В статье охарактеризована структура бизнес-системы бережливого производства, внедряемая в восьми структурных подразделениях УГМК, охарактеризованы ее особенности, дана оценка перспективам развития.
Ключевые слова: бизнес-система, концепция, бережливое производство, ресурсы, Уральская горно-металлургическая компания.
The article describes the structure of the business system of «Lean production», implemented in eight structural divisions of UMMC, describes its features, and assesses the prospects for development.
Keywords: business system, concept, lean manufacturing, resources, Ural Mining and Metallurgical Company.
В последние годы одной из наиболее эффективных концепций управления производством и процессами в целом выступает концепция бережливого производства, берущая свое начало с середины пятидесятых годов прошлого века. Пионером внедрения концепции в практику управления считается компания «Тойота», успешно реализовавшая все принципы данной концепции в производственную деятельность [1].
Одной из особенностей данной концепции является возможность получения положительного эффекта в виде снижения производительности труда, снижения непроизводительных затрат времени и ресурсов, увеличении валового объема при постоянных неизменных затратах не только в результате производственного процесса, но и в каждом производственном цикле, формирующем производственный процесс. Такая особенность позволяет успешно применять данную концепцию для улучшения производственных показателей во многих производствах с замкнутым циклом, который являются основой большинства вертикально-ориентированных компаний.
В нашей стране первые попытки внедрения и широкого использования концепции «бережливого производства» относятся к началу 2000-х годов. Однако, в основном попытки внедрения оказались неудачными, что во многом связано с отсутствием опыта, неправильным пониманием концепции, частичной подменой базовых понятий концепции бережливого производства и системы 5S [2].
Однако, ведущие отечественные компании, понимая важность и целесообразность внедрения концепции «бережливого производства» не останавливались даже при неудачных результатах и продолжали совершенствоваться в данной области, что в последующем приводило к положительным результатам и одновременно послужило примером для других компаний [1].
Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) — крупнейший российский горно-металлургический холдинг, производитель меди, цинка, угля, свинца, селена и драгоценных металлов в стране. В состав комбината входит более 40 предприятий, расположенных в различных регионах России. УГМК представляет собой единую цепочку производств: горноруднодобывающего, металлургии, металлообработки, строительной промышленности.
Вертикально-интегрированный характер холдинга, оптимально сбалансированный стратегический портфель, высокий уровень концентрации управленческих, экономических и финансовых ресурсов позволяют эффективно распределять инвестиционные потоки между всеми направлениями деятельности. Все это является одним из важнейших преимуществ в деятельности компании, способствуя росту ее конкурентоспособности на отечественном и международном рынке.
Вертикально-корпоративная направленность производства способствует повышению эффективности производства на каждом этапе и в каждой цепочке технологического цикла компании, которая является замкнутой.
Для повышения эффективности производства в структурных подразделениях компании с января 2020 года внедряется и достаточно эффективно используется концепция «бережливого производства», основная цель которой — увеличение денежного потока и рост эффективности производственных процессов. В общей сложности, в программе принимают участие 8 производственных подразделений УГМК, расположенных в разных регионах.
Содержательная сторона концепции «бережливого производства», внедряемой на УГМК, в целом соответствует типовым принципам этой системы и построена на использовании тех же инструментов, которые были использованы компанией «Тойота».
Система бережливого производства, применяемая с 2020 года в производственных подразделениях УГМК, включает 40 базовых инструментов, в свою очередь, являющиеся основными и вспомогательными.
Базовые инструменты внедряются волнами, по четыре месяца. К базовым инструментам относятся те, которые позволяют выявить недостатки в производстве и привлечь работников в процессы постоянных улучшений.
Для привлечения работников к процессам постоянного улучшения на предприятии используются следующие инструменты: для рабочих — «Доска решения проблем», «Фабрика идей», инструменты стандартизации.
Для руководителей среднего звена: «Административная ячейка», «Поиск корневых причин» и все, что касается работы с общей эффективностью оборудования.
Для старших руководителей применяются такие инструменты как стандартные практики руководителя, амбициозное целеполагание.
Следует отметить, что не во всех подразделениях УГМК процесс происходит равномерно. Например, в отдельных подразделениях наибольшая эффективность отмечается по таким инструментам как — «Доска решения проблем», «Фабрика идей», тогда как в других — максимальная активность и отдача фиксируется по управленческим предложениям — «Административная ячейка», «Поиск корневых причин».
Однако, вне зависимости от источника поступления предложения по улучшению производственных процессов, эффект в любом случае положительный и ощутимый.
За 2020 год было предложено и внедрено 114 технических, технологических, сквозных и организационных инициатив.
Вспомогательные инструменты концепции бережливого производства внедряются выборочно, по потребности. Например, если имеются проблемы с качеством сырья, то в данном случае применяются вспомогательные инструменты, направленные на выявление основной проблемы и ее устранение.
Особенностью применяемой бизнес-системы на предприятиях УГМК является ее двухуровневая структура.
На первом, начальном уровне в подразделениях проводятся диагностические мероприятия: определяются наиболее проблемные области в каждом производстве (это могут быть как непроизводительные потери времени, чрезвычайно низкая производительность труда, высокие операционные издержки и текущие затраты, т.д.), далее разрабатываются инициативные предложения (проекты) по устранению в ближайшей перспективе выявленных проблемных областей. Этот уровень в виде инициативных предложений уже широко внедряется в практику, что в целом, обеспечивает ощутимый экономический эффект.
Второй уровень системного содержания концепции «бережливого производства» УГМК — запуск в работу инструментов бизнес-системы, направленных на увеличение охвата и вовлеченности работников предприятия в процессы постоянных улучшений и формирования на этой основе стабильности во вносимых изменениях.
Таким образом, важнейшим компонентом системного содержания концепции УГМК является заинтересованность работников в постоянных улучшениях производства: именно они должны стать инициаторами основного количества идей и предложений как первые лица в этом процессе. По мнению администрации, участие рабочих является важнейшим ресурсом для улучшения производственных и операционных показателей.
Следует отметить, что в целом, рассуждая о концепции бережливого производства, необходимо говорит не о внедрении, а о развитии этой системы. В первоначальном виде отдельные компоненты этой системы в том или ином виде применяются в любом производственном процессе. Но развитие концепции как бизнес-системы с ожидаемыми положительными результатами происходит только при целенаправленном ее внедрении и всем необходимым управленческом сопровождении.
Литература:
- Вумек, Д. Бережливое производство [Текст]: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: перевод с английского / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; [пер. С. Турко]. — 5-е изд. — Москва: Альпина паблишерз, 2010. — III,- 471 с. — Текст: непосредственный.
- Вязников, В. Е. Менеджмент качества, организация ресурсосберегающего и бережливого производства [Текст]: монография / Вязников В. Е., Мамаев Л. А.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Иркутский гос. технический ун-т. — Иркутск: Иркутский гос. технический ун-т, 2014. — 185 с.
- Развитие производственных систем. Кайдзен. Лидерство. Бережливое производство [Текст]: / под общ. ред. А. Баранова, Р. Нугайбекова. — Москва [и др.]: Питер, 2015. — 272 с.