Методы и модели стратегического анализа являются инструментами, с помощью которых обеспечивается анализ внутренней и внешней среды функционирования и определения оценки позиционирования компании; позволяют проводить исследования и устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать и обосновывать стратегические планы на основе оценки их ожидаемого выполнения.
Ключевые слова: стратегия компании, стратегический анализ, миссия компании.
Анализ результатов реализации стратегии является одним из важных этапов диагностики компании, который позволяет сформулировать необходимые корректирующие мероприятия для повышения эффективности работы организации. С целью анализа эффективности существующей стратегии предприятия и занимаемых рыночных позиций могут применяться различные методы стратегического анализа, такие как SWOT- анализ, модели М. Портера и Хофера — Шенделя.
В данной статье приводится практический пример применения методов стратегического анализа системы управления предприятием на корпоративном уровне на примере Группы компаний «Балтика-Транс» (Холдинг), одного из лидеров логистического рынка Российской Федерации.
Основанный в 2000 году, Холдинг объединил в себе компании, деятельность которых охватывает все существующие на международном рынке звенья логистической цепочки. Помимо надежного логистического оператора, компания является одним из крупнейших операторов танк-контейнеров в России.
На данный момент в состав группы компаний «Балтика- Транс» входит 7 компаний («Балтимпэкс», «Балтика-Транс», «Балтика-Транс Авто», «Балтика-Транс Логистика», «Транзит-Сервис», УК «Балтика-Транс», «КаргоЛайн») каждая из которых осуществляет свою деятельность в транспортной сфере и сфере сопроводительных услуг, совокупно предоставляя клиенту полноценный и комплексный сервис.
В своей деятельности организация ежедневно должна исходить из того, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. Миссия компании ООО «Балтика-Транс» заключается в создании в лице себя надежного логистического посредника для клиентов, обеспечивающего стабильную поддержку и высокий уровень сервиса, ставя перед собой цель: день за днем повышать эффективность бизнеса наших Клиентов [3], предоставляя качественные услуги в сфере логистики и таможенного оформления грузов.
ГК «Балтика-Транс» стабильно развивающееся предприятие: масштабы производства и объем продаж увеличиваются более быстрыми темпами, чем издержки, рост оборотных активов. Финансово-хозяйственная деятельность компании демонстрирует устойчивость положения на рынке, увеличение деловой активности. Однако стоит отметить, что компании не хватает собственных средств, что приводит к росту заемного капитала. В этой связи, в компании необходимо провести детальный стратегический анализ с последующей выработкой рекомендаций по решению вышеизложенной проблемы.
Важным шагом в анализе на данном этапе является оценка конкурентной позиции компании в отрасли. Часто для этих целей используется инструментарий такой как, SWOT-анализ, который позволяет сформулировать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие [2, с.92].
В ходе проведения SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и перспективы компании.
К сильным сторонам компании относятся: высокая репутация, опыт работы в данной отрасли, финансовые ресурсы, адекватные задачам развития, передовая технология, хорошая рекламная компания, хорошая производственная база.
Наиболее значимые сильные стороны компании в итоге становятся основой стратегии.
Слабые стороны компании «Балтика-Транс»: зависимость от третьих лиц, непосредственных исполнителей (судоходных линий, железнодорожных компаний и др.), недостаточная квалификация управленческой команды.
Возможности: увеличение доли рынка, выход на дополнительные группы покупателей; продажа сопутствующих услуг; быстрый рост рынка; ослабление позиций конкурентов.
Отдельные факторы внешнего окружения могут представлять серьезные угрозы для компании: вторжение в отрасль новых крупных компаний с низкими издержками или высоким качеством продукции; увеличение продаж товаров-заменителей; ужесточение внешнеторговых барьеров; ужесточение государственного регулирования.
Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Для более продуктивного анализа необходимо рассмотреть основные аспекты окружающей конкурентной среды компании с помощью матрицы М.Портера –модели, помогающей отразить реальное состояние окружающих конкурентов компании в конкретный временной период [1, с.13].
Компания Балтика-Транс позиционирует себя как крупный оператор танк-контейнеров в России и входит в тройку лидеров, где его основными конкурентами являются Rail Garant (ООО Спецтрансгарант) — 4800 единиц и компания Инфотек-Балтика М — 4 500 единиц.
Российский рынок достаточно привлекателен и для зарубежных операторов танк-контейнеров. С целью сокращения расходов на подсыл порожных контейнеров, поставщики могут использовать оборудование, например, швейцарской компании Bertschi или голландской Den Hartogh, а также лидеров Stolt и Hoyer.
Рассматривая компанию Балтика-Транс как крупнейшего оператора танк-контейнеров, стоит выделить угрозу товаров -заменителей, таких как перевозка в железнодорожных цистернах и перевозка во флекси-танках. Данная угроза связана в первую очередь с отсутствием сертифицированных контейнерных депо для промывки и других видов обработки танк-контейнеров [4]. Особое внимание следует обратить на флекси-танки, довольно новая технология перевозки позволяет перевозить наливные грузы в обычных контейнерах, что позволит сократить транспортные расходы на перевозку, а невозвратная тара уменьшит дополнительные расходы, связанные с обслуживанием танков.
Еще одним инструментом, позволяющим провести анализ конкурентоспособности предприятия и жизненного цикла отрасли, является матрица Hofer/Schendel (Хофера-Шенделя). В структуре модели, по оси Y отображаются пять основных стадий развития рынка: развитие, рост, вытеснение с рынка старого продукта, зрелость и насыщение, по оси Х — относительная конкурентная позиция вида бизнеса в рамках отрасли. Анализ набора переменных позволяет определить положение компании на этих осях. Используя полученные координаты положения можно сделать вывод, что текущей стратегией предприятия является «Стратегия увеличения доли на рынке» и «Стратегия роста».
На основании проведенного стратегического анализа компании Балтика-Транс можно сделать вывод, что основной целью стратегии является поддержание высокого уровня конкурентоспособности и постоянном увеличении доли на рынке грузоперевозок.
Рынок перевозок наливных грузов в танк-контейнерах имеет тенденцию быстрого роста, следовательно, ГК «Балтика-Транс» требуются значительные ресурсы для укрепления конкурентной позиции.
Подводя итоги, нельзя не отметить важность и значимость методов и моделей стратегического анализа. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше среднего значения по отрасли. Для ГК «Балтика- Транс» из проведенного анализа можно сделать выводы, что компания имеет достаточно сильных сторон для реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности таких как: усиление маркетинга, мониторинг конкурентной среды и разработка конкурентной стратегии. В тоже время у предприятия имеется ряд угроз, которые необходимо преодолеть, совершенствуя внутренние бизнес-процессы.
На основании сделанных заключений рекомендуется разработать модель стратегической карты.
Литература:
- Сорокина А. В. Методические указания и задания для выполнения практической работы по дисциплине «Современный стратегический анализ».- М:МИИТ, 2013–80 с.
- Сорокина А. В., «Стратегическое планирование в компаниях». Курс лекций по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов экономических специальностей, бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». — М: МИИТ, 2011.- 141с.
- Официальный сайт ГК «Балтика-Транс». Режим доступа: http://balticatrans.ru/, дата обращения 28.08.2018
- Танковые перспективы и реальность. Специальный проект журнала «РЖД-Партнер». Режим доступа: http://spec.rzd-partner.ru/page1055116.html, дата обращения 28.08.2018