Было проведено исследование уровня здоровья воспитателей, мы использовали методику экспресс-оценки состояния здоровья Г. Л. Апанасенко, которая заключается в том, что чем выше уровень здоровья, тем реже выявляются признаки хронических неинфекционных заболеваний и эндогенных факторов риска.
Учитывая физиологические закономерности, которые проявляются в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости, на основании ряда исследований Г. Л. Апанасенко была разработана экспресс-система оценки уровня здоровья. Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Оценка здоровья определена суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.
Чем выше уровень здоровья, тем реже выявляются признаки хронических неинфекционных заболеваний и эндогенных факторов риска.
В исследовании приняли участие 30 педагогов (женщин), которые работают в МБДОУ д/с № 49. Для проведения исследования были использованы стандартные процедуры определения антропометрических показателей, измерения артериального давления (по методу Короткова) и частоты сердечных сокращений, расчётные методики определения индексов здоровья, методика экспресс-оценки состояния здоровья Г. Л. Апанасенко, методы математической обработки полученных данных.
Определение антропометрических показателей (рост, масса тела) позволяет оценить физическое развитие педагогов.
Средний рост педагогов детского сада составил 170,26. Среди испытуемых преобладают женщины среднего роста (74 %). Число педагогов с ростом ниже среднего довольно велико — 12–14 %. Самой малочисленной является группа низкорослых женщин (0–2 %).
Средняя масса тела испытуемых составила 71,82 кг. Наибольшую долю испытуемых составляют женщины со средней массой тела (68–70 %), у 10 % — показатель выше среднего. Девушек с низкой массой среди испытуемых нет, доля воспитателей с массой ниже среднего составляет 18 %. Высокую массу тела имеет один воспитатель (2 %). Таким образом, средние значения индекса массы тела соответствуют норме. Среди испытуемых преобладают женщины с нормальной массой тела (54 %). Воспитателей с недостаточностью питания и ожирением не выявлено.
Обработав итоговые данные, по методике Г. Л. Апанасенко, мы узнали, что при первом тесте у 87 % педагогов был средний уровень здоровья. Итоги антропометрических данных педагогов показали, что среди педагогов преобладает средний уровень физического развития и средним значением индекса массы тела. Сами по себе средние показатели артериального давления и пульса в данном случае мало информативны, оценке индивидуальных показателей артериального давления у 26 % воспитателей выявлен повышенный уровень, соответствующий различным степеням артериальной гипертензии, что возможно связано с психоэмоциональным напряжением на работе.
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы была проверена с помощью пробы Мартине. Средние данные частоты сердечных сокращений, которые после первой нагрузки были необходимы для восстановления, составили 3 мин., что свидетельствует о функциональном состоянии сердца. Полученные результаты показывают, что все педагоги по времени восстановления пульса после физической нагрузки относятся к II-III уровням здоровья (низкий и ниже среднего), что говорит о недостатке кардио-респираторных тренировок, способствующих улучшению функционирования сердечно-сосудистой системы и повышению уровня здоровья педагогов.
Исследовав и оценив состояние здоровья воспитателей, можно сказать, что укрепление профессионального здоровья педагога, формирование стрессоустойчивости педагогов дошкольной организации просто необходимо, так как общий уровень здоровья низкий, что говорит о постоянной нехватке времени на отдых, самообразование, рефлексию своей деятельности, так же концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.
На основании результатов исследования. я проводила мастер-класс для педагогического коллектива МБДОУ № 49 г. Белгорода, на тему «Наше здоровье зависит только от нас!» в котором обучала воспитателей дыхательным техникам, комплекс упражнений для снятия мышечного и психологического напряжения, комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани и пальчиковый массаж.
Вывод: в ходе мастер-класса все воспитатели узнали свой истинный уровень здоровья, получили рекомендации, а также участвовали в мастер-классе, который помог расслабиться и отдохнуть, некоторые упражнения особенно пришлись по душе, также мы обсудили, какими технологиями здоровьесбережения пользуется, мастер-класс пошёл на пользу всем.
Литература:
- Апанасенко Г. Л. Попова Л. А. Медицинская валеология (санология) Ростов-на-Дону Киев: Феникс Здоровье, 2000
- Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С.55–58.