Профилактика эмоционального выгорания педагогов в МДОУ при проектировании школы здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Переверзева, Ю. О. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в МДОУ при проектировании школы здоровья / Ю. О. Переверзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 599-602. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115030/ (дата обращения: 30.06.2024).



Ритм жизни в XXI веке предполагает большое поступление информации от внешнего мира: СМИ, телевизионные передачи, интернет, регулярное повышение профессиональной компетенции. Находясь в постоянно изменяющимся информационном пространстве, человеку необходимо перерабатывать поступающие сведения, решать задачи, анализировать.

Дополнительно к такому интенсивному информационному воздействию присоединяется экономические и политические потрясения, которые в современном мире влияют на каждого. Проблема психологического благополучия педагога крайне актуальна в современном мире. В этом контексте большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания — психологического явления, негативно влияющего на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занимающихся данной областью. В связи с огромной эмоциональной нагрузкой профессиональной деятельности педагогов, нестандартностью педагогических ситуаций в которую они попадают, ответственностью, которую на них полагают, и сложностью их работы, увеличивается риск возникновения синдрома эмоционального выгорания [1]. Нарушения в функционировании опорно-двигательного аппарата ухудшают и эмоциональное состояние [2].

Эпизодическая работа по коррекции негативного психологического состояния даёт лишь временное улучшение ситуации. Поэтому необходимо обеспечить комплексное решение проблемы, что возможно в рамках «Школы здоровья» Школа здоровья — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни [5].

Синдром эмоционального выгорания — это серия устойчивых симптомов, которые проявляются в негативных психологических переживаниях, деформации мотиваций и отношения, а также ухудшении психофизического благополучия. Выгорание как проявление несоответствия по профессии ведёт к снижению трудоспособности и качества трудовой жизни людей [1]. В научных кругах существует множество различных мнений о причинах и симптомах выгорания, но все учёные сходятся во мнении, что основная причина выгорания — это человеческое взаимодействие и напряжение в системе «человек-человек».

Методы и организация исследования.

Исследование проводилось на базе МАДОУ 132, МАДОУ № 114г. Череповца. В нем приняли участие педагоги с высшим педагогическим образованием и различным педагогическим стажем, в возрасте — от 20 до 58 лет (n=67).

Для диагностики эмоционального выгорания личности выбрали опросник В. В. Бойко. Методика содержит 84 утверждения. При интерпретации результатов можно получить информацию о симптомах выгорания, о фазе формирования выгорания и об итоговом показателе эмоционального выгорания. Преимущество методики состоит ещё в том, что полученные данные можно сверить с данными, которые могут быть получены при наблюдении за сотрудниками, что позволит убедиться в точности результатов [2].

Опыт преподавания имеет прямое влияние на развитие синдрома выгорания, мы разделили педагогов, участвовавших в диагностике, на три группы следующим образом, чтобы определить разницу на основе изучения трудовой книжки и личных дел:

1) подгруппа № 1 — со стажем от 1 до 5 лет — 5 человек (7 %)

2) подгруппа № 2 — со стажем от 5 до 10 лет — 40 человек (60 %)

3) подгруппа № 3 — с педагогическим стажем более 10 лет — 25 лет — 22 человек (33 %).

Мы оценили уровень эмоционального выгорания педагогов с разным опытом и стажем работы в этих трёх подгруппах. Результаты проведённой диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки уровня эмоционального выгорания у педагогов различных подгрупп

Уровень эмоционального выгорания

Кол ичество педагогов в подгруппах

1

2

3

Фаза напряжения

не сформировалась

3(60 %)

11(28 %)

2(9 %)

стадия формирования

2(40 %)

27(67 %)

17(76 %)

сформирована

0

2(5 %)

3(16 %)

Фаза резистенции

не сформировалась

2(40 %)

2(5 %)

1(4 %)

стадия формирования

3(60 %)

32(80 %)

15(68 %)

сформирована

0

6(15 %)

6(28 %)

Фаза истощения

не сформировалась

0

8(20 %)

0

стадия формирования

0

32(80 %)

12(54 %)

сформирована

0

0

10(46 %)

Нулевой риск развития эмоционального выгорания не выявлен ни у одного педагога. Отчётливо видна тенденция формирования фаз напряжения и резистенции по мере увеличения педагогического стажа. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что в группе педагогов с различным педагогическим стажем наиболее склонными к развитию эмоционального выгорания являются педагоги, имеющие стаж работы — более 10 лет. Поэтому данная подгруппа педагогов больше всего нуждается в мероприятиях по коррекции эмоционального выгорания.

Самым продуктивным способом предотвращения эмоционального выгорания педагогов является социально-психологический тренинг. Нами был разработан и апробирован тренинг «Эмоциональное самосохранение» [4].

Цель тренинга: профилактика эмоционального выгорания педагогов, имеющие стаж работы более 10 лет.

Задачи:

– снизить уровень эмоционального выгорания;

– повысить сплочённость коллектива;

– познакомить педагогов с приёмами саморегуляции;

– создать условия для психологической и эмоциональной «разгрузки» педагогов;

– повысить стрессоустойчивость.

Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.

Количественный состав группы — от 10 до 18 человек.

Время проведения одного занятия: 1 академический час.

Длительность тренинга — 6 занятий (6 часов).

Для оценки эффективности тренинга «Эмоциональное самосохранение» мы также провели контрольные тесты на эмоциональное выгорание педагогов. Результаты проведённой работы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки уровня эмоционального выгорания у педагогов различных подгрупп до тренинга (А) и после тренинга (Б)

Уровень эмоционального выгорания

Кол ичество педагогов в подгруппах

1

1

2

2

3

3

А

Б

А

Б

А

Б

Фаза напряжения

не сформировалась

3

(60 %)

4

(80 %)

11

(28 %)

16

(40 %)

2

(9 %)

8

(37 %)

стадия формирования

2

(40 %)

1

(20 %)

27

(67 %)

23

(57 %)

17

(76 %)

12

(55 %)

сформирована

0

0

2

(5 %)

1

(3 %)

3

(16 %)

2

(10 %)

Фаза резистенции

не сформировалась

2

(40 %)

2

(40 %)

2

(5 %)

8

(20 %)

1

(4 %)

6

(28 %)

стадия формирования

3

(60 %)

3

(60 %)

32

(80 %)

28

(70 %)

15

(68 %)

12

(55 %)

сформирована

0

0

6

(15 %)

4

(10 %)

6

(28 %)

4

(17 %)

Фаза истощения

не сформировалась

0

0

8

(20 %)

12

(30 %)

0

3

(14 %)

стадия формирования

0

0

32

(80 %)

28

(70 %)

12

(54 %)

10

(46 %)

сформирована

0

0

0

0

10

(46 %)

9

(40 %)

В результате диагностики мы отметили снижение эмоционального выгорания во всех подгруппах педагогов, участвовавших в тренинге. Однако эта программа оказалась особенно эффективной при работе с группами педагогов с большим педагогическим опытом, где показатели эмоционального выгорания снизились больше всего, что свидетельствует об эффективности использования методов обучения для предотвращения и исправления профессиональных деформаций педагогов.

Комплексная работа по профилактике эмоционального выгорания в рамках «Школы здоровья» позволит обучить тому как сохранить здоровье, как уменьшить проявления, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по стабилизации своего состояния.

Выводы

По результатам диагностики были выявлены педагогические работники с эмоциональным выгоранием, для которых был разработан и проведён тренинг «Эмоциональное самосохранение» в рамках школы здоровья по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Результативность проведённой работы доказывает эффективность использования тренингов в работе по коррекции и профилактики эмоционального выгорания.

Литература:

  1. Агеев Н. В. Проблематика профессиональной деформации личности и синдром эмоционального выгорания сотрудников на рабочем месте// Материалы Афанасьевских чтений. 2010. № 8. С. 200–203.
  2. Алёшичева А. А. Модель нейропатологического болевого синдрома при дорсопатии шейного отдела позвоночника /Алёшичева А. А., Артеменков А. А., Хабарова Л. С. //Научный альманах. 2018. № 11–2 (49). С. 88–91.
  3. Макурина А. П., Проничева М. М. Оценка уровня социального, профессионального стресса у специалистов социальной сферы// Психическое здоровье. 2020. № 6. С. 38–44.
  4. Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3 (31). С. 437–443.
  5. Школы здоровья для пациентов — одна из мер вторичной и первичной профилактики / Васильев О. В., Королева И. П., Лаврова Е. А., Алуф О. Б. // Медицинская сестра. — 2013. — № 4. — С. 8–12.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, стадий формирования, эмоциональное выгорание педагогов, педагог, подгруппа, стаж работы, группа педагогов, педагогический стаж, различный педагогический стаж, современный мир.


Похожие статьи

Задать вопрос