Особенности и перспективы рынка международных автомобильных грузоперевозок Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 2144 раза

Библиографическое описание:

Праведников, Д. А. Особенности и перспективы рынка международных автомобильных грузоперевозок Калининградской области / Д. А. Праведников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4725/ (дата обращения: 16.11.2024).

Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря. Она отделена от остальной России территорией независимых иностранных государств. На юге область граничит с Польшей, на севере и востоке - с Литвой. На западе Калининградская область омывается водами Балтийского моря. Развитие экономики и инфраструктуры региона во многом определяется особенностями географического положения. Небольшая площадь области (15100 кв. км), а также относительно малая протяженность позволяют создать кратчайшие транзитные коммуникации, связывающие Россию с Западной Европой.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Калининградской области составляет 6693 километров (что составляет 92% от их общей протяженности). При этом с уверенностью можно говорить о том, что практически 100% дорог в странах Европы (направление Польша-Германия) имеют твердое покрытие. Также следует отметить, что только 204 км из общей протяженности автомобильных дорог имеют федеральное значение. Плотность автодорожной сети с твердым покрытием Калининградской области в среднем составляет 443 км на 1000 кв. км.

На сегодняшний день на региональном рынке автомобильных перевозок Калининградской области насчитывается более 200 зарегистрированных перевозчиков различных форм собственности. Среди них можно выделить три основных группы по численности машинного парка. Первая группа перевозчиков, имеющих одну-две машины; вторая группа - перевозчики со средней численностью машинного парка от трех до десяти машин; третья группа - крупные перевозчики, имеющие свыше десяти машин. Основными видами деятельности на рынке являются каботажные перевозки по Калининградской области, перевозки по направлению “Калининградская область – Россия”; и перевозки по направлению “Калининградская область – Европа”. Последние два направления (будем их называть международными грузоперевозками) осуществляются исключительно на транспортных средствах иностранного производства, так как только они соответствуют экологическим требованиям Евросоюза (Евро-4).

Отличительной особенностью отрасли автомобильного транспорта Калининградской области является высокая доля автомашин иностранного производства – 52,8 % [1]. Более высокий процент грузовых иномарок в России наблюдается только в Дальневосточном федеральном округе – до 65% в Приморском крае. Однако представляется, что указанное соотношение отечественных и иностранных машин не отражает действительной ситуации в Калининградской области, поскольку происходит учет как грузового автотранспорта предприятий, основным видом деятельности которых являются грузоперевозки в интересах третьих лиц, так и транспорта, используемого предприятиями и организациями для перевозок в своих нуждах по территории области.

Автором статьи проведен анализ рынка международных автомобильных грузоперевозок как одного из перспективных направлений в транспортном бизнесе Калининградской области.

В первую очередь, представляется целесообразным проанализировать динамику грузооборота за последние 12 лет на основе доступных данных о грузообороте автомобильного транспорта с учетом оценки деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Калининградской области за период с 1999 по 2010 год включительно [1].

Таблица

Грузооборот автомобильного транспорта, миллионы т-км.

Год

Грузооборот, млн. т-км

Год

Грузооборот, млн. т-км

1999

254

2005

718

2000

279

2006

586

2001

358

2007

569

2002

441

2008

1219

2003

373

2009

1216

2004

657

2010

1728

На основе представленных в таблице данных были построены линейная, параболическая, степенная и экспоненциальная модели трендов. С учетом средней ошибки аппроксимации полученных моделей (27%, 20%, 3,5%, 2,6% соответственно) была выбрана для прогнозирования экспоненциальная модель тренда: = 208 ∙ e0.16t.

Рисунок 1. Грузооборот в 1999-2010 гг.

В соответствии с методикой, изложенной в [2], были получены точечные и интервальные прогнозы развития рынка автомобильных грузоперевозок. Так точечный прогноз грузооборота составляет в 2012 г. – 1954 млн. т-км, в 2013 г. – 2293 млн. т-км. Грузооборот с вероятностью 95% в 2012 году прогнозируется в интервале от 1781 до 2127 млн. т-км, а в 2013 году ожидается в интервале от 2117 до 2469 млн. т-км. Полученный прогноз грузооборота автомобильного транспорта на территории Калининградской области демонстрирует устойчивую тенденцию к росту и позволяет сделать вывод об относительно стабильном развитии рынка после некоторой стагнации в 2008-2009 гг., при условии отсутствия изменений со стороны факторов внешней среды.

Анализ структуры грузопотоков показал, что основное направление автотранспортного грузопотока – из Евросоюза в Калининградскую область. Доля транзитных грузов, следующих через Калининградскую область на остальную территорию России, незначительна. Предприятия области осуществляют прямые автомобильные перевозки грузов в Калининградскую область в основном из Польши и Германии. Менее востребованы потребителями перевозки грузов из Чехии, Словакии, Венгрии, Италии. Данные направления определены особенностью структуры импорта во внешнеэкономической деятельности России и Калининградской области. В частности, в Калининградскую область импортируются: текстиль (Польша, Германия, Чехия), продукты питания (Польша, Венгрия, Словакия), комплектующие для сборочных производств на территории области (Германия, Венгрия, Словакия), строительные и отделочные материалы (Италия, Польша, Германия). При этом грузооборот с Польшей суммарно составляет около 50% от всего грузооборота рынка международных перевозок Калининградской области. Грузоперевозки из других стран, а также из Калининградской области в страны Европы (в том числе Литву) носят нерегулярный характер.

Исследование потребителей услуг международных автомобильных перевозок, проведенное по изложенной в [3] методике, позволило количественно оценить существенные характеристики клиентов крупной транспортной компании, представленной на Калининградском рынке, методом корреляционно-регрессионного анализа. В ходе исследования был проведен опрос 120 клиентов на предмет выявления зависимости количества транспортных услуг по перевозке грузов, потребленных клиентом в течение года (среднее количество перевозок), от характеристик клиента и перевезенного груза. В качестве респондентов определены субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся клиентами компании не менее 5 лет, пользующиеся услугами международных автомобильных грузоперевозок не реже 1 раза в год.

На основе полученных в ходе опроса данных в среде программного продукта «Statistica v.6.1» была построена линейная многофакторная зависимость результативного фактора (количество перевозок, ед. - Y) от факторных признаков (X1X10):

- организационно-правовая форма клиента (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель - Х1);

- вид деятельности клиента (торговля, производство - Х2);

- количество центров потребления в бизнес-процессах клиента (ед. -Х3);

- наличие собственного склада (да, нет - Х4);

- наличие подразделения логистики (да, нет - Х5);

- товарооборот за год (тыс. евро - Х6);

- средняя стоимость перевозимого груза за одну перевозку (тыс. евро - Х7);

- среднее количество европаллет, требуемых для одной перевозки (ед. - Х8);

- средний километраж одной перевозки (тыс.км - Х9);

- наличие груза, требующего специальных условий перевозки (да, нет - Х10).

Анализ полученной модели на основе t-критерия Стьюдента с вероятностью 95% потребовал ее уточнения и устранения несущественных факторов. В результате, модель приняла вид:

Y = 2,86 + 0,3X1 + 0,35X2 + 0,43X6 – 0,24X7

Характеристики полученной модели - коэффициенты множественной корреляции и детерминации, свидетельствуют о возможности использования данной модели для анализа. Статистическая надежность регрессионного уравнения в целом была подтверждена на основе F-критерия Фишера с вероятностью 95%.

В ходе анализа модели нами были выявлены следующие особенности, которые могут быть распространены на среднестатистического потребителя транспортных услуг международных автомобильных грузоперевозок Калининградской области. Во-первых, потребители транспортных услуг в Калининградской области в большинстве своем имеют организационно-правовую форму юридического лица (им требуется на 30 процентов перевозок грузов больше, чем индивидуальным предпринимателям). Во-вторых, большинство клиентов заняты преимущественно в сфере торговли (им требуется на 35 процентов перевозок больше, чем клиентам, занятым в промышленности). В-третьих, с увеличением объема товарооборота субъекта предпринимательской деятельности спрос на грузоперевозки увеличивается (каждые дополнительные 10000 евро товарооборота потенциально увеличивают спрос субъекта предпринимательской деятельности на 4,3 перевозки). В-четвертых, с увеличением стоимости перевозимого груза спрос на перевозки уменьшается (каждые дополнительные 10000 евро к стоимости перевозимого груза влекут уменьшение спроса на 2,4 перевозки).

Представленные результаты свидетельствуют, что рынок международных автомобильных перевозок является перспективным развивающимся рынком, потенциал которого напрямую зависит от развития в Калининградской области - эксклавной территории России - предпринимательской деятельности, развития производственного сектора экономики, в частности промышленного производства, а также повышения эффективности функционирования самих транспортных организаций.


Литература:
  1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РОССТАТа.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

  2. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование. – М.: Инфра–М, 2010 – 320 с.

  3. Лукьянова Н.Ю., Соколова А.А. Моделирование портрета потребителя в непроизводственной сфере экономики // Труды школы-семинара имени академика Шаталина С.С. «Системное моделирование социально-экономических процессов». Часть II. – Воронеж: изд-во ВГУ. 2011. 93-94 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, Польша, перевозка, автомобильный транспорт, предпринимательская деятельность, Венгрия, перевозимый груз, Россия, Словакия, твердое покрытие.


Задать вопрос