особенности участия прокуратуры в нормотворчестве, анализируется роль прокурора в нормотворчестве органов местного самоуправления.

Проблемы судебной практики в сфере защиты прав граждан на доступ к информации о деятельности органов власти

В статье автор проводит анализ сложившейся судебной практики в указанной сфере, выявляет основные проблемы правового регулирования в сфере защиты прав граждан на доступ к информации о деятельности органов власти, а также предлагает возможные пути их ...

Конституционно-правовые основы независимости судебной власти

Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа не...

Проблемы осуществления правозащитной деятельности судов в РФ

В статье автор рассматривает основные проблемы, с которыми сталкиваются судебные органы в процессе реализации правозащитной функции, а также проанализируем возможные пути их решения

Проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора

В статье автор исследует проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора и предлагает пути решения данных проблем.

Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации

В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период. На основе проведенного анализа сделаны в...

Особенности, проблемы и пути совершенствования процедуры участия адвоката в гражданском процессе

В данной статье рассмотрены правовые особенности участия адвоката в гражданском процессе. Также выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Похожие статьи

Некоторые проблемы участия органов прокуратуры в нормотворчестве

В статье рассмотрены некоторые проблемы участия прокурора в нормотворчестве, выделены и проанализированы форму такого участия, очерчен круг проблем, приведены практические примеры. Сделан вывод о необходимости активного участия прокурора в нормотворч...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности

В статье автор дает определение понятию участия прокуратуры в правотворческой деятельности, его отличие от права законодательной инициативы, рассуждает о том, относится ли участие прокуратуры в правотворческой деятельности к функциям либо к деятельно...

О статусе прокурора в гражданском процессе

Настоящая статья посвящена теме участия прокурора в гражданском судопроизводстве. В представленной работе была поставлена цель: рассмотреть некоторые аспекты процессуального статуса прокурора, определить права прокурора и формы его участия в гражданс...

Участие прокуратуры в нормотворчестве

В данной статье исследуются особенности участия прокуратуры в нормотворчестве, анализируется роль прокурора в нормотворчестве органов местного самоуправления.

Проблемы судебной практики в сфере защиты прав граждан на доступ к информации о деятельности органов власти

В статье автор проводит анализ сложившейся судебной практики в указанной сфере, выявляет основные проблемы правового регулирования в сфере защиты прав граждан на доступ к информации о деятельности органов власти, а также предлагает возможные пути их ...

Конституционно-правовые основы независимости судебной власти

Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа не...

Проблемы осуществления правозащитной деятельности судов в РФ

В статье автор рассматривает основные проблемы, с которыми сталкиваются судебные органы в процессе реализации правозащитной функции, а также проанализируем возможные пути их решения

Проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора

В статье автор исследует проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора и предлагает пути решения данных проблем.

Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации

В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период. На основе проведенного анализа сделаны в...

Особенности, проблемы и пути совершенствования процедуры участия адвоката в гражданском процессе

В данной статье рассмотрены правовые особенности участия адвоката в гражданском процессе. Также выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Задать вопрос