Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Стебнева, Е. А. Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии / Е. А. Стебнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88580/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформулированы рекомендации по использованию сказок в сказкотерапии.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, составление сказок, рисование сказок, обыгрывание сказок.

Использование сказок при работе с детьми — это отличный способ повлиять на поведение ребенка, воспитать его и реализовать мероприятия по коррекции, что делает его универсальным инструментом детской психологии. Посредством данного инструмента можно обеспечить разностороннее развитие любого ребенка, направить его, «наставить» на нужный путь, устранить комплексы и многие распространенные страхи. Русские народные сказки, рассказы, в том числе других народов мира — все это и не только строится в некотором смысле на принципах, которые заложены в основу терапии сказками. По данной причине указанный инструмент и является высокоэффективным и востребованным среди детских психологов [1, с. 33].

Основное назначение терапии сказками — это развитие у ребят разных граней и сторон, то есть формирование многогранных личностей. Дополнительно данный инструмент можно использовать для своего рода щадящей коррекции отклоняющегося от норм поведения. Плюс терапии сказками — возможность избавить ребенка от страхов, комплексов и не только. Благодаря сказкам можно обеспечить воспитание ребенка таким, каким он должен быть. Сказки сближают родителей и детей, развивают фантазию и воображение, способствуют погружению в иные миры и переживанию разных ситуаций. Указанный инструмент нередко применяют на практике специалисты, работающие с маленькими ребятами. Это логопеды, педагоги и не только. С опорой на то, какова конкретная сфера, где применяется терапия сказками, целей последней можно выделить бесконечное множество.

Простой пример — детская психология. Там инструмент используется для:

– избавления детей от страхов;

– «запуска» специальных психических механизмов, например, защитных;

– выбора корректных решений в ситуациях, являющихся сложными;

– программирования жизненного плана детей;

– воздействия посредством ассоциаций на личность;

– избавления от комплексов, вызванных разными объективными и субъективными факторами;

– борьбы с разного рода расстройствами, например, с такими, которые касаются привычек пищевого поведения и не только [5, с. 131].

Приведем примеры практического применения терапии сказками в педагогике:

– формирование корректных ценностей;

– избавление от отклоняющегося поведения;

– привитие уверенности в собственных силах, в том числе посредством повышения самооценки;

– моделирование характера;

– внушение корректных установок на примерах позитивных героев сказок и рассказов;

– поддержка моральных установок, формирование представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо;

– развитие творческого мышления;

– развитие фантазии;

– формирование уверенности в возможности поиска решений даже для самых проблемных и сложных задач [3, с. 26].

От конкретной сферы не зависит то, насколько эффективной и результативной будет методика. С помощью сказок можно решить любые цели. Следует отметить, что важным аспектом является возраст ребенка. Можно использовать разные подходы к реализации терапии сказками, сочетать и комбинировать их или же применять обособленно. Вот примеры: составление сказки; рисование последней; ее обыгрывание.

Первый подход, то есть составление, предполагает использование так называемых терапевтических моделей. Однако лучший вариант работы — такой, когда авторами становятся родители ребенка. Дело в том, что именно они лучше других знают своего ребенка. Они могут наполнить любое произведение фактами и эпизодами реальной жизни чада. Это большой плюс, потому что ребенок сможет без труда узнавать себя и своих знакомых, ощутит себя ключевой фигурой. Плюс подхода сводится к тому, что благодаря сочинению сказок вместе с ребенком можно добиться многого. Например, он раскроется, расскажет обо всем, что его действительно тревожит. Включение ребенка в творчество способствует тому, что его мысли становятся открытыми. Есть и еще одно преимущество. Оно касается того, что воображение ребенка в процессе составления всякой сказки становится активным. Дети, работавшие со взрослыми над сочинением, обладают отличной фантазией, сочиняют собственные сказки. Придумывать их сложно, плюсы того стоят. Полностью доверяться фантазии ребенка не следует, потому что возникает вероятность того, что основные выводы будут нарушены [2, с. 176].

Рисование — способ, предполагающий наличие возможности как самостоятельного применения, так и в комплексе со сказками. Суть в том, что порой, когда дети не желают читать или сочинять, можно предложить им рисование. Это почти то же, что и классическое сочинение, только используются краски. Так же, как и в предыдущем случае, будут задействованы многие сферы деятельности ребенка: он будет фантазировать, думать и не только. Можно не предлагать рисование с нуля, а попросить после прочтения сказки нарисовать ее целиком или же изобразить какой-то отдельный фрагмент, наиболее впечатляющий для ребенка.

Обыгрывание — способ, позволяющий организовать целый театр. Можно использовать в процессе игрушки, разные материалы и не только. Важно следить за вовлеченностью ребенка, анализировать выбираемых им персонажей. Хорошо, если взрослый уточняет, почему сделан тот или иной выбора. Важно показать ребенку, как и насколько важно вжиться в роль, передать суть. Дети, участвующие в обыгрывании сказок, вживаются в роли, буквально примеряют модели поведения разных персонажей, начинают ощущать их и испытывать соответствующие переживания. При этом многие детские постановки можно буквально утрировать в хорошем смысле, чтобы ребятам было куда проще ориентироваться в «театральном» мире. Постановка — не единственный вариант. Можно попробовать и спектакль с использованием кукол. То есть ребенок должен будет управлять ими, опираясь на мотив конкретной сказки.

И хотя терапия сказками чаще всего используется для детей, подойдет она и для взрослых. Однако психологи отмечают, что именно в первом случае эффективность и результативность как показатели будут выше. В любом из случаев в процессе подбора сказок специалисты ориентируются на возраст ребенка или взрослого. Поговорим о детях.

Для ребят в 3–4 года оптимальным будет выбор в пользу сказок, которые учат договариваться, идти на компромисс, уважать не только собственное, но и чужое мнение. Обусловлено это тем, что в таком возрасте дети чаще всего не являются гибкими, при этом коммуникативные навыки у них развиты слабо. Психологи отмечают, что отличным выбором станут сказки, где ключевыми фигурами являются животные. Пример: «Репка».

Для ребят в 4–6 лет, что обусловлено активизацией у них развития и работы фантазии, что может в ряду ситуаций приводить к страхам, комплексам, переживания и не только, рекомендуется выбирать сказки в виде историй, связанных с перевоплощениями. Также подойдут сказки, где сюжет завязан на трансформациях. Идеальный вариант — подбор сказки или рассказа, где все четко и ясно намекает на то, что найти выход можно даже из самой сложной и серьезной ситуации. Важно посредством сказки дать ребенку понять, что все вокруг можно использовать для достижения цели, что окружающие люди — это чаще помощники, а не враги.

Для ребят в 6–10 лет подойдут сказки, которые будут касаться проблем детей данного возрастного периода. Важно в это время заложить в ребенка представления о том, что все и всегда можно преодолеть, что большинство проблем является всего лишь надуманными [4, с. 38].

Следует понимать, что работа со сказками — это не всегда просто. Могут возникнуть проблемы. Первая и самая серьезная — поиск и отбор. Детской литературы много, ориентироваться в том, какие использовать источники, порой очень и очень сложно.

Есть и такие сказки, где автор настолько увлекается идеей искоренения негативных качеств, что на примерах персонажей показывает на самом деле акты того, что за что-либо можно «получить» или стать объектом стыда, то есть заставляет детей стыдиться самих себя, а не бороться с проблемами. Риторический вопрос: полезными ли являются такие сказки? Конечно, нет. По данной причине, а также по некоторым другим, что следует отметить, необходимо предварительно прочитать сказку самостоятельно, а уже потом предлагать ее ребенку.

Если по тем или иным причинам ребенок отказывается от чтения, давить не нужно. Ни под каким предлогом. Важно дать ему время подумать: через время он почти точно попросит вернуться к предложению.

Нередко специалисты допускают ошибки, сводящие на нет положительные эффекты терапии сказками. Пример ошибки: попытка оперировать нравоучениями. Это не является допустимым, потому что рассматриваемым нами инструмент основан на мягкости, а не на навязчивых доводах.

Можно сформулировать рекомендации по использованию сказок:

– лучше рассказывать, а не читать. Так можно оценивать реакции ребенка;

– не следует давить и переубеждать детей. Необходим открытый контакт [3, с. 30].

Таким образом, можно говорить, что рассмотренный метод терапии является многогранным и уникальным, результативным и эффективным. И его посредством можно без проблем преодолеть все их упомянутых проблем.

Литература:

  1. Габитова А. М. Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками / А. М. Габитова // Методологические и организационные подходы в психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2020. — С. 33–36.
  2. Емельянова Е. Б. Использование сказкотерапии в сохранении психологического здоровья детей раннего возраста / Е. Б. Емельянова // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. — 2019. — С. 175–177.
  3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Зимина И.// Дошкольное воспитание. — 2015. — № 1. — С. 18–28; № 5. — С. 28–35; № 8. — C. 26–31.
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2017. — 176 с.
  5. Лучина Т. И. Сказкотерапия как метод психокоррекции / Т. И. Лучина // Приоритетные направления развития российской науки. Материалы III всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Зарайский. — 2020. — С. 131–136.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, терапия сказками, использование сказок, том, возраст ребенка, детская психология, комплекс, обыгрывание сказок, указанный инструмент.


Ключевые слова

сказка, сказкотерапия, составление сказок, рисование сказок, обыгрывание сказок

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста

В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностного роста

В статье рассматривается способность педагога через сказкотерапию влиять на личностный рост обучаемого, раскрываются функциональные особенности сказок.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Задать вопрос