Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа независимости судей.
Ключевые слова: правовое государство, судебная власть, судебная реформа, независимость судей, принцип независимости, гарантии независимости судей.
В период становления и развития правового государства, формирования гражданского общества актуализируются исследования сущности судебной власти и гарантий обеспечения ее независимости. Ведь именно независимость судебной власти России в целом и судей в частности является одной из весомых демократических основ общества, реализация которой — важное условие построения правового государства. Независимое и беспристрастное правосудие, которое осуществляется профессиональными, независимыми судьями, является предпосылкой существования демократического общества, которое руководствуется верховенством права.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом [1]. В ст. 120, 122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которым судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Независимость судебной власти является основой любого демократического государства, поскольку именно она обеспечивает существование реальной конституции и проведение в жизнь идеи верховенства закона.
Принцип независимости судебной власти является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, однако в современной научной литературе нет единства взглядов ученых на понятие независимости судей.
Так, например, М. С. Строговичем писал о независимости судей от любого постороннего воздействия и обязанность решить дело в соответствии со своими убеждениями, учитывая подчинение только закону [5, с. 162]; В. М. Семенов подчеркивал, что независимость проявляется в рассмотрении дела на основе закона, материалов дела, внутреннего судейского убеждения и правосознания [4, с. 50].
По мнению современного исследователя В. А. Ржевского, независимость судей означает независимость профессионального судьи — должностного лица органа государственной власти, она определяет права и обязанности судей как во время осуществления судопроизводства, так и их взаимоотношение с субъектами процессуальной деятельности, другими органами власти, их должностными лицами, гражданами и др. [3, с. 147].
И. Л. Петрухин, с одной стороны, разделяет, а с другой — рассматривает в неделимом единстве независимость судей в институциональном аспекте этого понятия как самостоятельность судов в системе других государственных и общественных органов и независимость судебной власти и ее носителей в содержательном аспекте этого слова, как их беспристрастность [6 с. 211].
Итак, независимость судей — это система политических, социально-экономических, идеологических, правовых мер, обеспечивающих самостоятельное, беспристрастное и справедливое решение конфликта, решение спорного правового вопроса судьей по своему внутреннему убеждению на основании закона, без всякого постороннего вмешательства в осуществление правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, общества и государства.
Можно выделить следующие признаки принципа независимости судей.
- Независимость судей не абсолютна, она ограничена законом, процедурными рамками, в пределах которых осуществляется судебная власть. Именно этим, обеспечивается полноценная независимость судей, поскольку, имея в своем управлении обязательный для исполнения всеми закон, судьи могут действовать уверенно, безбоязненно и справедливо. Указанное, как дополнительная гарантия, ставит препятствия в возможности совершения не предусмотренных законом действий со стороны судьи, превышения полномочий, злоупотреблений и произвола.
- Независимость судей легитимна только в процессе осуществления процессуальной деятельности судьи. Понятие «независимость», учитывая определение составляющих статуса судей законодатель использует только во время характеристики полномочий судьи в процессе осуществления судопроизводства, то есть когда речь идет о процессуальном аспекте судейской деятельности. Вне суда, судебного рассмотрения дела принцип независимости судьи не действует.
- Содержание независимости судей включает также элемент личностной независимости судей (т. е. наличие у судьи определенных морально-психологических качеств, способствующих реализации права судьи самостоятельно принимать решения по делу).
- Независимость судьи предполагает независимость от как внешнего (от факторов, содержащихся за пределами судебной системы), так и внутреннего (от факторов внутри самой судебной системы) влияния на процесс принятия судьей решения по делу.
- За посягательство на независимость судей предусмотрен наиболее серьезный вид ответственности — уголовное наказание.
В то же время, независимость судьи необходимо отличать от его самостоятельности. Если независимость судьи означает осуществление им своих полномочий, процессуальной деятельности без какого-либо незаконного влияния, а также неподотчетность любому, то самостоятельность судьи предусматривает свободное его участие в исследовании и оценке доказательств, обсуждении и принятии решения в соответствии с законом и собственными убеждениями.
В контексте исследования заслуживают внимание рекомендательные принципы, определенные в Европейской хартии о статусе судей, принятой 10 июля 1998 в Страсбурге [2].
Так, принцип 1 определяет необходимость существования независимых судебных органов, обязанность всех государственных и других учреждений уважать и соблюдать независимость судебной власти, которая самостоятельно, без постороннего влияния любых должностных лиц и органов власти, может осуществлять правосудие.
Важен принцип 3, в котором указано, что судебные органы наделены компетенцией по всем вопросам судебного характера и имеют исключительное право решать, принадлежит ли установленное законодательным актом к их компетенции.
Принцип 4 содержит запрет на неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия или пересмотр судебного решения любым несудебным органом.
Принцип 5 содержит собственно принцип беспристрастности: обязанность судебных органов решать дела на основе фактов и в соответствии с законом без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждений, давления, угроз, прямого или косвенного вмешательства с той и другой стороны.
В принципе 7 закреплена обязанность государства предоставлять соответствующие средства, которые дают возможность суду должным образом выполнять судебные функции.
Стоит отметить, что судебная система Российской Феерации сегодня — это самостоятельная ветвь власти. Суды РФ не являются элементом других органов государственной власти, они объединены в самостоятельную систему. Однако суды РФ, в целом судебная система, не имеет полной самостоятельности в части материального и финансового ресурсного обеспечения. В то же время суд является абсолютно обособленной ветвью власти со своей как предметной, так и территориальной специфической компетенцией. Хотя на сегодня судебная компетенция на практике не совсем четкая, поскольку, например, административное судопроизводство осуществляется как общими (гражданско-правовыми) судами, так и арбитражными судами.
На сегодня в России можно выделить два основных проблемных аспекта независимости судебной власти. Первым являются факты неправомерного вмешательства посторонних лиц в профессиональную деятельность судей с целью склонить их в той или иной степени к принятию желаемого для этих лиц решения, а второй — принятие судьями заведомо неправомерных решений, приговоров, постановлений, то есть фактически продолжение противозаконной деятельности, начатой сторонними заинтересованными лицами.
Подытоживая изложенное, следует также заметить следующее. Независимость судей является основной предпосылкой функционирования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной обеспечить объективное и беспристрастное правосудие, эффективно защитить права и свободы человека и гражданина. Принцип независимости судей означает независимую процессуальную деятельность при осуществлении правосудия, то есть в процессе рассмотрения и решения споров о праве на основе материального и процессуального законодательства, руководствуясь профессиональным правосознанием судей, и в условиях, исключающих постороннее воздействие на них.
Отметим, что состояние отечественной судебной системы, в частности соблюдение принципа независимости судей, уже давно перешло в разряд проблем, которые особенно беспокоят российское общество. Необходимость исправления этой проблемной ситуации ни у кого не вызывает сомнений, однако все принятые меры, в том числе и решение соответствующих задач в ходе судебной реформы, пока ощутимо не повлияли на обеспечение реальной независимости судей. Чтобы реформирование судебной системы дало ожидаемые результаты, нужно этот процесс сопровождать тщательным анализом состояния независимости судей и действенности механизмов для ее обеспечения, а также оценить эффективность новых правовых норм, касающихся деятельности судей и органов судейского самоуправления по обеспечению их независимости.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Европейская хартия о статусе судей — http://docs.cntd.ru/document/901927869
- Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998.
- Семенов В. М. Суд и правосудие в СССР / В. М. Семенов. — М.: Юридлит.,1984. — 320 с.
- Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса / М. С. Строгович. — М.: Наука, 1968. — Т. 1. — 470 с.
- Судебная власть / под ред. И Л. Петрухина. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 720 с.