Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха коммерческой организации, так как любая организация осуществляет свою деятельность в условиях жёсткой конкуренции. Укрепление конкурентоспособности коммерческой организации предполагает разработку стратегии развития с учетом характеристик рынка, конкурентной среды и позиции организации в конкурентном окружении в их непрерывном изменении.
Одним из ключевых факторов успеха транспортного предприятия является грамотно сформированная стратегия. Сегодня стратегия — это основа в управлении транспортным предприятием, благодаря которой должно обеспечиваться устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности оказываемых транспортных услуг. Так, правильно выбранная стратегия для транспортного предприятия — залог его долгосрочной успешной и эффективной работы и экономического роста, возможность наилучшим образом использовать и реализовывать имеющиеся ресурсы.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, грузоперевозки, конкурентоспособность, ООО «Кери-Авто», транспортный комплекс Калининградской области.
Практика бизнеса показывает, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого [1, с. 6].
Так, ООО «Кери-Авто» — это транспортно-экспедиционная компания, ориентированная на долгосрочную стратегию развития. Главными принципами в работе предприятия являются надежность и безопасность. Для того чтобы увидеть картину внешнего окружения компании ООО «Кери-Авто», выделить наиболее важные влияющие факторы был проведен PEST-анализ предприятия, приведенный в таблице 1.
Таблица 1
PEST-анализ ООО «Кери-Авто»
Группа факторов |
Фактор |
Влияние («+» и «-») |
(P) Политические факторы |
Географическое расположение Калининградского региона |
«+» близость к Европе; «-» приходится проходить через несколько погранпереходов; также транзит через государства платный. |
Вступление России в ВТО |
«+» снизятся ставки импортных пошлин; «-» высокая конкуренция со стороны европейских компаний в данной отрасли. |
|
(E) Экономические факторы |
Экономический кризис |
«+» заключение контрактов на долгосрочной основе, так как существует система скидок; «-» потеря некоторых клиентов, простой транспорта. |
Доходность населения |
«+» сотрудничество на долгосрочной основе, так как существует система скидок для постоянных клиентов; «-» уменьшение количества оказанных услуг, так как рост потребительских цен опережает рост денежных доходов населения. |
|
Неустойчивость экономики, связанная с сырьем |
«-» растут цены на топливо, а как следствие растут затраты на оказание услуг. |
|
(S) Социальные факторы |
Безработица |
«+» создание рабочих мест; «-» отсутствие постоянного покупателя услуг. |
Наличие квалифицированных кадров в регионе |
«+» значительная доля экономически активного населения имеет высшее и средне специального образование; «-» наблюдается нехватка высококвалифицированных кадров управляющих и технических специальностей; |
|
(T) Технологические факторы |
Состояние дорог |
«+» ремонтируются основные трассы; ведется строительство новых автодорог (Калининград—Мамоново-II (пос. Новоселово)—граница Республики Польши; Калининград—Черняховск—Нестеров до границы с Литовской Республикой; Гвардейск—Неман до границы с Литовской Республикой; транспортного коридора 1-А «Рига—Калининград—Гданьск»; подъезда к международному автомобильному пункту пропуска Багратионовск—Безледы. |
Наличие на рынках необходимых запасных частей, специализированных для автомобилей под грузоперевозки разной классификации |
«+» сейчас действует множество компаний, предлагающих автозапчасти для грузовых автомобилей (среди которых: ООО «Кардан», ООО «Реал+», ООО «Сигма-Авто» и другие; «-» дополнительные дорогостоящие вложения; если запчасти на заказ, то дополнительное время на доставку, а также оплата самой доставки. |
Можно сделать вывод, что ООО «Кери-Авто» функционирует в достаточно привлекательной отрасли, хотя вхождение в нее достаточно осложнено. Рассматриваемое транспортное предприятие достаточно успешно в отрасли, так как имеет широкую базу постоянных клиентов, хорошую репутацию, налаженные контакты с зарубежными компаниями.
Немаловажным для любой транспортной компании нашего региона является исследование и анализ развития отрасли в целом, как в России, так и в Калининградской области, а также рынок транспортных услуг на международном уровне. С помощью сети Интернет были проведены небольшие исследования, основным источником которых является сайт Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), www.asmap.ru [4].
Оценивая перспективы развития рынка МАП грузов в России, необходимо отметить ряд существующих проблем, решение которых играет крайне важную роль [2, с. 52–54].
- Низкая обновляемость подвижного состава.
Одной из основных проблем в ближайшее время станет отсутствие у отечественных перевозчиков современного подвижного состава, удовлетворяющего требованиям «Евро 4, Евро 5». Экологические ограничения, которые вводятся в странах Европы и выражаются в прямых и косвенных экологических сборах приводят к существенному увеличению издержек, а, следовательно, снижению конкурентоспособности компаний, эксплуатирующих устаревший подвижной состав.
- Цена и качество топлива.
Ежегодное увеличение затрат на топливо ведёт к ухудшению финансово-экономического положения транспортников в целом и отдельных работников в частности, уменьшению рентабельности, отсутствию или серьезному снижению прибыли у предприятий.
Увеличение доли затрат на топливо до 40 % в общей структуре затрат ведёт к снижению конкурентоспособности российских международных перевозчиков, что наносит серьезный ущерб экономике [4].
Необходимо разработать и ввести механизм компенсации автопредприятиям их дополнительных расходов, вызванных ростом цен на автомобильное топливо (во Франции, Германии, Бельгии, например, снижают акцизы на топливо для коммерческих автотранспортных средств). В результате повышения цен на нефтепродукты автомобильный транспорт страны в 2017 году понес значительные финансовые убытки. Только для международных перевозчиков, по оценке АСМАП, они составили 738 млн. рублей [4].
В ряде зарубежных стран действует механизм компенсации перевозчикам дополнительных расходов, вызванных повышением цен на дизельное топливо, за счет бюджета, аналогичный порядок можно ввести в России.
При этом современные грузовые автомобили, отвечающие экологическим нормам Евро-4 (а в 2016 были введены еще более жесткие требовании Евро-5), практически не имеют возможности заправляться на территории РФ из-за низкого качества реализуемого топлива. А отсутствие современного дизельного топлива неизбежно приведет к сокращению экспорта транспортных услуг и утрате конкурентных позиций россиян на мировом рынке. Во многих странах мира существует система налоговых льгот, компенсаций и поощрений, стимулирующая использование современных экологически безопасных автомобилей, а также производителей высокочистого топлива.
- Обеспечение автопредприятий квалифицированным водительским составом.
В настоящее время по просьбе перевозчиков АСМАП осуществляет подготовку водительского состава для международных автомобильных перевозок. Водитель-международник должен обладать более объемными знаниями, чем водитель на внутренних перевозках. Ему необходимо знать все межправительственные соглашения между государствами, с которыми Россия сотрудничает в вопросах международных перевозок, и все конвенции, поскольку они, во-первых, превалируют над внутренним законодательством, а во-вторых, конвенция — это, по сути дела, юридический документ, защищающий российских перевозчиков на территории иностранных государств. В связи с тем, что Россия осуществляет перевозку грузов по карнетам ТIR, водитель должен уметь заполнять карнет ТIR, осуществлять контроль при погрузке и разгрузке автомобиля.
4. Неразвитость общей инфраструктуры.
Итак, экономика России, хотя и находится в кризисном состоянии, а а также остается по-прежнему зависимой от уровня мировых цен на энергоносители, продолжает развиваться. Государство многое делает для решения инфраструктурных проблем, развиваются и обрабатывающие производства, которые в перспективе станут экспортообразующими и, безусловно, внесут свой вклад в перераспределение структуры и направлений грузопотоков, что, несомненно, определит динамику развития рынка МАП грузов в России в ближайшем будущем.
Можно предполагать, что транспортные предприятия Калининградской области в данной отрасли будут развиваться, в силу того что востребованность в междугородних, а на сегодняшний день и международных перевозках растет.
Проблемы, с которыми сталкиваются транспортные компании, как правило, связаны с ограничениями, присущими региону в целом. Первая — неустойчивое законодательство, вторая — недостаток специалистов, третья — недостаточно хорошее состояние дорог и инфраструктуры в целом. Кроме того, снижают скорость выхода на данный рынок различные пошлины [1, с. 7].
Таблица 2
Анализ основных экономических показателей отрасли грузовых транспортных услуг по Калининградской области [3, с. 15]
Показатель |
Величина или характеристика |
1. Размеры рынка: годовой объем продаж |
32400000 евро (4500 автопоездов* 2 * 3600 евро), где 2 — коэффициент загрузки; 3600 евро фрахт Европа — Калининград — Москва. |
2. Темп роста рынка |
7 % в год |
3. Число конкурентов и их относительные размеры |
248 предприятий, 70 % из них имеют до 20 автопоездов, остальные свыше |
4. Количество покупателей и их финансовые возможности |
Около 350 фирм, экспортеры и импортеры, средние финансовые возможности |
6. Направление и темпы технологических изменений |
Появление новых видов услуг (1–2 в год), например: смешанные, сборные грузы |
7. Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее |
Тяжелое финансовое обременение при входе в отрасль (взнос 8000 $ для членства в АСМАП, для получения разрешений и книжки CarnetTIR), элементарный выход — подача заявления |
8. Характеристика услуги |
Высокая материальная ответственность за груз |
9. Возможность экономии на масштабах производства |
Экономия за счет стоимости дизельного топлива, которая составляет 45 % стоимости фрахта. Некоторые фирмы имеют собственные АЗС, что позволяет сэкономить |
11. Характеристика капитальных вложений в отрасль |
Обновляется около 500 машин в год, средняя стоимость автопоезда 80000 евро, следовательно, вложения составляют 40 млн. евро |
12. Доходность (рентабельность) отрасли |
Средний уровень 5–15 %, зависит от сезона, октябрь — декабрь -20 % |
13. Стадия жизненного цикла отрасли |
Зрелость |
В целом отрасль не является особенно привлекательной, вхождение в нее финансово осложнено, из-за большого количества действующих предприятий существует высокая конкуренция. Темп роста рынка средний, высокая материальная ответственность за груз, средняя рентабельность, количество покупателей среднее, этап жизненного цикла — зрелость.
Для выявления сильных и слабых сторон, а также преимуществ и недостатков рассматриваемого транспортного предприятия был проведен SWOT — анализ ООО «Кери-Авто», представленный в таблице 3.
Таблица 3
SWOT-анализ ООО «Кери-Авто»
Сила (S) |
Слабости (W) |
1. Компетентность сотрудников; 2. Наличие технической базы (диагностика ТС, способность вовремя выявить и устранить неисправность); 4. Есть машины, которые растаможены на Россию. 5. Ведение ремонтным боксом (возможность самостоятельно осуществлять ремонт грузовиков) |
1. Небольшое количество загрузок (недостаточное количество контрактов на долгосрочной основе); 2. Сезонность в работе; 3. Отсутствие государственной поддержки перевозчиков; 4. Устаревший автопарк. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Для обновления парка есть возможность долгосрочного сотрудничества с европейской компанией DAF; 2. Заключение договоров на поставки на долгосрочной основе; 3. Сокращение времени выплаты тарифа за перевозку (с 30 до 10 дней). 4. Появление новых поставщиков 5. Возможность расширения автопарка |
1. Изменение законодательства (Согласно ст.15 ФЗ № 16 «Об ОЭЗ в Кал. обл. и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» запрещено движение нерастаможенных на Россию автопоездов из Российской Федерации в Европу и наоборот, разрешая лишь движение из Калининградской области в Российскую Федерацию и обратно, из Калининградской области в Европу и обратно); 2. Иностранные конкуренты 3. Рост налогов и пошлин 4. Экономический кризис 5. Девальвация национальной валюты |
Рассмотрев данную таблицу, можно сделать следующие выводы, что ООО «Кери-Авто» следует:
– своевременно обновлять техническую базу и автопарк;
– искать клиентов, готовых сотрудничать на долгосрочной основе;
– расширять автопарк и запускать новые маршруты.
Таким образом, ООО «Кери-Авто» стремится создать современную систему транспортных услуг по перевозке грузов, соответствующую уровню мировых стандартов, главными особенностями которой являются надежность, безопасность, цена, качество и профессионализм перевозчиков. В целом ООО «Кери-Авто» занимает устойчивую конкурентную позицию. Предприятие предоставляет потребителям достаточно широкий ассортимент реализуемых транспортных услуг, тем самым выполняя требования клиентуры. Правильное распределение финансовых, трудовых и материальных ресурсов приводит к снижению издержек и повышению прибыльности компании. При эффективном управлении внутренними ресурсами ООО «Кери-Авто» может противостоять неблагоприятным внешним факторам и дальше развиваться.
Рассматриваемое предприятие имеет благоприятные условия для развития: отрасль привлекательна и развивается, также ООО «Кери-Авто» имеет сильные позиции в отрасли, являясь лидером, слабых сторон у него мало, явных угроз со стороны конкурентов не отмечается. Все угрозы и слабые стороны покрываются за счет имеющихся возможностей.
Как итог, для развития ООО «Кери-Авто» необходимо выбрать комбинированную стратегию, нацеленную на развитие своих конкурентных преимуществ и предусматривающую более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх.
Литература:
- Борщева А. В., Ильченко С. В. Факторы конкурентоспособности предприятия // Бизнес и дизайн ревю. — 2018. — № 1 (9). — С. 6–8.
- Гайнулин Р. Н. Конкурентоспособность автотранспортного предприятия. — Екатеринбург, 2016. — 69 с.
- Обзор отрасли грузоперевозок в России за 2018 год. — М., 2018. — 36 с.
- Официальный сайт Ассоциации международных автомобильных перевозчиков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.asmap.ru/index.php (дата обращения: 11.01.2019).