Товарная политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.06.2016

Статья просмотрена: 1704 раза

Библиографическое описание:

Тараканова, К. Л. Товарная политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / К. Л. Тараканова, С. И. Тараканов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1471-1473. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31219/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается роль товарной политики в системе маркетинга по формированию конкурентных преимуществ; выбора стратегии, достижении устойчивого роста, укреплению конкурентного потенциала организации

В условиях изменения экономической конъюнктуры, основных индикаторов социально-экономического развития страны приоритетными становятся вопросы поиска оптимальных решений по обеспечению конкурентоспособности и сохранению жизнедеятельности субъектов экономики, их стабильности.

Динамика развития основных сфер экономики требует от каждого хозяйствующего субъекта умения и способности быстро реагировать на изменения внешней среды (конъюнктура рынка, спрос, предложение, ценовой механизм, товарные стратегии) с целью сохранения и укрепления конкурентного потенциала в целом. В этой связи организация должна быть готова быстро адаптироваться к изменениям, владеть эффективными инструментами в управлении производством, персоналом, маркетингом, приобретении новых знаний. Данная проблема нашла отражение в трудах Ф. Котлера, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, И. Герчиковой.

В Послании Федеральному собранию 3декабря 2015 года Президент Путин В. В. подчеркнул, что «Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть» [4].

Следует отметить, что в современных условиях нельзя предлагать искушенным потребителям товар (работу, услуги), которые не будут соответствовать их потребностям. Конкурентоспособность товара является основой эффективной деятельности организации, получения прибыли и рентабельности. Обеспечение конкурентных преимуществ достигается реализацией задач в следующих направлениях, включая разработку ценовой и товарной политики.

Сегодня товарная политика является эффективным инструментом достижения целей и задач, реализации маркетинговой политики, комплексной программы действий в динамично меняющихся условиях, повышения конкурентоспособности в целом. Товар должен соответствовать требованиям потребителей, обладать качественными характеристиками, обеспечивать получение прибыли.

Как отмечает Махмудова М. М., в условиях кризиса национальной экономики в целом и отдельных ее секторах финансовое благополучие и существование фирмы на рынке определяется конкурентоспособностью предпринимательской структуры. В этой связи субъектам малого и среднего бизнеса, способным мобильно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия, необходимо регулярно отслеживать и пересматривать существующие позиции товара в восприятии потребителей целевого рынка [2].

Успех организации является главным критерием оценки ее финансово-хозяйственной деятельности. Реализация ее потенциальных возможностей предопределяются грамотно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Практика показывает, что в системе маркетинга товарная политика является ключевой основой, в первую очередь для принятия управленческих решений, связанных с вопросами продвижения товара от товаропроизводителя к конечному потребителю. Товарная политика, прежде всего, как комплекс мероприятий по формированию конкурентных преимуществ и созданию привлекательных характеристик товара, которые, удовлетворяют потребности потребителя, должна обеспечивать получение прибыли.

Александрова Е. Н. и Куашанская В. В. подчеркивают значение основных факторов, влияющих на стратегию конкурентоспособности компании, в числе которых выделяют:

‒ рыночные (степень однородности потребностей рынка; уровень сложности; спрос; жизненный цикл товара (услуги); скорость его сокращения; бренды и реклама; интернационализация каналов распределения);

‒ факторы внешней среды (снижение транспортных расходов; развитие коммуникаций; государственная политика; изменение технологий производства; маркетинга, управления и пр.);

‒ экономические (возможность экономик на масштабное производство или дистрибуции: стратегические направления обучения персонала; эффективность производственных процессов; сокращение издержек; рост производства);

‒ факторы конкуренции (взаимозависимость конкурентов; стратегия конкурентов; возможность предвидения действий конкурентов на рынке) [1].

Повышение рыночной активности и обострение конкурентной борьбы между субъектами экономики различных организационно-правовых форм и форм собственности требует выбора самых современных форм и методов (инновационные технологии, конкурентные возможности государства и региона). В этой связи необходимо отметить, что формы и методы поддержки и государственного регулирования направлены, в первую очередь, на создание привлекательных условий для развития бизнеса и проживания населения, обеспечивая тем самым основу для развития конкуренции между регионами, формируя конкурентные преимущества и конкурентный иммунитет.

А.Татаркин обращает внимание на возрастающий интерес к проблеме территориальной конкуренции и конкурентного иммунитета территорий, что подчеркивает роль регионов и муниципалитетов в вопросах укрепления экономической безопасности и создании условий по формированию, использованию и удержанию конкурентных преимуществ (рис.1) [3].

Рис.1. Содержание понятий «конкурентоспособность территории» и «конкурентный иммунитет территории»

Усиление конкурентных преимуществ, совершенствование механизмов, направленных на формирование благоприятной предпринимательской среды, создание условий, обеспечивающий рост показателей качества жизни населения в целом, безусловно, является непременным условием экономического роста и развития территорий.

Сегодня успешная деятельность современных предприятий и вектор направленности товарной политики и товарной стратегии находятся в тесной взаимосвязи с жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара (Life cycle product) — это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи. Концепция жизненного цикла товара заключается в неизбежном вытеснении существующего товара на рынке новым, обладающим более совершенными характеристиками. Жизненный цикл позволяет получить информацию о динамике объемов продаж и получения финансового результата с момента выведения нового товара на рынок и до его исчезновения. Современная тенденция жизненного цикла товара заключается в оптимизации его периодов.

Таким образом, на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает необходимую информацию для решения важных вопросов, связанных с управлением товарной политики и ее совершенствованием.

По нашему мнению, изучение данного вопроса требует всестороннего исследования теоретических и практических аспектов совершенствования системы маркетинга, что в настоящее время является чрезвычайно актуальным.

В заключение отметим, что совершенствование товарной политики предприятия является необходимым условием его эффективного развития, повышения конкурентоспособности, укрепления и совершенствования инструментов маркетинга. В системе маркетинговых инструментов грамотно составленная товарная политика оказывает непосредственное влияние на эффективность работы предприятия в целом. Безусловно, эти вопросы требуют комплексного подхода и должны решаться в непосредственной взаимосвязи сочетания интересов продавца и потребителя.

Литература:

  1. Александрова Е. Н., Куашанская В. В. Факторы конкурентоспособности современных компаний // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 8 (ч.1). — С. 813–815.
  2. Махмудова М. М. Современная практика конкурентного позиционирования субъекта среднего бизнеса на основе анализа внешней и внутренней среды. // Экономика и предпринимательство. — 2015. — 8 (ч.1) — С. 999–1004.
  3. Татаркин А. Конкурентная активность регионов и территорий в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 6. — С. 8–17
  4. http://anegrinews.ru/201512/031449148498.html. Дата обращения 11.02.2016
Основные термины (генерируются автоматически): товарная политика, жизненный цикл товара, получение прибыли, внешняя среда, повышение конкурентоспособности, преимущество, система маркетинга, создание условий, целое.


Похожие статьи

Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия

В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.

Реструктуризация систем управления технологическим потенциалом в автомобильной промышленности

В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на базе современных концепций управления. Предложена архитектура системы функционирования автомобилестроительного комплекса, направленная на создание ново...

Реструктуризация как важнейшее направление по оздоровлению компании в период кризиса

Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации как важнейшему направлению по оздоровлению компании в период кризиса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуризации — не просто преодоление кризис...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Эффективные маркетинговые коммуникации как источник повышения конкурентоспособности предприятия

При нынешних условиях конкуренции предприятиям важно использовать все возможности для укрепления своих позиций на рынке. В данной работе рассмотрена эффективность маркетинговых коммуникаций, при грамотном использовании которых предприятие может повыс...

Сбалансированная система показателей как инструмент повышения финансовой эффективности компании

В статье рассматривается понятие «сбалансированная система показателей», которое является одним из современных механизмов, способствующих повышению эффективности формирования и реализации выбранной стратегии по повышению финансовой эффективности комп...

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Похожие статьи

Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия

В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.

Реструктуризация систем управления технологическим потенциалом в автомобильной промышленности

В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на базе современных концепций управления. Предложена архитектура системы функционирования автомобилестроительного комплекса, направленная на создание ново...

Реструктуризация как важнейшее направление по оздоровлению компании в период кризиса

Данная статья посвящена описанию процесса реструктуризации как важнейшему направлению по оздоровлению компании в период кризиса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главная цель реструктуризации — не просто преодоление кризис...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Эффективные маркетинговые коммуникации как источник повышения конкурентоспособности предприятия

При нынешних условиях конкуренции предприятиям важно использовать все возможности для укрепления своих позиций на рынке. В данной работе рассмотрена эффективность маркетинговых коммуникаций, при грамотном использовании которых предприятие может повыс...

Сбалансированная система показателей как инструмент повышения финансовой эффективности компании

В статье рассматривается понятие «сбалансированная система показателей», которое является одним из современных механизмов, способствующих повышению эффективности формирования и реализации выбранной стратегии по повышению финансовой эффективности комп...

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Задать вопрос