Практическое применение некоторых методов стратегического анализа на примере ГК «Балтика-Транс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 03.09.2018

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Шкиперова, М. А. Практическое применение некоторых методов стратегического анализа на примере ГК «Балтика-Транс» / М. А. Шкиперова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52497/ (дата обращения: 16.11.2024).



Методы и модели стратегического анализа являются инструментами, с помощью которых обеспечивается анализ внутренней и внешней среды функционирования и определения оценки позиционирования компании; позволяют проводить исследования и устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать и обосновывать стратегические планы на основе оценки их ожидаемого выполнения.

Ключевые слова: стратегия компании, стратегический анализ, миссия компании.

Анализ результатов реализации стратегии является одним из важных этапов диагностики компании, который позволяет сформулировать необходимые корректирующие мероприятия для повышения эффективности работы организации. С целью анализа эффективности существующей стратегии предприятия и занимаемых рыночных позиций могут применяться различные методы стратегического анализа, такие как SWOT- анализ, модели М. Портера и Хофера — Шенделя.

В данной статье приводится практический пример применения методов стратегического анализа системы управления предприятием на корпоративном уровне на примере Группы компаний «Балтика-Транс» (Холдинг), одного из лидеров логистического рынка Российской Федерации.

Основанный в 2000 году, Холдинг объединил в себе компании, деятельность которых охватывает все существующие на международном рынке звенья логистической цепочки. Помимо надежного логистического оператора, компания является одним из крупнейших операторов танк-контейнеров в России.

На данный момент в состав группы компаний «Балтика- Транс» входит 7 компаний («Балтимпэкс», «Балтика-Транс», «Балтика-Транс Авто», «Балтика-Транс Логистика», «Транзит-Сервис», УК «Балтика-Транс», «КаргоЛайн») каждая из которых осуществляет свою деятельность в транспортной сфере и сфере сопроводительных услуг, совокупно предоставляя клиенту полноценный и комплексный сервис.

В своей деятельности организация ежедневно должна исходить из того, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. Миссия компании ООО «Балтика-Транс» заключается в создании в лице себя надежного логистического посредника для клиентов, обеспечивающего стабильную поддержку и высокий уровень сервиса, ставя перед собой цель: день за днем повышать эффективность бизнеса наших Клиентов [3], предоставляя качественные услуги в сфере логистики и таможенного оформления грузов.

ГК «Балтика-Транс» стабильно развивающееся предприятие: масштабы производства и объем продаж увеличиваются более быстрыми темпами, чем издержки, рост оборотных активов. Финансово-хозяйственная деятельность компании демонстрирует устойчивость положения на рынке, увеличение деловой активности. Однако стоит отметить, что компании не хватает собственных средств, что приводит к росту заемного капитала. В этой связи, в компании необходимо провести детальный стратегический анализ с последующей выработкой рекомендаций по решению вышеизложенной проблемы.

Важным шагом в анализе на данном этапе является оценка конкурентной позиции компании в отрасли. Часто для этих целей используется инструментарий такой как, SWOT-анализ, который позволяет сформулировать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие [2, с.92].

В ходе проведения SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и перспективы компании.

К сильным сторонам компании относятся: высокая репутация, опыт работы в данной отрасли, финансовые ресурсы, адекватные задачам развития, передовая технология, хорошая рекламная компания, хорошая производственная база.

Наиболее значимые сильные стороны компании в итоге становятся основой стратегии.

Слабые стороны компании «Балтика-Транс»: зависимость от третьих лиц, непосредственных исполнителей (судоходных линий, железнодорожных компаний и др.), недостаточная квалификация управленческой команды.

Возможности: увеличение доли рынка, выход на дополнительные группы покупателей; продажа сопутствующих услуг; быстрый рост рынка; ослабление позиций конкурентов.

Отдельные факторы внешнего окружения могут представлять серьезные угрозы для компании: вторжение в отрасль новых крупных компаний с низкими издержками или высоким качеством продукции; увеличение продаж товаров-заменителей; ужесточение внешнеторговых барьеров; ужесточение государственного регулирования.

Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Для более продуктивного анализа необходимо рассмотреть основные аспекты окружающей конкурентной среды компании с помощью матрицы М.Портера –модели, помогающей отразить реальное состояние окружающих конкурентов компании в конкретный временной период [1, с.13].

Компания Балтика-Транс позиционирует себя как крупный оператор танк-контейнеров в России и входит в тройку лидеров, где его основными конкурентами являются Rail Garant (ООО Спецтрансгарант) — 4800 единиц и компания Инфотек-Балтика М — 4 500 единиц.

Российский рынок достаточно привлекателен и для зарубежных операторов танк-контейнеров. С целью сокращения расходов на подсыл порожных контейнеров, поставщики могут использовать оборудование, например, швейцарской компании Bertschi или голландской Den Hartogh, а также лидеров Stolt и Hoyer.

Рассматривая компанию Балтика-Транс как крупнейшего оператора танк-контейнеров, стоит выделить угрозу товаров -заменителей, таких как перевозка в железнодорожных цистернах и перевозка во флекси-танках. Данная угроза связана в первую очередь с отсутствием сертифицированных контейнерных депо для промывки и других видов обработки танк-контейнеров [4]. Особое внимание следует обратить на флекси-танки, довольно новая технология перевозки позволяет перевозить наливные грузы в обычных контейнерах, что позволит сократить транспортные расходы на перевозку, а невозвратная тара уменьшит дополнительные расходы, связанные с обслуживанием танков.

Еще одним инструментом, позволяющим провести анализ конкурентоспособности предприятия и жизненного цикла отрасли, является матрица Hofer/Schendel (Хофера-Шенделя). В структуре модели, по оси Y отображаются пять основных стадий развития рынка: развитие, рост, вытеснение с рынка старого продукта, зрелость и насыщение, по оси Х — относительная конкурентная позиция вида бизнеса в рамках отрасли. Анализ набора переменных позволяет определить положение компании на этих осях. Используя полученные координаты положения можно сделать вывод, что текущей стратегией предприятия является «Стратегия увеличения доли на рынке» и «Стратегия роста».

На основании проведенного стратегического анализа компании Балтика-Транс можно сделать вывод, что основной целью стратегии является поддержание высокого уровня конкурентоспособности и постоянном увеличении доли на рынке грузоперевозок.

Рынок перевозок наливных грузов в танк-контейнерах имеет тенденцию быстрого роста, следовательно, ГК «Балтика-Транс» требуются значительные ресурсы для укрепления конкурентной позиции.

Подводя итоги, нельзя не отметить важность и значимость методов и моделей стратегического анализа. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше среднего значения по отрасли. Для ГК «Балтика- Транс» из проведенного анализа можно сделать выводы, что компания имеет достаточно сильных сторон для реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности таких как: усиление маркетинга, мониторинг конкурентной среды и разработка конкурентной стратегии. В тоже время у предприятия имеется ряд угроз, которые необходимо преодолеть, совершенствуя внутренние бизнес-процессы.

На основании сделанных заключений рекомендуется разработать модель стратегической карты.

Литература:

  1. Сорокина А. В. Методические указания и задания для выполнения практической работы по дисциплине «Современный стратегический анализ».- М:МИИТ, 2013–80 с.
  2. Сорокина А. В., «Стратегическое планирование в компаниях». Курс лекций по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов экономических специальностей, бакалавров и магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». — М: МИИТ, 2011.- 141с.
  3. Официальный сайт ГК «Балтика-Транс». Режим доступа: http://balticatrans.ru/, дата обращения 28.08.2018
  4. Танковые перспективы и реальность. Специальный проект журнала «РЖД-Партнер». Режим доступа: http://spec.rzd-partner.ru/page1055116.html, дата обращения 28.08.2018
Основные термины (генерируются автоматически): компания, стратегический анализ, SWOT, крупнейший оператор танк-контейнеров, модель, Россия, сильная сторона компании.


Похожие статьи

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий

В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Прогнозирование финансового состояния коммерческой организации

Прогнозирование финансовых результатов является важной задачей, позволяющей снизить неопределенность, возникающую при принятии экономических решений. Для успешного функционирования компании необходимо изучать и разрабатывать возможные пути развития о...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.

Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты»

В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгос...

Методологические основы анализа финансовой устойчивости организации

Целью разработки методологических основ анализа финансовой устойчивости организаций является создание инструментария, практическая реализация которого будет способствовать повышению ее финансовой устойчивости. Применение на практике разрабатываемых м...

Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий

В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...

Стратегия развития бизнеса как эффективный инструмент управления организацией

В статье рассматривается и описывается значение стратегии развития бизнеса в качестве одного из основных инструментов управления организацией, а также все, что связано с построением стратегии: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, важные ком...

Похожие статьи

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий

В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Прогнозирование финансового состояния коммерческой организации

Прогнозирование финансовых результатов является важной задачей, позволяющей снизить неопределенность, возникающую при принятии экономических решений. Для успешного функционирования компании необходимо изучать и разрабатывать возможные пути развития о...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.

Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты»

В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгос...

Методологические основы анализа финансовой устойчивости организации

Целью разработки методологических основ анализа финансовой устойчивости организаций является создание инструментария, практическая реализация которого будет способствовать повышению ее финансовой устойчивости. Применение на практике разрабатываемых м...

Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий

В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...

Стратегия развития бизнеса как эффективный инструмент управления организацией

В статье рассматривается и описывается значение стратегии развития бизнеса в качестве одного из основных инструментов управления организацией, а также все, что связано с построением стратегии: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, важные ком...

Задать вопрос