Управление закупочной деятельностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.09.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Вечернин, М. В. Управление закупочной деятельностью / М. В. Вечернин, Д. М. Вечернина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117524/ (дата обращения: 27.09.2024).



В представленной работе рассмотрены основные подходы для грамотной организации закупочной деятельности в организации, с целью повышения конкурентоспособности, снижению рисков и издержек. По результатам исследования, выявлены наилучшие методы закупа, основные принципы позиционирования ассортимента, а также основные математическое подходы для расчёта оптимального размера заказа.

Ключевые слова: рыночная экономика, спрос, конкурентоспособность, закупки, поставки, продажи, ассортимент, оборот, продукция, хранение, метод Парето, метод ABC, запас, заказ.

В условиях современной рыночной экономики, где на данный момент наблюдается глобализация рынков [1], высокая конкуренция, растущий спрос потребителей, появляется необходимость повышения конкурентоспособности предприятия.

Существенным вкладом в успешное функционирование предприятия является грамотное управление закупочной деятельностью, помогая предоставить реализуемую продукцию в нужном количестве, качестве и в точные сроки. Это в свою очередь сокращает издержки компании, обеспечивает высокий уровень сервиса и минимизирует вероятность дефицита товара [2].

Цель: собрать информацию о методах, подходах и расчётах для осуществления закупочной деятельности в организациях.

Первым шагом, необходимо определиться по каким методам закупа будут производиться расчеты, для этого в таблице 1 представлен сравнительный анализ методов закупа.

Таблица 1

Методы закупки [1]

Методы закупки

Достоинства

Недостатки

Ежемесячные (ежедневные) закупки

Своевременные поставки, снижаются затраты на хранение

Повышаются затраты на оформление заказов, риск возникновения дефицита товара, дорогостоящие товары с меньшим спросом не приобретаются.

Оптовые закупки

Гарантированные поставки всего размера заказа, скидки при большом объёме приобретаемой партии

Потребность в большом складском помещении, замедляется оборачиваемость капитала, возможен риск переизбытка товара

Закупки по мере необходимости

Заказ партии приобретаемых товаров осуществляется только в случаи необходимости

Увеличивается количество мелких заказав, в следствии чего увеличиваются издержки на оформление заказов, возникает высокий риск дефицита

Регулярные

Снижаются издержки на хранение товаров и их оформление, многие товары приобретаются по оптовым ценам

Возможен риск дефицита товаров стоимость заказа и хранения которых высокая

Исходя из представленного анализа методов осуществления закупа, можно выделить наилучших методы для каждой организации, исходя из ее показателей продаж. Если организация с небольшим оборотом товара, то лучшие методы — ежемесячные и регулярные, если компания с большим оборотом товара, например, сетевые продуктовые магазины, то наилучшим методом будет оптовые закупки.

Правильный выбор метода гарантировано повысит эффективность работы организации, поможет сократить издержки на оформление заказов и их хранение, а также уменьшит риск дефицита товара.

Немаловажным аспектом осуществления закупочной деятельности является выделение позиций ассортимента, приносящих основную часть прибыли организации.

Существует правило Парето (20/80), которое широко известно в экономике, согласно которому лишь 20 процентов от всего количества объектов, дает примерно 80 процентов результатов. Вклад остальных 80 процентов продукции составляет лишь 20 процентов общего результата [3].

Метод АВС в свою очередь отличается от метода Парето, как минимум тем, что делит ассортиментный ряд организации на 3 неравные части, что в свою очередь позволяет более глубоко и точно разделить ассортимент организации.

В таблице 2 представлено среднестатистическое процентное соотношение групп А, В, С.

Таблица 2

Процентное соотношение групп А, В, С [12].

Группа

Доля в количестве объектов управления, %

Доля в результате, %

А

20

80

В

30

15

С

50

5

Основная суть анализа АВС заключается в том, чтобы выделить наиболее значимые товары, с точки зрения обозначенной цели, из всего списка товаров [4]. Таких товаров, как правило, немного, но именно данные ассортиментные позиции позволяют организации добиваться поставленных целей, поэтому все внимание и силы нужно направить именно на них.

Главный вопрос при осуществлении деятельности по управлению запасами: Какой должна быть величина запаса на складе, чтобы минимизировать издержки и обеспечить достойный уровень обслуживания клиентов?

Дело в том, что запас на складе играет роль буфера для организации, смягчающего удары. Подобные удары организации могут нанести нестабильность поставок или их задержек, сильная вариация спроса на товары [5].

1 метод расчёта оптимального размера заказа при фиксированном времени между заказами;

На основе отчетов по продажам, сформированных за много лет работы, организация выявила некоторые тенденции спроса по месяцам. На основе этого оптимальный размер нового заказа необходимо считать по формуле:

Q= D*I, где

Q — Оптимальный размер заказа;

D — Спрос за предыдущий месяц;

i — Коэффициент месяца для заказа;

У данного способа есть как свои плюсы, так и минусы.

К плюсам относится то, что сокращаются издержки на хранение, так как товар лежит на складе в меньшем количестве.

К недостаткам же данного способа относится то, что повышается риск дефицита (если спрос повысился), либо же переизбытка (если спрос понизился), постоянное оформление заказов и как следствие увеличение затрат на их оформление.

2 метод расчёта оптимального размера заказа, при фиксированном размере заказа;

Данный метод рассчитывается на основе продаж за прошлые года по формуле:

Q= , где

Q — Оптимальный размер заказа.

S –Стоимость оформления нового заказа.

D — Спрос за предыдущий год.

H — Издержки на хранение.

Для осуществления нового заказа нужно рассчитать точку пере заказа по формуле:

ROP = d*L, где

ROP — Точка пере заказа.

d — Ежедневный спрос.

L — Время выполнения заказа, доставка и т. п.

Оформлять новый заказ нужно в том случае, когда остаток на складе будет равен точке пере заказа.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные подходы к осуществлению закупочной деятельностью, проанализированы методы выделения позиций ассортимента, приносящих основную часть прибыли организации, а также рассмотрены основные формулы для проведения расчётов оптимального размера заказа. Полученные знания помогут грамотно управлять закупками в организации, снизят издержки, риски дефицита/переизбытка товара, сделают компанию конкурентоспособной в рамках современной рыночной экономики.

Литература:

  1. Кошкин А. А. Экономические факторы глобализации рынка и конкуренции: Вестник науки, 2019. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-faktory-globalizatsii-rynka-i-konkurentsii
  2. Ежель О. В. Стратегический анализ затрат торгового предприятия как основа для создания преимуществ на рынке: Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого, 2001. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-analiz-zatrat-torgovogo-predpriyatiya-kak-osnova-dlya-sozdaniya-preimuschestv-na-rynke.
  3. Кох Р. Закон Парето или Принцип 80/20: электронная публикация: Р.Кох — 2006. — Текст: электронный. // Центр гуманитарных технологий. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/481
  4. Макаренко И. В. ABC-XYZ-анализ как инструмент оптимизации производственных запасов в организации / И. В. Макаренко // Труды БГТУ. № 7. Экономика и управление. — 2014. — № 7(171). — С. 178–181. — ISSN 1683–0377. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294335
  5. Зайцев М. Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы, учебное пособие: М. Г. Зайцев, С. Е. Варюхин — Москва: «ДЕЛО», 2008. — 664с. — Текст

[1] Таблица 1 – составлено автором

Основные термины (генерируются автоматически): оптимальный размер заказа, закупочная деятельность, ROP, оформление заказов, издержка, перо заказа, товар, ABC, основная часть прибыли организации, современная рыночная экономика.


Похожие статьи

Задать вопрос