Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Пантелеев, В. А. Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России) / В. А. Пантелеев. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10739/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основным субъектом обеспечения безопасности, а соответственно гарантом защиты прав и законных интересов всех граждан страны, в том числе вовлеченных в уголовное судопроизводство, является государство. Через органы законодательной, исполнительной и судебной властей оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации, а также гарантирует их защиту и покровительство на момент нахождения за пределами государства.

Обеспечение безопасности присуще всем без исключения органам государства, при этом особое место отведено правоохранительным органам, в частности Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 2 Закона РФ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» одной из главных задач МВД является «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других лиц» [1]. МВД России является участником и координатором Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 в МВД России образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ МВД России), являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества. Кроме того, образован Центр МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Такие центры в системе органов МВД (ЦГЗ МВД России) созданы во всех регионах России, которые являются оперативным подразделением МВД России и находятся в непосредственном подчинении УОГЗ МВД России.

Необходимо отметить, что для обеспечения надлежащего исполнения органами внутренних дел Российской Федерации функции по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких нормативной базой предусмотрен ряд административных процедур, регламентированных приказом МВД России от 21.03.2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких». Указанные процедуры условно делят процесс обеспечения государственной защиты участников судопроизводства на ряд этапов, в ходе которых специально уполномоченными субъектами осуществляются определенные процедуры. Эти этапы следующие:

  1. прием и регистрация заявления (сообщения);
  2. проверка заявления (сообщения);
  3. вынесение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности и мер социальной поддержки;
  4. подготовка и утверждение постановления об избрании мер безопасности;
  5. подготовка и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.

На первом из перечисленных этапов, как следует из его названия, в территориальном органе внутренних дел осуществляется прием и регистрация заявлений (сообщений) от участников уголовного судопроизводства и иных лиц о наличии угроз посягательства на их жизнь, здоровье, имущество, либо на жизнь, здоровье, имущество их родственников и близких [2].

В том случае, если в заявлении (сообщении) содержится конкретная информация, указывающая на признаки преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (данные о лице, оказывающем незаконное воздействие, последствия, время и место и т. п.), поступившее заявление (сообщение) подлежит регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Нормативно установлено время регистрации одного заявления, которое составляет 20 минут. После выполнения необходимых процедур такое заявление в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, направляется для принятия решения об осуществлении мер безопасности в орган, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.

На втором этапе должностное лицо, правомочное принимать решение об осуществлении государственной защиты (начальник органа дознания, руководитель следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа), обязано в день поступления (или немедленно) рассмотреть заявление (сообщение), и организовать проверку наличия угрозы. На основании материала проверки либо указанного выше поручения оперативные работники ОРЧ ГЗ вправе проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Результаты данных мероприятий в установленные законом сроки докладываются инициатору проверки рапортом. Получив такой рапорт должностное лицо, правомочное принимать решение об осуществлении государственной защиты, должно принять решение по существу. Так, если в поступившем материале проверки не содержится данных, указывающих на признаки преступления в отношении заявителя, то следователем (начальником органа дознания) выносится постановление об отказе в применении мер безопасности и социальной поддержки, которое в тот же день направляется лицу, в отношении которого оно вынесено [3].

В противном случае, при установлении наличия и реальности угрозы фигуранту, необходимо принятие решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 309 УК РФ. В связи с этим начальник органа дознания либо следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление о применении мер безопасности.

К постановлению, направляемому в ОРЧ ГЗ, должны прилагаться:

− копии материалов проверки, свидетельствующие о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве;

− сопроводительное письмо, содержащее личные данные защищаемого лица и информацию о его местонахождении. Для того, чтобы подразделение государственной защиты могли незамедлительно приступить к применению мер безопасности следователю необходимо максимально полно проинформировать указанные подразделения о защищаемом лице;

− письменное поручение следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лица (лиц), угрожающих участнику уголовного судопроизводства с целью привлечения к уголовной ответственности, даваемое в порядке, предусмотренном ст. 38 УПК РФ.

При поступлении в ОРЧ ГЗ указанного выше пакета документов уполномоченное должностное лицо в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, должно подготовить предложения о применении конкретных мер безопасности в отношении защищаемого участника уголовного судопроизводства, и получить его письменное согласие на применение избранных мер безопасности. В течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно), подготавливается также постановление об избрании мер безопасности, которое содержит конкретный перечень мер безопасности, применяемых к защищаемому лицу, информацию о сроках исполнения мер, должностных лицах, ответственных за его исполнение, и поэтому имеет ограничительный гриф [4].

Данное постановление утверждается руководителем территориального органа МВД России по субъекту РФ. Под роспись с ним знакомится лицо, в отношении которого вынесено данное постановление. После этого с защищаемым лицом от имени руководителя территориального органа МВД России по субъекту РФ заключается договор, в котором формулируются права, обязанности и ответственность сторон, конкретные предписания органа, осуществляющего меры безопасности, защищаемому лицу. Заключение указанного договора является обязательным. Отказ в его подписании, равно как и нарушение условий договора, защищаемым лицом, является основанием для ходатайства органа, осуществляющего меры безопасности, следователю об отмене мер государственной защиты по отношению к заявителю.

После утверждения указанного постановления ОРЧ ГЗ в течение суток информирует об этом начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело [5].

Эффективность расследования преступлений зависит от степени защищённости лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Чем выше степень такой защищенности, тем большую заинтересованность проявляют граждане при оказании содействия правоохранительным органам. Правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства уже созданы, соответствующие структуры сформированы, финансирование выделено, остаётся надеяться, что государству удастся преодолеть страх перед «преступным миром» в сознании граждан и успешно осуществлять меры по борьбе с преступностью.

Таким образом, следует отметить важность и необходимость наличия подобного института для современного правового государства, провозглашающего равенства каждого перед законом и судом.

Литература:

  1. Зайцев О. А., Москаленко А. В. Государственная защита частников уголовного процесса в ходе судебного разбирательства. — М., 2008. 186 с.
  2. Никонович С. Л. Проблемы оперативного документирования преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и способы их устранения / С. Л. Никонович // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 9 (105).
  3. Демидов Ю. Н. Защита участников уголовного процесса // Право. — 1997. — № 2.
  4. Епихин А. Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. — СПб., 2004. — 331 с.
  5. Кардашевская М. В., Никонович С. Л., Абрамов В. А. Криминалистические проблемы расследования отдельных видов хищений: монография. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р. В., 2013.
  6. Леви А. А. Потерпевший в уголовном процессе. — М., 2007. 180 с.
  7. Михайлов В. А. Курс уголовного судопроизводства. Учебник в трех томах. — М.: Изд-во МПСИ, 2006. 824 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное судопроизводство, государственная защита, защищаемое лицо, МВД России, начальник органа дознания, Российская Федерация, лицо, признак преступления, следственный орган, течение суток.

Похожие статьи

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Понятие и организация режима в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Процессуальные и организационные основы осуществления деятельности по проверке доказательств уполномоченными субъектами

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России в уголовном судопроизводстве

Общая характеристика нормативно-правовой деятельности и реализация полномочий прокурора в судебном следствии

Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса

Правовой статус прокурора на судебных стадиях уголовного процесса

Похожие статьи

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Понятие и организация режима в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Процессуальные и организационные основы осуществления деятельности по проверке доказательств уполномоченными субъектами

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России в уголовном судопроизводстве

Общая характеристика нормативно-правовой деятельности и реализация полномочий прокурора в судебном следствии

Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса

Правовой статус прокурора на судебных стадиях уголовного процесса