Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.11.2021

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Краева, А. А. Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса / А. А. Краева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85410/ (дата обращения: 16.12.2024).



Анализ положений уголовно-процессуального и профильного законодательства в области регулирования полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, в том числе и магистральной нормы, предусмотренной частью 2 статьи 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», которая гласит: «Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного закрепления, являются обязательными для исполнения», позволяет сделать вывод о том, что прокурор обладает исключительным правовым статусом и уникальными полномочиями и правами в отношении органов дознания и дознавателей [1].

Указанное детально раскрывается в положениях Приказа Генерального прокурора от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [2].

Таким образом, складывается ситуация, в которой прокурор, не обладая административно-распорядительными полномочиями руководителя и не являясь прямым начальником дознавателей, тем не менее наделен широчайшим спектром прав и полномочий в отношении последних, осуществляя тем самым процессуальное руководство деятельностью органов дознания, что образует двоевластие в указанной сфере, поскольку дознаватель одновременно помимо прокурора подчинен указаниям непосредственных руководителей — начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

Проблема процессуальной самостоятельности дознавателя, разграничения контрольно-надзорных полномочий прокурора и процессуальных функций начальника органа дознания многие годы остается в центре внимания как ученых-процессуалистов, так и правоприменителей.

Ряд авторов высказывает мнение о том, что полномочия прокурора на данный момент времени представляются недостаточными и требуют детализации и расширения. Другие придерживаются позиции о том, что контрольно-надзорные функции прокурора за соблюдением установленного законом порядка и формы расследования и руководство деятельностью следователя и дознавателя имеют сущностно различную природу и не должны быть сосредоточены в руках одного субъекта уголовного процесса. Так, Мусеибов У. А. в своих работах проводит детальный анализ правового статуса субъектов ведомственного (процессуального) контроля и надзора, разграничивает их полномочия и функции и утверждает, что режим осуществления полномочий прокурора в отношении всех должностных лиц и органов предварительного расследования — как следователей, так и дознавателей — необходимо унифицировать и свести к одному знаменателю, оставив лишь надзорный характер [3].

Теоретики уголовного процесса обоснованно выносят на обсуждение следующие вопросы. Является ли дознаватель по-настоящему процессуальной самостоятельным при производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ)? Не представляется ли излишним по отношению к дознавателю количество «руководителей» и не избыточен ли объем их полномочий? Не возникает ли ситуация дублирования полномочий между разными руководящими субъектами? Каким образом решается вопрос процессуальных конфликтов и разногласий?

И, в конце концов, насколько обоснованным является различие в объеме полномочий прокурора в указанной сфере в зависимости от формы (вида) предварительного расследования?

Не уходя в дискуссию о сущностных различиях имеющихся в российском уголовном процессе форм предварительного расследования, тем не менее, следует отметить, что аргументированной и обоснованной представляется позиция Н. С. Мановой, которая утверждает, что дифференциация форм обязана производиться в первую очередь в связи с сущностными различиями в процедуре деятельности, качественными различиями, неповторимыми особенностями в форме деятельности <4>.

Так, вероятными отличиями представляется дифференциация процессуальных средств и способов установления обстоятельств совершенного преступления и доказывания виновности лица, срок и порядок принятия решений, их виды, состав должностных лиц.

Через призму изложенного различия между следствием и дознанием не представляются принципиальными, более того, они являются формальными и в некотором роде искусственно созданными, однако полномочия прокурора по отношению к должностным лицам, производящим следствие и дознание, существенно качественно различны.

В чем причина подобного дифференцированного подхода законодателя? В данном случае можно подойти к указанной проблеме с разных сторон.

Так, Лазарева В. А. высказывает позицию о том, что руководство дознанием и надзор за ним по сей день остаются в одних руках (имея в виду, разумеется, сотрудников прокуратуры), в связи со следующим. Так, органы дознания многочисленны, а исполняемые ими функции еще более множественны и не ограничены лишь производством предварительного расследования, в связи с чем в некоторых из данных органов отсутствуют специальные подразделения по расследованию, что сказывается на качестве процессуального руководства [5].

Кроме того, с учетом личного практического опыта следует добавить, что существенным аргументом в пользу указанного подхода является довольно низкий уровень профессиональной квалификации подавляющего большинства сотрудников органов дознания, что наглядно отражается в неуклонно возрастающем количестве актов прокурорского реагирования и выявляемых нарушений закона при производстве дознания.

Также обоснованным представляется утверждение о том, что дознание — будучи «упрощенной» по отношению к предварительному следствию формой расследования с более короткими сроками — требует более быстрого и качественно иного реагирования на нарушения законности и прав субъектов при его производстве.

Тем не менее, является ли разумным подход, при котором в качестве инструмента решения организационных проблем задействуется уголовно-процессуальный закон? Так ли необходимо решать уголовно-процессуальными нормами проблемы, имеющими организационно-управленческую природу, или они имеют сущностно другую цель и назначение?

Соглашаясь с позицией тех авторов, которые не видят оснований для подобного разграничения полномочий прокурора по отношению к следствию и дознанию, следует отметить, что в качестве пути совершенствования уголовно-процессуального и профильного законодательства в целях усиления дознания и деятельности прокурора при его производстве как отдельных видов правовой защиты публичного, общественного интереса и прав человека следует углубить именно собственно надзорные полномочия прокурора, отвечающие и не противоречащие природе прокурорского надзора, которые будут достаточными для своевременного выявления, устранения и превенции нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства при производстве расследования вне зависимости от его формы, а также постепенно в несколько этапов вывести дознание из-под по сути непосредственного руководства прокуратуры, в первую очередь поставив целью повышение качественной подготовки корпуса дознавателей и решения управленческо-организационных проблем, как, например, реорганизация структуры органов дознания.

Следует детально разграничить и повысить действенность механизмов руководства деятельностью дознавателей, процессуально-ведомственного контроля за их деятельностью и надзора, как средств обеспечения законности уголовного процесса, повысив в своей части процессуальную самостоятельность дознавателей, а также прокурорский надзор — в своей части — при этом не лишая прокурора действенных рычагов воздействия на качество и законность различных форм предварительного расследования, поскольку именно он выступает лицом, представляющим публичный интерес в данной среде, а также связующим звеном между двумя видами стадий уголовного процесса — судебными и досудебными.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 — ФЗ: по сост. на 08.12.2020 // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  2. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генеральной прокуроры Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 23.12.2020)
  3. Мусеибов Д. А. Процессуальные функции и полномочия прокурора / У. А. Мусеибов // Российский следователь. 2016. № 21. С. 6–10.
  4. Манова Н. С. Теоретические проблемы уголовно-процессуальных производств и дифференциации их форм: Дис.... д. ю. н. / Н. С. Манова. М., 2005. 443 с.
  5. Лазарева В. А. Прокурор в уголовном процессе: Учеб. пособие / В. А. Лазарева. М.: Юрайт, 2011. 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, уголовный процесс, дознаватель, отношение, полномочие прокурора, прокурорский надзор, процессуальное руководство, указанная сфера, форма расследования.


Похожие статьи

Проблемы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса Российской Федерации

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Общая характеристика нормативно-правовой деятельности и реализация полномочий прокурора в судебном следствии

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

К вопросу об обеспечении эффективности прокурорского надзора за исполнением органами следствия требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Похожие статьи

Проблемы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса Российской Федерации

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Общая характеристика нормативно-правовой деятельности и реализация полномочий прокурора в судебном следствии

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

К вопросу об обеспечении эффективности прокурорского надзора за исполнением органами следствия требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Задать вопрос