Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованного дошкольного образования на дальнейшее развитие детей, на их успешность и благополучие во взрослой жизни неоценима. Раннее дошкольное воспитание влияет как на развитие когнитивных навыков у детей, так и на развитие мотивации, коммуникабельности, умения работать с другими людьми.
The article deals with the problem of education and training of preschool children in the USA. The article emphasizes the importance of early education of pre-school children. The analysis of the U.S study have shown that the role of properly organized pre-school education in the further development of the children on their success and well-being in adult life is invaluable. Early pre-school education influence on the development of cognitive skills and on their development of motivation, sociability, ability to work with other people.
Ключевые слова: дошкольное образование, одарённые дети, модернизация, высокий интеллект.
Keywords: early childhood education, gifted children, modernization, high intelligence.
В последнее время раннее вмешательство, начиная от рождения ребёнка и до начальной школы, вновь приобрело повышенное внимание в США как одна из наиболее желательных стратегий получения оптимального развития ребёнка. Специалисты считают годы от одного до трёх лет заслуживающими особого внимания, как критические в развитии и здоровье ребёнка.
История Чикагской лонгитюдной программы восходит к середине 1966 года, когда генеральный интендант Чикагских государственных школ Бенжамин Вил столкнулся с серьёзными, в том числе и образовательными проблемами: 8% учащихся шестых классов читали на уровне учеников первого класса; 30% населения Чикаго жило ниже официального уровня бедности; 100% населения Чикаго являлось представителями меньшинств; уровень безработицы вырос и достиг 39% в сравнении с 15% в других регионах. Всё это вызвало экстренную федеральную помощь. Была создана федеральная программа «The Chicago Child- Parent Centers Program», которая началась в 1966 году и продолжалась вплоть до 1986 года. Рейнолдс руководил этой программой, проводил регулярное и многократное исследование свыше 1539 детей в течение двадцати лет, имел возможность идентифицировать детей с высоким IQ из бедных афро-американских семей и проследить за их развитием в течение длительного периода времени. Учёный сделал вывод о том, что наибольшая эффективность характерна для программ дошкольного образования, поскольку именно в раннем детстве закладываются основы личности и психики человека, дальнейшего развития его интеллектуальных способностей, интересов и возможностей. Рейнолдс считал, что годы от 3 до 10 лет заслуживают особого внимания, ибо это решающие годы в развитии ребёнка. Термин «раннее вмешательство в развитие ребёнка» он объясняет, как предоставление образовательных и социальных услуг детям и их семьям, начиная с дошкольного возраста (preschool) от 0 до 5 лет, которые находятся в степени риска из-за бедности, антисоциальных факторов или условий окружающей среды» [1]. Эта программа подобно программе Head Start является широкомасштабной программой борьбы с бедностью, начатой в США 1960-х годах. Чикагская программа федерального значения уникальна в своём роде:
в ней были объединены программа дошкольного образования (pre-school) и образования, получаемого в детском саду;
в каждом центре обслуживались дети, проживающие в данном микрорайоне;
приглашались родители как для участия в программах развития их детей, так и в целях их собственного развития;
концептуально программа основывалась на активности и опыте детей, ведущему к развитию основных способностей детей в чтении, математике, искусства, и способствовали хорошему психическому и социальному развитию дошкольников.
Отличительная особенность Чикагской лонгитюдной программы от других программ заключалось в следующем:
Чикагское лонгитюдное исследование рассматривало факты долгосрочного влияния широкомасштабного раннего вмешательства на дальнейшее развитие ребёнка;
исследование раннего вмешательства рассматривалось вкупе с участием в дошкольном образовании, с образованием, получаемом в детском саду вплоть до старшего подросткового возраста ребёнка;
данная программа оказала своё влияние, как на развитие ребёнка, так и на развитие в целом семьи ребёнка.
Следует отметить, что существовал ряд показаний, необходимых для участия в Чикагской программе раннего вмешательства. Главным условием для участия в этой программе являлись плохие условия окружающей среды, которые не способствовали здоровью ребёнка. Здесь следует подчеркнуть, что в 1960-х годах 40% от численности всех детей Америки составляли дети из бедных афро-американских и латино- американских семей. Раннее вмешательство в виде образовательного обогащения могло компенсировать недостатки, которые являлись следствием бедности. Данная программа были призвана способствовать когнитивному, социальному и психическому развитию ребёнка. Разработчики этой программы ожидали от неё как краткосрочного, так и долгосрочного эффекта. Развитие ребёнка, включая его языковое развитие, безусловно, оказывало влияние на развитее его мотивации, успехов в школе и дальнейшего образование. Хотя на первый взгляд бросается много общего между программами Head Start и Чикагской программой, существуют различия между ними:
административные центры Чикагской лонгитюдной программы располагались в начальных школах и имели специальные помещения для занятий с родителями, в отличие от программ Head Start, которые сотрудничали с социальными службами, а не со школьными системами;
законодательно Чикагский проект предполагал наличие вокруг школы нищеты, тогда как программа Head Start предполагала бедные жизненные условия в семье;
основное отличие состояло в том, что Чикагский опыт предполагал оказание образовательных услуг детям в течение 6 лет с возраста ребёнка от 3 до 9 лет, а программа Head Start только дошкольный возраст (до детского сада).
Чикагская лонгитюдная программа охватила 24 центра при Чикагских государственных школах: предлагались образовательные услуги дошкольникам в возрасте от 3до 4 лет и детям, посещающим детские сады. Основной особенностью этих программ было:
раннее вмешательство;
включение в образовательный процесс родителей;
языковое развитие;
взаимосвязь между дошкольным и начальным образованием.
Существовали три условия законного применения этой программы:
дети должны жить возле близлежащей школы;
дети не должны участвовать в других программах дошкольного развития;
родители детей должны дать согласие на участие в программах хотя бы полдня в неделю.
Дошкольники проводили примерно 45 минут ежедневно за тренировкой навыков чтения. Кроме этого были уроки музыки, занятия искусством, социальные занятия. Активность сосредотачивалась вокруг изучения слов, сравнений, изучения литературы и в течение учебного года (8 месяцев) сложность материала возрастала. Существовало три категории классов:
ориентированные на активность учителя;
развивающие;
смешанные.
Группы, центрированные на учителе, включали в себя такую активность, как совершенствование академических знаний и умений (читать, писать, считать). Группы, центрированные на развитии, предполагают небольшое количество детей в группах, наличие групп по интересам, применение таких материалов, как например, Пибоди дидактический материал. В группах со смешанной деятельностью предполагалось как развивающая активность детей, так и активность, центрированная на учителе. В программе предполагался широкий спектр родительской активности: волонтёрство; чтение историй в группах детей; организация игр с детьми, выполнившими свою работу; проведение научных экспериментов; работа над проектами; занятия с детьми по интересам; помощь в подготовке ланчей и завтраков; участие в экскурсия.
Следует отметить тот факт, что перед участием в программе дети прошли медицинское обследование, был проверен слух и зрение при участии логопеда. По утрам в группах полного дня детям предоставлялся бесплатный завтрак и ланч, как часть программы, предложенной Департаментом сельского хозяйства США.
Интенсивную подготовку для участия в программе приняли и учителя. Общая стоимость на ребёнка в год по данной программе составила 4350 $ на ребёнка, не включая расходы по программе бесплатного питания детей. Для применения программы учитывался статус риска:
низкий уровень образования у родителей;
наличие четверых или более детей в семье;
программа проводилась в школах, где 60% детей жили в условиях крайней бедности;
наличие безработных родителей;
неполная семья;
дети являлись выходцами из национальных меньшинств.
Чикагская программа представляла 3-часовую программу (по утрам и вечерам) для дошкольников (preschool), достигших трёх, лет в отдельных комнатах в группах по 4-5 детей или 6-часовые программы для дошкольников-детсадовцев (с 5 лет). Малое количество детей в группах и присутствие нескольких воспитателей способствовали качественному дошкольному образованию детей. Общее число детей, посещающих центр, составляло 130 – 210 человек, группы обучающихся детей состояли из 4-5 человека, что способствовало индивидуализации процесса обучения и достижению в конечном итоге значительных успехов в когнитивном развитии ребёнка, развитию его способностей и умственной готовности к школе в возрасте пяти лет. Успехи в когнитивном развитии детей наиболее часто используют для объяснения долгосрочного влияния при раннем детском вмешательстве. Эти успехи отмечали при проведении (Iowa Test) тестирования в возрасте 9 лет, а также умственную готовность к школе путём тестирования в возрасте 5 лет.
Таким образом, результаты Чикагского лонгитюдного исследования показали:
при специальном обучении когнитивное развитие детей достигает нормы в течение первого года обучения, а также может превосходить её;
раннее вмешательство способствует долгосрочному влиянию на ребёнка, увеличению его IQ, измеренное тестом Iowa Test в возрасте девяти лет, хорошим успехам в школе и уменьшению проблем в поведении ребёнка;
долгосрочный эффект программы выявился в развитии детской мотивации, что даже важнее, чем когнитивное или языковое развитие ребёнка: самооценка своих способностей, эффективности и настойчивости;
актуализация образовательного ресурса даже при отсутствии социокультурных изменений, способна значительно влиять на потенциал развития маленьких детей.
Литература:
Reynolds, A.J. Success in Early Intervention. University of Nebraska Press.