Методы внешнеторговой транспортной логистики как инструмент повышения конкурентоспособности российских транспортно-экспедиторских компаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1340 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Методы внешнеторговой транспортной логистики как инструмент повышения конкурентоспособности российских транспортно-экспедиторских компаний / О. С. Дамдын, Ю. С. Очур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/12/911/ (дата обращения: 16.12.2024).

Основными факторами повышения конкурентоспособности, в данном случае конкурентоспособности российских транспортно-экспедиторских компаний, являются качество услуг и цена на них. Для достижения этой цели в области транспортного обеспечения внешнеторговой деятельности широко применяются принципы и методы внешнеторговой транспортной логистики.

Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта – в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги, включающее такие показатели, как скорость, регулярность, сохранность, надежность, прямо или косвенно воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В последние годы структурные изменения в производстве и транспортировке продукции значительно изменили цели и задачи управления транспортом.

Важнейшими из них стали:

· развитие логистики транспортно-экспедиторского обслуживания (ТЭО) внешнеторгового грузооборота;

· эффективное логистическое управление в транспортных узлах;

· повышение эффективности управления на основе информатизации и оптимизации логистических процессов.

Решение перечисленных и сопутствующих задач требует разработки новых современных методов эффективного управления работой транспорта.

Важнейшую роль в этом процессе играет логистика транспортно-экспедиторских операций, то есть те звенья управленческой структуры различных видов транспорта, которые обеспечивают непосредственный контакт с грузовладельцами. В первую очередь от них зависит привлечение грузов для перевозки и обслуживания участников ВЭД. Необходимо развитие теоретической базы функционирования транспорта, включая правовое обеспечение, транспортный маркетинг, логистику, управление перевозочным процессом, теорию экспедирования, построение системы взаимодействий с клиентурой.

Проблема повышения качества транспортно-экспедиторского обслуживания важна в связи с ростом конкуренции на международном рынке транспортных услуг. Применение методов логистики позволяет, с одной стороны, сократить издержки транспорта, а с другой – повысить привлекательность транспортных услуг для пользователей. Повышению эффективности перевозочного процесса способствует также широкое использование информационных технологий.

Логистические принципы заключаются в следующем:

· исходным пунктом для формирования логистических структур является ориентация на материальные потоки, которые взаимосвязано проходят от поставщика через промежуточные звенья (торговля, сбыт) к конечному потребителю;

· первоочередной задачей является оптимизация материальных потоков, повышение их скорости при сохранении их функциональных параметров и улучшение экономических результатов в обслуживаемых процессах. При этом ускорение оборота должно принести более высокую экономию, чем расходы или затраты по остальным параметрам;

· отдельные логистические функции децентрализуются и решаются автономно при условии, что удовлетворен общий критерий оптимизации с соответствующей эффективностью. Преимущество имеет системный подход.

В процессе доставки внешнеторговых грузов принимают участие две стороны: непосредственно производители и потребители продукции (экспортеры и импортеры) и транспортные компании, осуществляющие доставку грузов, а также транспортные посредники в лице логистических операторов – транспортно-экспедиторских компаний.

Основные положения логистики, характерные для фирм производителей и потребителей продукции (приоритет потребителя, высокий уровень сервиса, сокращение времени выполнения заказа и др.), в полной мере относятся и к предприятиям транспортной отрасли, задействованным в логистических системах. Отличительной чертой их работы в новых условиях конкуренции на рынке транспортных услуг становится разработка политики комплексного решения транспортных и сопряженных с ними проблем на ином, качественно высоком, уровне. Практика показывает, что такая политика приносит успех, если она достаточно дифференцирована и базируется на таких основных компонентах, как: предоставление новых нетрадиционных дополнительных услуг в области коммуникаций и заключения контрактов.

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их транспортировки, количества и сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам.

Опыт многих транспортных фирм, взявших на вооружение логистическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и дает положительные результаты. Она повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ускорить внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в постоянном контакте с перевозчиком, а также укрепить положение фирмы на рынке транспортных услуг.

В свою очередь, промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, предпочитают специализироваться на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда логистических функций. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра.

По мнению некоторых экспертов-логистиков, главной причиной, препятствующей расширению взаимодействия промышленных и транспортных фирм в области логистики, является опасность потери грузовладельцем контроля за движением сырья и готовой продукции. Но влияние этого фактора снижается по мере накопления опыта совместной работы и укрепления взаимного доверия. Это подтверждает тот факт, что в настоящее время процесс передачи транспортным фирмам логистических функций со стороны производителей быстро развивается.

Политика транспортных предприятий в области коммуникаций имеет своей целью информировать клиентов о предлагаемых пакетах услуг, а также постоянно оказывать необходимое влияние на клиентуру, чтобы она могла использовать услуги в возможно большем объеме. Другая цель этой политики – способствовать расширению и совершенствованию взаимодействия транспортных фирм и грузоотправителей на основе использования вычислительной техники, и главным образом электронного обмена данными.

Экспедиторские организации предоставляют услуги по любой логистической операции, связанной с перевозочным процессом. Например, они берут на себя функции по выполнению таможенных формальностей, отвечают за сохранность груза в пути, гарантируют его доставку необходимой скоростью и т.д. При этом услуги оказываются по всей логистической цепочке, начиная от поставщика сырья и заканчивая доставкой готовой продукции потребителям.

Транспортные компании заинтересованы, прежде всего, в минимизации своих издержек и максимизации прибыли. Цель максимизации прибыли может быть достигнута путем расширения клиентской базы и увеличения объемов перевозимой продукции. Для минимизации издержек необходима оптимизация всех параметров работы компании, кроме того, услуги, предоставляемые компанией, должны отвечать требованиям качества, предъявляемым потребителем, в данном случае экспортерами или импортерами.
Экспортеры (импортеры) заинтересованы как в минимизации издержек, так и в сохранности своих грузов, минимизации сроков доставки, возможности контролировать сопутствующие транспортировке информационные и финансовые потоки.

Потребитель при выборе продавца транспортно-экспедиторских услуг принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, то есть на конкурентоспособность продавца влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. С другой стороны, расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.

Основными критериями оценки качества, а соответственно, и критериями оптимизации логистического обслуживания являются расходы, сроки выполнения, гибкость, бесперебойность, сохранность грузов. В целях оптимизации проводится выбор вида или нескольких видов транспорта, участвующих в перевозке, выработка наиболее удобных маршрутов, выбор способов доставки, использование необходимых способов упаковки, погрузки грузов, рационализация использования транспортных средств, путей сообщения и кадров.

В настоящее время в целях улучшения перевозочного процесса и оперативного принятия управляющих воздействий все большее распространение находят экспедиторские логистические центры транспортных узлов, оснащенные электронно-вычислительной техникой, в которых сосредоточена обработка основного объема информации о перевозках. Действующие системы управления построены на базе интегрированной обработки данных с первичных документов на поезд, вагон, автомобиль, отправку.

Основными направлениями использования информатики экспедитором являются:

· определение перспектив развития объемов перевозок,

· получение систематизированных учетных данных о состоянии технических средств и процесса перевозок,

· оценка финансового состояния транспорта и определение потребности клиентуры в перевозках,

· выбор вариантов наиболее эффективных перевозок разными видами транспорта,

· оптимизация распределения ресурсов в транспортных узлах,

· создание международной агентской сети привлечения международных грузопотоков.

В настоящее время многие крупные компании организуют по всему миру сеть филиалов на основе загранаппарата, то есть торговых представительств или торговых советников при посольствах, через которые они аккумулируют заказы и продают транспортно-экспедиторские услуги. Тем самым они пропускают через себя крупнейшие материальные, финансовые и информационные потоки.

Таким образом, использование логистического подхода при транспортировке внешнеторговых грузов, применение названных критериев и методов оптимизации транспортно-экспедиторского обслуживания предприятиями, занятыми в области предоставления данного рода услуг, позволяют повысить эффективность исполнения внешнеторговых сделок, способствуют поддержанию конкурентоспособности транспортных и экспедиторских компаний, минимизации издержек и росту объемов перевозимых грузов.

В нашей стране концепция логистики, как и методы эффективного управления, производством и распределением материальных ресурсов, прошли достаточно долгий и интенсивный путь развития.

С проведением экономических реформ в России имеющийся методический аппарат управления производством и распределением материальных ресурсов стал недостаточен, поскольку основывался на применении директивных управленческих воздействий. С этого момента возник естественный интерес к логистике, и этот термин вернулся в научный и практический оборот. Вместе с тем основным объектом логистики как науки стал считаться материальный поток товаров на всем пути своего движения – от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, перевозочный процесс, минимизация издержек, транспортно-экспедиторское обслуживание, готовая продукция, конечный потребитель, максимизация прибыли, область коммуникаций, транспортное обеспечение, эффективное управление.


Похожие статьи

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы

Анализ основных направлений совершенствования российской модели управления рисками в таможенном контроле

Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики

Интеграция протезно-ортопедических предприятий как фактор роста их конкурентоспособности

Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Анализ рынка контейнерных перевозок металлопроката и перспектив его развития

Методика оценки потенциала коммерческого банка по интеграции в мировую финансовую систему

Выбор критериев эффективности функционирования предприятий розничной торговли и их холдингов

Вопросы оценки состояния и эффективности внешнеторговой деятельности

Реструктуризация бизнеса и компаний инвестиционно-строительной сферы как механизм инновационного управления в условиях конкурентной среды

Похожие статьи

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы

Анализ основных направлений совершенствования российской модели управления рисками в таможенном контроле

Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики

Интеграция протезно-ортопедических предприятий как фактор роста их конкурентоспособности

Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Анализ рынка контейнерных перевозок металлопроката и перспектив его развития

Методика оценки потенциала коммерческого банка по интеграции в мировую финансовую систему

Выбор критериев эффективности функционирования предприятий розничной торговли и их холдингов

Вопросы оценки состояния и эффективности внешнеторговой деятельности

Реструктуризация бизнеса и компаний инвестиционно-строительной сферы как механизм инновационного управления в условиях конкурентной среды

Задать вопрос