В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением независимости судебной власти в РФ.
В целях объективной реализации принципа независимости судей предлагаются пути решения данной проблемы, в частности исключения иерархии судебной системы при рассмотрении дел.
Ключевые слова: судебная власть, Конституция, федеральный закон, Российская Федерация, независимость, иерархия
This article deals with problematic issues related to the implementation of the independence of the judiciary in the Russian Federation.
In order to objectively implement the principle of independence of judges, we propose ways to solve this problem, in particular, to exclude the hierarchy of the judicial system when considering cases.
Keywords: judicial power, Constitution, Federal law, Russian Federation, independence, hierarchy
Конституция РФ гарантирует при осуществлении судопроизводства независимость и неприкосновенность судей [1]. В данной статье мы рассмотрим именно независимость судей. Судейская независимость не должна претерпевать влияние извне или какого-либо рода явления. Если же будет натиск на судебную систему, обусловленный, например, политикой, то так называемая «судейская независимость» сразу перестает существовать на деле.
При исследовании данной темы, мы выявили достаточно проблем, возникающих при реализации принципа независимости, некоторые из которых более подробно рассмотрим в данной статье.
Согласно российскому законодательству судьи должны подчиняться только закону, н судей не должно оказываться никакого давления и вмешательство их деятельность, но на деле это совсем не так. На сегодняшний день существует некая иерархия при осуществлении правосудия, что в конечном итоге приводит к подчинению нижестоящих инстанций. Судьи ориентируются не только на закон и внутренне убеждение, как прописано в законе, но и на то, как это решение воспримет вышестоящая инстанция, куда оно попадет для обжалования.
Сегодняшняя судебная система такова, что судьи нижестоящих инстанций «просят совет» у судей вышестоящих инстанций при рассмотрении какого-либо дела [4, с. 468]. Безусловно, для человека, который только начал судейскую карьеру, эти «подсказки» могут быть полезны, но никак не для профессионала, который уже достаточно проработал судьей и должен ориентироваться только на закон и собственное внутреннее убеждение. Получается, что существует некая связь между нижестоящими и вышестоящими судами, которая помогает при осуществлении судопроизводства. Данное явление полностью нарушает рассматриваемый принцип независимости.
Многие авторы также отмечают, что сегодня общество фактически не может контролировать деятельность судей, и это является минусом при осуществлении судейской независимости. Однако в конституции четко прописано, что народ является источником власти, который осуществляет свои полномочия через представительные органы. Поэтому мы полагаем, что именно государственной власти необходимо контролировать судейские решения, которые могут повлиять на общество [2, с. 56; 5, с. 11].
Российская Федерация стремится всеми силами обеспечить финансовую независимость судей для предотвращения коррумпированности при рассмотрении дел. У судей достаточное материально-финансовое положение, что гарантируется законом: ежемесячное денежное вознаграждение; ежемесячное пожизненное содержание (пенсия); отпуск (отдых); улучшение жилищных условий; медицинское обслуживание; выплата компенсаций; обеспечение проездными билетами [6, с. 4].
Полагаем, что именно такие гарантии должны способствовать независимости при осуществления правосудия, в частности, исключить факторы коррупции. Однако это не всегда получается. В СМИ нередко можно услать новость о даче взятки судье для рассмотрения дела в «нужную сторону».
Еще одной проблемой является недоверие общества суду. Согласно социологическим опросам, из трех ветвей власти доверие к судебной становится все меньше по сравнению с законодательной и исполнительной властью. Думаем, что в данном случае нужна большая открытость со стороны судейского корпуса и развития института судей.
На принцип назначения судей влияет также назначение на должность судьи. Процедура начинается с назначения на должность федерального судьи Президентом, но мы считаем, что это не совсем верный подход, поскольку каждый год назначение судей проходит в большом количестве, на это все нужно время и человеческие ресурсы, что в общей слаженности превращается в бюрократию [3, с. 2]. В данном случае независимость судей также подвержена сомнению.
Нынешние поправки в Конституции, внесенные в 2020 г. также подрывают независимость судейского сообщества, которая не должна быть вовлечена в политический процесс. На сегодняшний день полномочия Президента РФ и законодательной власти значительно расширились, а также расширилось влияние на самостоятельность и независимость суда, что, опять же, подрывает статус независимости.
Таким образом, подведем итоги данного расследования: мы выяснили, что существует «иерархия» судей при которой часто происходят консилиумы при вынесении того или иного решения. Судьи часто просят у своих коллег «по опыту» подсказки в решении того или иного дела, что тоже является подрывом независимости, поскольку судья должен опираться только на закон и внутреннее убеждение, а не спрашивать решения у своих коллег. Если такое происходит, то принцип независимости подрывается вмиг, поскольку это уже будет «совместное решение» двух или более судей, но никак не законно-вынесенный приговор суда.
На сегодняшний фень финансовое обеспечение судей достаточно хорошо развито, но по сей день в СМИ мы может услышать, что тот или иной судья пойман за получением взятки. По-нашему мнению, в данном случае необходимо поддерживать именно институт седей и внушать моральные аспекты работы, которые потом помогут не довести до печальных последствий.
Общество и судебная власть, к сожалению, не тождественные понятия. На сегодняшний день уровень доверия к суду у населения достаточно сильно упал. Полагаем, что судейской системе нужна еще большая открытость и вынесение как можно больше справедливых приговоров.
Также назначение федеральных судей Президентом РФ — это очень долги бюрократический процесс, который необходимо менять.
И, напоследок, внесенные изменения в Конституцию РФ политизируют судебную систему, в частности, независимость судей. Это категорически противоречит разделению властей, ни в одну из которых Президент Российской Федерации по действующему законодательству не входит.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, № 1 от 14.03.2020-ФКЗ)
- Камардина, А. А. Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства /А. А. Камардина// Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2. С. 56–58.
- Матвеев, И. В., Шумова, К. А. Некоторые аспекты проблемы независимости судей/ И. В. Матвеев, К. А. Шумова // Бюллетень науки и практики. 2019.С. 2
- Мурадьян, Э. М. Судебное право. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 575 с.(468)
- Петухов, Н. А., Ермошин, Г. Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения/ Н. А. Петухов, Г. Т. Ермошин// Российская юстиция. 2013. № 3. С. 11–15.
- Чепкасов, Р. А. Материально-финансовое обеспечение независимости судей как гарантия принципа независимости судей/ Р. А. Чепкасов // Гуманитарные научные исследования: электрон. науч.-практ. журн.2016. № 4. С. 5