Шестидневная война и усилия советской дипломатии по её прекращению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Тимофеев, В. Н. Шестидневная война и усилия советской дипломатии по её прекращению / В. Н. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81007/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется работа советских дипломатов во время Шестидневной войны 1967 года. Рассмотрена работа советских представителей в ООН, в том числе при разработке резолюции № 242, а также контакты СССР с правительством США для оказания давления на Израиль.

Ключевые слова: СССР, ООН, Шестидневная война, арабо-израильский конфликт.

С самого начала Шестидневной войны, 5 июня 1967 года, Советский Союз осудил действия Израиля по отношению к Египту и Сирии. В своём письме, отправленном правительству Израиля, советское правительство решительно осудило «вероломное нападение Израиля на соседнее арабское государство — Объединенную Арабскую Республику» [1, с. 577]. В тот же день, председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин обратился к президенту США Линдону Джонсону. Косыгин отметил, что «долгом всех великих держав является — добиться того, чтобы военный конфликт был немедленно прекращен» , а также попросил американского президента оказать давление на израильское правительство, с целью прекращения агрессии [4, с. 30].

В ООН также начались дискуссии по поводу начавшейся войны. Однако при этом к созыву Совета Безопасности не призвал ни Египет, ни Израиль. Совет Безопасности был созван через несколько часов после начала боевых действий по инициативе представителя Дании Ганса Табора [1, с. 578].

Арабские страны были против решений Совета Безопасности, которые содержали пункты только о прекращении огня. Арабские дипломаты требовали от Совета Безопасности включения пунктов об отводе на довоенные границы израильской армии, а также осуждения агрессии Израиля по отношению к Египту. Западным странам, в первую очередь США, было выгодно сохранения пункта о прекращении огня как единственного, так как хотело сохранения за Израилем захваченных им территорий. Советские дипломаты действовали с учётом позиций арабских стран [1, с. 578]. Однако американские дипломаты были категорически против требований арабских и советских представителей и угрожали наложением вето на проект резолюции от Советского Союза. В этой ситуации советским дипломатом не оставалось ничего кроме как идти на компромисс, поэтому 6 июня Совет Безопасности опубликовал резолюцию с требованием о прекращении огня [5].

Однако к 7 июня боевые действия не прекратились, и советское правительство в своём заявлении правительству Израиля еще раз потребовало прекратить боевые действия против Египта, Сирии и Иордании и пригрозило ему разрывом дипломатических отношений, а также «осуществлением других необходимых мер, вытекающих из агрессивной политики Израиля» [1, с. 579].

Советский Союз в целях пропаганды объяснял новую войну на Ближнем Востоке как «результат деятельности милитаристских и проимпериалистических сил в Израиле, которые опираются на активную поддержку империалистических держав, прежде всего США, Англии, ФРГ». Арабские же государства в этом конфликте являлись оплотом антиимпериалистических сил на Ближнем Востоке [1, с. 582].

С началом наступления израильской армии на сирийскую территорию, Советский Союз пошёл на крайние дипломатические меры, и 10 июня первый заместитель министра иностранных дел СССР В. Кузнецов передал послу Израиля в СССР К. Кацу ноту о разрыве дипломатических отношений СССР с Израилем «ввиду продолжения агрессии со стороны Израиля против арабских государств и грубого нарушения им решений Совета Безопасности ООН» [1, с. 581].

Разрыв Советским Союзом дипломатических отношений стал шокирующей неожиданностью для израильского правительства. Даже несмотря на прежние напряжённые отношения, Израиль не ожидал, что советское руководство пойдёт на столь радикальные шаги. В израильском правительстве по-разному отнеслись к этой новости, кто-то жалел о разрыве дипломатических отношений, кто-то осуждал такое решение [3, с. 67].

В тот же день в Белом доме было получено письмо Косыгина с требованием о безоговорочном прекращении Израилем боевых действий. В противном случае, Советский Союз угрожал принять «необходимые акции, включая военные» [4, с. 34]. Особой серьёзности этому событию придаёт тот факт, что в ходе этого конфликта впервые была использована «горячая линия» между Кремлём и Белым домом, установленная по договорённости между Дж. Кеннеди и Н. Хрущёвым вскоре после окончания Карибского кризиса в 1963 году [6, p. 13]. Несмотря на поддержу Израиля в этом конфликте, руководство США не хотело повторения этого кризиса и идти на серьезное обострение отношений с СССР, поэтому оказало давление на правительство Израиля, которое наконец было вынуждено подписать соглашение о прекращении огня.

Для ликвидации последствий войны, Советским Союзом было предложено созвать чрезвычайную сессию Генеральной Ассамблеи ООН. В своём письме Генеральному секретарю ООН У Тану министр иностранных дел СССР А. А. Громыко данное предложение аргументировалось следующим образом: «Грубо игнорируя требования Совета Безопасности о прекращении огня, принятые 6, 7 и 9 июня сего года, Израиль захватил новые территории Объединенной Арабской Республики, Иордании и Сирии. Советское правительство считает необходимым, чтобы Генеральная Ассамблея ООН в соответствии со статьей 11-й Устава ООН рассмотрела создавшееся положение и приняла решение, направленное на ликвидацию последствий агрессии и на безотлагательный вывод израильских войск за линию перемирия» [4, с. 35].

Предложение А. Громыко было принято и 17 июня началась пятая чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Уже через два дня председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным был предложен первый советский проект урегулирования арабо-израильского конфликта. Данный проект содержал в себе несколько пунктов, таких как осуждение израильской агрессии и оккупации арабских территорий, отвод израильской армии на довоенные границы, а также возмещение нанесённого арабским странам ущерба [4, с. 36].

Западные государства были против осуждения Израиля как агрессора. Поэтому американскими дипломатами был предложен свой проект урегулирования, который противопоставлялся советскому проекту. Главным пунктом проекта было установление постоянного и прочного мира между арабскими странами и Израилем при посредничестве третьей стороны, которой, разумеется, должны были выступить США. Кроме того, должен был быть установлен принцип свободного судоходства по морским путям Ближнего Востока, так как блокирование Египтом Тиранского пролива для Израиля являлось одной из причин этого конфликта. Ещё одним пунктом инициативы было признание права всех стран Ближнего Востока на существование, что подразумевало признание Израиля арабскими странами [7].

Однако, несмотря на предложенные инициативы, арабские страны отказывались от них, под предлогом недопустимости признания Израиля. Кроме того, даже между дипломатами арабских делегаций царила напряжённость. Как отмечал министр иностранных дел СССР А. А. Громыко в своей телеграмме в ЦК КПСС, «давление экстремистской, нереалистической линии руководства Алжира и Сирии безусловно сказывается на позиции ОАР, Ирака и других арабских государств, которые тоже оглядываются на экстремистов, боясь быть обвиненными в излишней уступчивости» [1, с. 607].

Нежелание обеих сторон конфликта идти на компромисс ставило арабские страны в невыгодное положение, так как захваченные территории всё еще были оккупированы Израилем, который продолжал терять заинтересованность к диалогу с арабскими странами и ужесточал свою позицию по вопросам урегулирования. Поэтому к октябрю 1967 года, когда в Совете Безопасности ООН началось обсуждение ближневосточного урегулирования, арабы стали более гибкими в вопросе поиска решения, «которое встретило бы поддержку большинства государств — членов ООН» [1, с. 636].

По итоге обсуждений в Совете Безопасности было предложено несколько вариантов резолюции. Окончательным вариантом резолюции, получившей номер 242, стал английский проект. Основные его положения сводились к выводу израильской армии к границам 4 июня 1967 года, а также признании целостной независимости и суверенитета каждой страны в регион [2, с. 123].

Литература:

  1. Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики РФ. 1947–1967: В 2 т. Том 2: 1957–1967. М., 2003. 608 с.
  2. Дауров Р. Д. Долгая шестидневная война. М., 2009. 238 с.
  3. Семенченко Н. А. Контакты между СССР и Израилем в конце 1960-х — начале 1970-х. // Восточный архив. 2015. № 2. С. 67–74.
  4. СССР и ближневосточное урегулирование 1967–1988: документы и материалы. М., 1989. 510 с.
  5. Резолюции и решения, принятые Советом Безопасности в 1967 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://undocs.org/ru/S/RES/233(1967)
  6. Golan, G. The Soviet Union and the Outbreak of the June 1967 Six-Day War // Journal of Cold War Studies. 2006. No. 1. P. 3–19.
  7. United States of America: draft resolution // UNISPAL. URL: https://unispal.un.org/DPA/DPR/unispal.nsf/0/5EDDD417E21187BE8525730F0050FEE3
Основные термины (генерируются автоматически): Советский Союз, СССР, прекращение огня, Египет, Израиль, израильская армия, Сирия, израильское правительство, советское правительство, Шестидневная война.


Ключевые слова

СССР, арабо-израильский конфликт, ООН, Шестидневная война

Похожие статьи

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике Франции в 1994–2000 гг.

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

Политика СССР и стран Западной коалиции по германскому вопросу 1945-1948 гг.

В статье анализируется политика СССР, США и их союзников в отношении Германии. Рассматриваются проблемы в решении германского вопроса. Исследуются конкретные политические действия и тактика стран-победительниц на оккупированном немецком государстве.

Взаимоотношения СССР и США в период президентства Джорджа Буша — старшего

В данной статье продолжается начатый ранее анализ внешней политики СССР и США в конце 1980-х начале 1990-х годов. Кроме того, в этой статье показано почему в период перестройки М. С. Горбачёв придавал взаимоотношениям с Соединёнными Штатами первостеп...

Отражение иракского кризиса в ООН

Международные конфликты и в настоящее время продолжают оставаться причиной нестабильности в мировом сообществе. ООН является глобальным пространством мировой политики, от действий которой зависит стабильность и безопасность в мире. Пример иракского к...

Положение в Ираке после арабской весны 2011 г.

В данной статье будет проводиться анализ политических разногласий в Ираке после арабской весны, в рамках процесса политической интеграции в периоде «после Саддама». Будет рассмотрено отношение Ирака к событиям арабской весны. А в противовес данному т...

Проблемы военных баз США на территории Японии

В настоящей статье автор анализирует историю и современное состояние проблем военных баз США на территории Японии, которые являются серьёзным камнем преткновения в контексте японо-американского сотрудничества.

К вопросу о международной напряжённости в рамках «Франсафрик»

В статье опровергнуто положение о следовании Франции исключительно политике «мягкой силы» в своих бывших колониальных владениях. Выявлены причины такого положения дел. Проанализированы итоги.

Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг.

В статье проанализированы основные черты германской внешней политики в регионе Ближнего Востока в 2000–2014 гг. Исследованы основные цели, которые правительство ФРГ преследует, проводя свою политику в регионе. Показано участие Германии в решении акту...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Похожие статьи

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике Франции в 1994–2000 гг.

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

Политика СССР и стран Западной коалиции по германскому вопросу 1945-1948 гг.

В статье анализируется политика СССР, США и их союзников в отношении Германии. Рассматриваются проблемы в решении германского вопроса. Исследуются конкретные политические действия и тактика стран-победительниц на оккупированном немецком государстве.

Взаимоотношения СССР и США в период президентства Джорджа Буша — старшего

В данной статье продолжается начатый ранее анализ внешней политики СССР и США в конце 1980-х начале 1990-х годов. Кроме того, в этой статье показано почему в период перестройки М. С. Горбачёв придавал взаимоотношениям с Соединёнными Штатами первостеп...

Отражение иракского кризиса в ООН

Международные конфликты и в настоящее время продолжают оставаться причиной нестабильности в мировом сообществе. ООН является глобальным пространством мировой политики, от действий которой зависит стабильность и безопасность в мире. Пример иракского к...

Положение в Ираке после арабской весны 2011 г.

В данной статье будет проводиться анализ политических разногласий в Ираке после арабской весны, в рамках процесса политической интеграции в периоде «после Саддама». Будет рассмотрено отношение Ирака к событиям арабской весны. А в противовес данному т...

Проблемы военных баз США на территории Японии

В настоящей статье автор анализирует историю и современное состояние проблем военных баз США на территории Японии, которые являются серьёзным камнем преткновения в контексте японо-американского сотрудничества.

К вопросу о международной напряжённости в рамках «Франсафрик»

В статье опровергнуто положение о следовании Франции исключительно политике «мягкой силы» в своих бывших колониальных владениях. Выявлены причины такого положения дел. Проанализированы итоги.

Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг.

В статье проанализированы основные черты германской внешней политики в регионе Ближнего Востока в 2000–2014 гг. Исследованы основные цели, которые правительство ФРГ преследует, проводя свою политику в регионе. Показано участие Германии в решении акту...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Задать вопрос