Выбор критериев эффективности функционирования предприятий розничной торговли и их холдингов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Александрова, З. З. Выбор критериев эффективности функционирования предприятий розничной торговли и их холдингов / З. З. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4673/ (дата обращения: 16.12.2024).

Экономические результаты торговой деятельности зависят от многих факторов и носят случайный характер, поэтому критерии эффективности должны иметь стохастическую природу. Здесь экономические результаты торговой деятельности предлагается оценивать объемом выручки. Существуют и другие показатели: прибыль, затраты, рентабельность и др. Отдано предпочтение выручке потому, что она непосредственно связана (через цену) с количеством проданных товаров. Число реализованных единиц прозрачно для статистического учета, удобно для анализа.

Выручка имеет разброс, ее заранее предвидеть однозначно не удается, она случайна. Поэтому выбираемые критерии должны основываться на мерилах случайных величин, хорошо известных из теории вероятностей [2]. Это:

- функция распределения f(w) случайной величины выручки w,

- вероятность неравенства , т.е. p{x1,x2} вероятность того, что w будет в промежутке от x1 до x2,

- математическое ожидание W(T) выручки за заданное время Т.

Между f(w) и p{x1,x2} существует известная зависимость: вероятность p(wzad) того, что выручка w будет не менее некоторого заданного значения wzad определяется через функцию распределения f(w) так:

.

Значение W(T) :

.

Торговая деятельность происходит в условиях конкуренции между предприятиями. Их руководства намечают некоторые рубежи как по общим суммарным доходам w tr ,так и по отдельным позициям ассортимента wipl. Величину wtr будем именовать требуемым уровнем дохода. Он определяется экспертным путем с учетом реальной обстановки на рынке товаров, реализуемых предприятием. Значение wipl будем называть плановой выручкой по некоторому i – му товару. Она устанавливается с учетом wtr и других обстоятельств, например, во внимание принимается их результативность в обеспечении общей выручки.

Экономические результаты предприятия торговли зависят от того, какие товары входят в ассортимент. Это обстоятельство сильно влияет на обеспечение необходимого уровня выручки. Перечень реализуемых товаров надо формировать с учетом шансов на достижение намеченных рубежей [1].

Таким образом, в условиях конкурентной торговли вероятность p(wtr) получения предприятием дохода w не менее некоторого требуемого уровня Wtr можно считать практичным критерием эффективности коммерческой деятельности.

Холдинг торговых предприятий обеспечивает самостоятельность входящих в него предприятий и их взаимную поддержку. Перед каждым предприятием ставится задача добиться определенного (требуемого) уровня выручки Wtpi. Уровни Wtpi устанавливаются исходя из обстановки на рынке товаров, которые входят в ассортименты предприятий. Ассортимент реализуемых товаров каждое предприятие определяет автономно, самостоятельно [1].

Экономические результаты торговой деятельности зависят от многих факторов и носят случайный характер, поэтому критерии эффективности должны иметь стохастическую природу. Разумно использовать вероятность достижения требуемого уровня выручки и математическое ожидание выручки.

Обозначим Pi (Wtpi) вероятность того, что i-м предприятием требуемый уровень выручки Wtpi будет достигнут, Рх - вероятность достижения требуемого уровня выручки Wn1 предприятиями холдинга, к – количество предприятий в холдинге.

По условию, предприятия функционируют независимо одно от другого, поэтому можно записать

.

Таким образом, критерием эффективности деятельности торговых холдингов и их предприятий можно принять вероятность Рх и Pi (Wn1i).

Помимо этих, критериями эффективности могут быть математическое ожидание выручки предприятий и математическое ожидание выручки по всем n предприятиям. Они, по смыслу своему, зависят, при заданных экономических показателях торговли, от функции распределения продолжительности сбоев у в работе и функции распределения длительности бесперебойной работы предприятия.

Значения Рi , Рx, Wi, Wx должны определяться за определенное время.

Поскольку предприятия свою торговую деятельность осуществляют независимо, то можно записать

Холдинги сами не занимаются торговой деятельностью, а лишь концентрируют у себя контрольные пакеты акций входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают сделки от своего имени. Однако решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинговой компании. Она осуществляет управление преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждого предприятия основные экономические показатели. Наряду с финансовыми рычагами воздействия используются и другие средства. Инструментом централизованного управления может служить, например, коммерческая политика, распределение между предприятиями номенклатуры реализуемых товаров, раздел между ними рынков сбыта.

Торговля происходит в условиях борьбы за рынок реализации товаров. В этих условиях система управления холдинга ориентирована на выполнение планов по финансовым показателям своих предприятий, на достижение ими намеченных экономических результатов. Поэтому эффективность системы управления холдинга должна оцениваться мерой уверенности в получении желаемых финансовых результатов каждым предприятием.

На основании этих рассуждений можно принять в качестве критерия эффективности системы управления холдингов вероятность получения предприятиями запланированной выручки, вероятность того, что каждым предприятием будет получена выручка не менее запланированной.

Здесь экономические результаты торговой деятельности предлагается оценивать объемом выручки. Существуют и другие показатели: прибыль, затраты, рентабельность и др. Отдано предпочтение выручке потому, что она непосредственно связана (через цену) с количеством проданных товаров. Число реализованных единиц прозрачно для статистического учета, удобно для анализа.

Обозначим план выручки i–го предприятия холдинга, Pi() - вероятность того, что i - м предприятием план будет выполнен, к – количество предприятий в холдинге. Поскольку торговые деятельности субъектов холдинга, по условию, независимы, то вероятность того, что все предприятия достигнут запланированных рубежей по выручке, будет равна произведению вероятностей Pi(), т.е.

;

Это соотношение может быть принято за критерий эффективности системы управления холдингов.

В качестве заключения приведены следующие выводы и предложения.

Предложены два критерия результатов деятельности предприятий розничной торговли и их холдингов: вероятность выполнения планов выручки и математического ожидания выручки. Установлено, что вероятность выполнения плана объединением равна произведению вероятностей достижения намеченных рубежей каждым предприятием, а математическое ожидание – сумме матожиданий выручки отдельных предприятий. Данные критерии можно использовать для оценки результатов деятельности торговых предприятий и их холдингов, а главное – для управления ими по обеспечению эффективности функционирования.


Литература:
  1. Зайнашев Н.К. Производственный менеджмент: экономико-
    математические модели /Н.К. Зайнашев. - М: Изд-во «Машиностроение»,
    2006.

  2. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов/ А.М. Мухамедьяров. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 127 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, торговая деятельность, функция распределения, вероятность, выручка, критерий эффективности, математическое ожидание выручки, требуемый уровень выручки, холдинг, математическое ожидание.


Похожие статьи

Методы сотрудничества предприятий розничной торговли с поставщиками в условиях кризиса

Оценка и анализ внедрения сбалансированной системы показателей на предприятиях сферы услуг

Сравнение различных методик оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности в аграрной сфере

Внутриорганизационный маркетинг и анализ его влияния на конечные результаты деятельности предприятия мелкооптовой торговли

Стимулирование продвижения товара предприятиями розничной торговли в современных условиях

Модель рентабельности энергетических активов на примере оптовых генерирующих компаний

Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций

Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях

Методики осуществления внутреннего контроля качества в аудиторской организации

Иерархии и приоритеты при оценке инвестиционной привлекательности отрасли

Похожие статьи

Методы сотрудничества предприятий розничной торговли с поставщиками в условиях кризиса

Оценка и анализ внедрения сбалансированной системы показателей на предприятиях сферы услуг

Сравнение различных методик оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности в аграрной сфере

Внутриорганизационный маркетинг и анализ его влияния на конечные результаты деятельности предприятия мелкооптовой торговли

Стимулирование продвижения товара предприятиями розничной торговли в современных условиях

Модель рентабельности энергетических активов на примере оптовых генерирующих компаний

Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций

Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях

Методики осуществления внутреннего контроля качества в аудиторской организации

Иерархии и приоритеты при оценке инвестиционной привлекательности отрасли

Задать вопрос