В статье на примере ООО «Транстерминал» Республики Башкортостан рассматривается роль маркетинговой политики в повышении конкурентоспособности транспортных компаний.
Ключевые слова: маркетинговая политика, реклама, ценообразование, транспортная компания, эффективность, конкурентоспособность
Сегодня Уфа является одним из самых больших административных, экономических, культурных и политических центров Российской Федерации. Население столицы республики более 1 млн человек, а территория городской черты включает в себя 708 кв. км. Такой большой город нуждается в развитой транспортной системе, особенно важными становятся грузовые перевозки. Бурное социально-экономическое развитие, рост населения и предприятий положительно влияет на грузоперевозки в Уфе и по Республике Башкортостан.
Рядом с Уфой расположен международный аэропорт, 9 железнодорожных станций. Через город проходят две крупнейшие магистрали федерального значения М5 «Урал» и М7 «Волга». Будучи транспортным узлом такого масштаба, Уфа служит перевалочным центром для большого объема транзитных грузовых перевозок.
Все эти факторы способствуют интенсивному развитию автомобильных перевозок, как по самой Уфе, так и с другими городами России. Именно поэтому перевозка грузов в Уфе всегда столь востребована.
В последние годы в Уфе появилось множество компаний, занимающихся перевозками грузов. Наряду с ООО «Транстерминал» к наиболее известным и крупным транспортным компаниям, работающим на рынке Республики Башкортостан, в том числе г. Уфы, следует отнести следующие: «Байкал-Сервис», «КИТ», «РАТЭК», «Кларин», «Промресурс», «Автотрейдинг», «СТД-Транс», «Джи-АР Групп», «Автобашстрой», «Энергия», «ПЭК», «Браво» [2].
Между ними идет борьба за покупателя, каждый стремится предоставлять разнообразные услуги из оптимального соотношения «цена-качество». Транспортные компании Уфы, которые каждый день предоставляют свои услуги очередным клиентам, перевозят грузы любого вида, размера и веса. К вашим услугам будут предоставлены изотермические фургоны, автопоезда, рефрижераторы, небольшие грузовички, автовозы, полуприцепы. Причем, воспользовавшись услугами транспортных компаний, вы не только сможете физически переместить свой груз из точки А в точку В, но и сможете договориться о погрузке-разгрузке, об оформлении всех необходимых документов, услугах экспедирования.
Конкуренция компаний, предоставляющих услуги по доставке грузов, в последнее время настолько велика, что вы сможете выбирать ту компанию, которая предоставит наилучшие условия.
Цена и качество, сроки предоставления услуг были и остаются важнейшими критериями принятия потребительских решений и являются основными факторами, определяющими выбор покупателей в пользу тех или иных транспортных компаний. Поэтому маркетинговая политика, в частности, рекламная и ценовая ее составляющие, становится одним из наиболее важных направлений менеджмента любого предприятия, от эффективности которой во многом зависит конкурентоспособность и рентабельность транспортного бизнеса.
В условиях развивающихся рыночных отношений и конкуренции определение оптимальных цен на услуги является одной из труднейших задач для предприятий всех отраслей экономики, в том числе и для транспортных компаний Республики Башкортостан, одной из крупнейших среди которых является ООО «Транстерминал».
ООО «Транстерминал» зарегистрировано в г. Уфа, является одним из известных транспортно-экспедиционных предприятий на рынке Уральско-Поволжского региона и Сибири. Компания располагает собственным автомобильным парком для работы с клиентом в доставке сложного груза в контейнерах среднего и крупного тоннажа. Для перевозок также используются разнообразные железнодорожные подвижные составы. Компанией оказываются услуги по складскому хранению и оформлению груза для таможни, разрабатываются технологические схемы. ООО «Транстерминал» оказывает услуги более 750 предприятиям — производственного, строительного и торгового направления [6].
В числе предприятий, имеющих многолетний опыт сотрудничества с компанией, ведущие участники внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан, такие как: ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Русджам-Уфа», ЗАО пивоварня «Москва-Эфес», ООО «Ласселсбергер», ООО СП «Витценманн-Руссия», ООО «УЗ-ДЭУ Авто-Уфа», ОАО «Башнефтегеофизика», ОАО «Благовещенский арматурный завод», ООО «Башкирский птицеводческий комплекс», ОАО «Полиэф», ОАО «Башспирт», ОАО «Стеклонит», ООО «Урал Дюти Фри», ЗАО «Уфаоргсинтез», группа компаний «Башлесэкспорт», ОАО «Электрозавод», ОАО «Салаватстекло», ОАО «КУМАПП», ОАО «Уфимский мясоконсервный комбинат», ОАО «Транснефть», ООО «Эльдорадо». При непосредственном участии ООО «Транстерминал» в качестве перевозчика и таможенного представителя реализованы инвестиционные проекты по ввозу технологического оборудования в рамках модернизации предприятий: ООО «Свой дом», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Чишминское», ООО «Мегастройсервис», ОАО «Уралсибнефтепроводстрой», группы компаний «Башлесэкспорт», а также группы нефтеперерабатывающих предприятий г. Уфы [5].
Предлагаемый ООО «Транстерминал» полный комплекс услуг по международной перевозке, экспедированию, таможенному оформлению и складской логистике включает в себя все виды работ, позволяющие осуществить доставку груза от иностранного партнера до любого предприятия, включая таможенное оформление и полный аутсорсинг внешнеэкономической деятельности. В штате предприятия более 50 специалистов, обладающих квалификацией и многолетним опытом, позволяющим производить таможенное оформление товаров обширной номенклатуры в кратчайшие сроки. По итогам 2007 года предприятие в рамках ежегодной премии «Таможенный Олимп» было признано лучшим таможенным брокером России. Расчет стоимости услуг производится исходя из объема выполненных работ, учитывая индивидуальные интересы клиента. Оплата производится в безналичной форме по факту выполненных обязательств.
Однако, несмотря на большой опыт в области транспортных перевозок, собственную базу, компетентность и высокую квалификацию сотрудников, которые являются залогом качественного и надежного оказания услуг, в последние годы у компании есть определенные проблемы в поддержании конкурентоспособности.
Сейчас как на всероссийском, так и на отдельных региональных рынках, идёт жёсткая конкуренция между транспортными компаниями. И для того, чтобы в таких сложных условиях ООО «Транстерминал» получало стабильную максимально возможную прибыль, оно должно особое внимание уделять маркетингу и проводить тщательные расчёты в области рекламной политики и ценообразования.
Предприятие должно выбрать для себя метод ценообразования, наиболее подходящий под характеристики предоставляемых транспортных услуг с учетом материальной базы и стратегии предприятия (максимизация прибыли, обеспечение выживаемости компании, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качеству услуг и др.).
Обеспечение выживаемости является стратегическим приоритетом, как правило, малых предприятий, занимающихся пассажиро- и грузоперевозками в относительно небольших масштабах. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих услуг, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Крупные же предприятия, попавшие в трудное положение, прибегают к обширным программам ценовых уступок. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, эти фирмы могут ещё некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15 %. С учётом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга [4].
Фирма может поставить также себе целью добиться, чтобы её транспортная услуга была самой высококачественной из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на нее высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих научно-технические исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) [3].
Цена услуг транспортных компаний зависит также от следующих факторов:
- способ перевозки груза (сборный груз, выделенный транспорт, контейнер);
- состав груза (одно место или несколько);
- габариты, вес, объем;
- характер груза (мебель, личные вещи);
- класс опасности;
- расстояние перевозок и др.
Как правило, с учетом мирового и отечественного опыта предоставления транспортных услуг, клиент может выбрать для себя наиболее удобный способ оплаты:
- Почасовая оплата. В данном случае можно заказать только тот перечень услуг, который вам требуется в данный момент. Почасовая оплата удобна, когда требуется недорогая грузоперевозка малого объема грузов. И такой вариант действительно более выгоден.
- Фиксированная стоимость. В данном случае точная цена за перевозку грузов будет известна уже при заключении договора. В дальнейшем клиенту не потребуется производить дополнительные доплаты и выполнять перерасчет. Этот вариант будет наиболее комфортным, если планируется перевезти большое количество грузов или требуется автомобильная перевозка грузов в соседний город [1].
В процессе ценообразования на транспортные услуги ООО «Терминал» необходимо постоянно заниматься мониторингом цен и услуг фирм-конкурентов. Знаниями о ценах и услугах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если её услуга аналогична услугам основного конкурента, фирма будет вынуждена назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт.
Если услуга ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда её услуга выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.
Для повышения эффективности маркетинговой политики, транспортным предприятиям, в том числе и ООО «Транстерминал», необходимо обязательно иметь упорядоченный алгоритм-методику установления исходной цены на свои товары или услуги, предполагающую четкую постановку задач ценообразования, определение спроса, оценку затрат, анализ цен конкурентов. Ценовая политика транспортных фирм заключается в том, чтобы устанавливать на услуги оптимальные цены и варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей на транспортном рынке, добиться запланированного объема прибыли.
В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом и подвержено воздействию многих факторов. При помощи использования инструментария маркетинга руководству ООО «Транстерминал» предстоит сделать выбор, какому способу и стратегии ценообразования отдать предпочтение. Выбор зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются: доля рынка сбыта, контролируемая данным предприятием; скорость внедрения на рынок новых услуг; период окупаемости капитальных вложений; жёсткость конкуренции на рынке.
Кроме эффективного ценообразования, в рамках комплекса маркетинговых мероприятий, ООО «Транстерминал» необходимо большое внимание уделять также и рекламной политике, в частности, Интернет-рекламе. В настоящее же время, основной официальный сайт компании — www.transterminal.ru — практически не работает. На сайте компании необходимо предусмотреть, как и у многочисленных конкурентов, опцию-калькулятор для потенциальных клиентов по расчету цены грузоперевозок в зависимости от веса, объема груза и расстояния перевозок.
Таким образом, применение наших предложений по повышению эффективности ценовой и рекламной политики должны обеспечить ООО «Транстерминал» долгосрочные конкурентные преимущества на рынке транспортных перевозок и на порядок улучшить ее финансово-экономическое положение.
Литература:
- Абрамов А. П., Галабурда В. Г., Иванова Е. А. Маркетинг на транспорте [Текст] / Под общей редакцией В. Г. Галабурды. Учебник для вузов. М.: Желдориздат. 2001. — 329 с.
- Альянс-каталог транспортных компаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://alliance-catalog.ru/gruzoperevozki/ufa/.
- Галабурда В. Г. Маркетинг на транспорте [Текст] / Учеб. пособие. — М.: МИИТ, 1992. — 108 с.
- Кандаурова И. Р., Акбарова Р. М. Элементы комплекса маркетинга в сфере услуг / Современные тенденции развития социально-экономических систем: сборник научных трудов международной научно-практической конференции, БашГУ, 17 декабря 2014 г., Уфа, С.33–37
- Пукин А. О. Специфика ценовой политики транспортных компаний в условиях рыночной экономики (на примере ООО «Транстерминал» Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 482–485. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37266/.
- Официальный сайт ООО «Транстерминал» [Электронный ресурс] / Режим доступа: htpp: www.transterminal.ru.