Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.11.2014

Статья просмотрена: 1012 раз

Библиографическое описание:

Бородина, М. Ю. Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг. / М. Ю. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14073/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье проанализированы основные черты германской внешней политики в регионе Ближнего Востока в 2000–2014 гг. Исследованы основные цели, которые правительство ФРГ преследует, проводя свою политику в регионе. Показано участие Германии в решении актуальных региональных проблем.

Ключевые слова: Германия, Ближний Восток, Турция, арабо-израильский конфликт, Иранская ядерная программа.

 

Регион Ближнего Востока является значимым направлением германской внешней политики, которую ФРГ проводит как самостоятельно, так и в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Ближний Восток для Германии это в первую очередь источник её бесперебойного снабжения нефтью, а также ёмкий рынок сбыта немецких товаров.

Турция входит в число основных внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Германии. Германию и Турцию связывают длительные и прочные отношения. Важным направлением сотрудничества Турции и Германии является взаимовыгодное сотрудничество в сфере экономики. Германия уже давно стала ведущим экономическим партнером Турции. Доля Германии во внешней торговле Турции в начале ХХI в. является самой значительной в сравнении с другими странами и составляет около 12 %. Начиная с 2000 г., объем импортно-экспортных операций имел тенденцию к резкому росту за счет перевеса доли импорта в Турцию почти в 5 млрд марок. 2007 год стал рекордным в аспекте товарооборота между ФРГ и Турцией [1]. За период правления в Турции Р. Эрдогана с 2002 года по 2011 год экспорт немецких компаний в Турцию увеличился почти в четыре раза и составил 20,1 млрд. евро [2].

Однако, годы крепкой дружбы между ФРГ и Турцией омрачает вопрос о вступлении Турции в Европейский Союз. Членство в Европейском Союзе остается важнейшим приоритетом внешней политики Турции. Германия активно поддерживала Турцию в ее стремлении до тех пор, пока пост федерального канцлера Германии не заняла Ангела Меркель, которая неоднократно выражала своё мнение о невозможности полноценного членства Турции в Европейском союзе, предлагая Турции вместо полного членства статус «привилегированного партнерства». В ответ на это, турецкий министр по европейским делам Эгемен Багис, заявил, что такого статуса как «привилегированное партнерство» не существует. Турция не рассматривает такой вариант серьезно, поскольку он не имеет юридической основы [3].

Сложным моментом не только в отношении Турции и Германии, но и в отношении Турции и ЕС, является вопрос признания Республики Кипр. Канцлер Германии А.Меркель занимает в этом вопросе бескомпромиссную позицию и видит в нежелании Турции признать Кипр главное препятствие на пути интеграции Турции в ЕС.

Отношения между Германией и Турцией серьезно обострились из — за разгона турецкой полицией в июне 2013 года протестующих в парке Гези и на площади Таксим. Поводом для ухудшения отношений послужило интервью канцлера Германии Ангелы Меркель, которое она дала немецкому телеканалу RTL. «То, что происходит сейчас в Турции, не соответствует нашим представлениям о свободе проведения демонстраций, о свободе слова»,— заявила канцлер, комментируя разгоны. Турецкие власти крайне негативно отреагировали на это заявление. Министр Турции по связям с ЕС Эгемен Багыш призвал А. Меркель помнить, как плохо обычно заканчивают те, кто идет против Турции [4]. Безусловно, этот инцидент отразился не только на турецко-германских отношениях, но и на процессе вступления Турции в ЕС. Как известно, спустя пару недель Германия стала инициатором блокирования начала переговоров с правительством Турции о членстве в ЕС [5].

Итак, следует сказать, что соблюдение прав человека и свободы слова в Турции, кипрский вопрос, а также нежелание Германии видеть Турцию в качестве полноправного члена Европейского Союза, безусловно, являются серьезным препятствием на пути к всеобъемлющему сотрудничеству.

Еще одним ближневосточным государством, с которым у Германии сложились исключительно дружеские отношения является Ливан. Безусловно, в основе двусторонних отношений также лежит экономическая составляющая. Ливан, как и многие другие государства ближневосточного региона, является рынком сбыта немецких товаров, среди которых автомобили и запасные части к ним, машины и химические продукты. Также, в течение многих лет до 2006 г. Германия предоставляла в распоряжение Ливана средства: 42,3 млн евро как беспроцентные кредиты в рамках финансового сотрудничества и 23,2 млн евро как услуги в сфере поставок материалов в рамках технического сотрудничества, не считая немецкого вклада в финансирование мероприятий по линии Евросоюза [6].

Известно также, что реакцией ФРГ на «Июльскую войну» 2006 г. стали субсидии на 2006–2007 гг. Германия выделила на работы по преодолению последствий военного конфликта 44 млн евро и определила направления финансовых потоков: утилизация отходов канализационных вод, профессиональное обучение, охрана окружающей среды [7].

Также к важнейшим экономическим партнерам ФРГ в ближневосточном регионе можно отнести Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт. Интерес к последнему вызван в первую очередь богатыми нефтяными запасами, а также крупными инвестициями в экономику Германии. Только в 2012 году Кувейт инвестировал в экономику ФРГ 30 млрд евро. Комментируя эту цифру, посол Государства Кувейт в Берлине Мусаед Аль-Гарун, заявил, что она вполне отражает уровень стабильности кувейтско-германских отношений, в том числе инвестиций в Германию и их значительную доходность, особенно в области передачи технологий возобновляемых источников энергии [8].

Помимо экономических интересов в ближневосточном регионе, Германия преследует и определенные политические интересы. Совместно с НАТО, ЕС и ООН Германия участвует в мероприятиях, направленных на поддержание мира и стабильности на Ближнем Востоке.

Так, Германия является активным участником мирного урегулирования одного из самых застарелых конфликтов на Ближнем Востоке, а именно палестино-израильского противостояния. В вопросах урегулирования арабо-израильского конфликта Германия старается занимать справедливую и нейтральную позицию. Стремление к справедливому и прочному миру на Ближнем Востоке обозначено как постоянный центр внимания германской внешней политики. Это подтверждает ряд факторов. Во-первых, Израиль, со своей стороны, признал Германию как наиболее опытного посредника в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта. Во-вторых, Германия не поддержала в апреле 2002 европейскую инициативу по наложению экономических санкций на Израиль. В-третьих, так называемая «Дорожная карта» 2003 года, разработанная «международным квартетом» (ЕС, США, Россия и ООН), в известной степени немецкий продукт, т. к. Германия принимала деятельное участие в подготовке и окончательной редакции текста документа, составленного с учетом внешнеполитической линии ЕС. По мнению ФРГ, «Дорожная карта» детализирует план поэтапного мирного урегулирования в Ближневосточном регионе. Условием и целью урегулирования является — решение о существовании двух государств. Оно, согласно германской концепции безопасности, должно привести к созданию демократического палестинского государства [9].

Более того, Германия стала первой страной после создания палестинских учреждений в Иерихоне, получившей и открывшей собственное представительство на палестинских территориях. Между ФРГ и Палестиной также действуют различные двусторонние программы развития в сферах водоснабжения, санитарии, создания хозяйственных структур и образовательных учреждений. В рамках этих программ проходит строительство канализационных очистных сооружений, экологически безопасных свалок, школ, восстановление муниципальной инфраструктуры. Деятельность программ нацелена на решение многих социальных проблем, в том числе и на борьбу с бедностью. Немецкий вклад направлен также на сотрудничество в области развития профессионального образования, совершенствования местного управления, содействия появлению малых и средних предприятий.

Германия не осталась безучастной к очередной эскалации палестино-израильского конфликта, имевшего место с 7 июля по 26 августа 2014 г. Канцлер Германии Ангела Меркель резко осудила ракетные обстрелы израильских населённых пунктов боевиками ХАМАС с территории сектора Газы. Пресс-служба посольства Германии в Тель-Авиве сообщила, что канцлер заявила о необходимости прекратить ракетные обстрелы, а также отметила, что этому нет оправдания. Также, А.Меркель добавила, что Германия признает право Израиля на самооборону [10].

Отношения Германии и Израиля всегда были по-своему уникальны, т. к. Германия чувствовала свою историческую ответственность за холокост. С того момента как Ангела Меркель заняла пост федерального канцлера ФРГ, тон германо-израильских отношений особенно изменился к лучшему. Этому свидетельствуют многочисленные визиты Ангелы Меркель в Израиль. Для сравнения: ее предшественник Герхард Шрёдер за семь лет пребывания у власти только однажды посетил еврейское государство [11]. Во время очередного государственного визита, посвященного 60-летнему юбилею Государства Израиль, Ангела Меркель выступила с речью в Кнессете, где подчеркнула историческую ответственность Германии перед Израилем и принесла извинению израильскому народу [12]. Более того, Германия является важнейшим экономическим партнером Израиля в ЕС. Израиль экспортирует в Германию химическую и электротехническую продукцию, механические и оптические изделия. Из Германии импортируются в Израиль ряд химических товаров, машины и грузовые автомобили [13].

Еще одной проблемой тесно вписанной в круг важнейших внешнеполитических задач ФРГ, является ядерная программа Ирана. Германия не отрицает право любой страны на развитие мирной атомной энергетики, но решительно возражает против возможности последующего использования составляющих частей для военных целей. Однако, по мнению канцлера Германии А.Меркель, Иран давно перешагнул «красную черту» и поэтому его немедленно стоит остановить [14]. Германия полностью поддерживает санкции по международной изоляции Ирана, однако выступает против военного решения ситуации.

Гражданская война в Сирии также не осталась без внимания ФРГ. В октябре 2012 года Германия со своими союзниками по ЕС и НАТО подготовили и внесли в Совет Безопасности ОНН резолюцию по Сирии. Резолюция осуждала «серьезные, мрачные и систематические» нарушения в области прав человека в Сирии, перечисляя, среди прочего, «произвольные казни, обширное использование силы, убийства и преследования протестующих». Согласно резолюции всем сирийцам должны были быть предоставлены фундаментальные права человека, включая свободу самовыражения и свободу собраний, а все политзаключенные должны были быть выпущены [15].

Первоначально Германия была противницей военного вмешательства во внутригосударственный конфликт в Сирии, однако, на саммите «двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года Германия присоединилась к государствам, поддержавшим позицию США по Сирии. Таким образом, Германия стала пятым государством Европейского союза, решившим поддержать проведение военной операции в Сирии даже при отсутствии мандата Совбеза ООН. [16]. Более того, А. Меркель обрушилась с резкой критикой на Россию и Китай за использованное ими право вето, т. к. по ее мнению сирийские власти должны понести ответственность за применение химического оружия под Дамаском, которое унесло жизни тысяч людей. В целом, Германия принимает активное участие в урегулировании конфликта между сирийскими властями и оппозицией, однако, считает, что режим сирийского лидера Башара Асада полностью утратил свою легитимность.

В ХХI веке Германия проводит весьма активную политику в регионе Ближнего Востока. Основой внешнеполитической деятельности Германии в ближневосточном регионе, безусловно, является упор на экономическое сотрудничество с рядом арабских государств. Однако, современная Германия не может оставаться в стороне и от политического участия в делах ближневосточного региона. Очевидно, что в силу глубокой вовлеченности ФРГ в международные организации (ООН, НАТО, ЕС), Германия не всегда может сформулировать самостоятельный, отличный от США и ЕС курс, которого страна придерживается, проводя свою политику в регионе. Но, тем не менее, это не мешает Германии оказывать содействие процессу ближневосточного мирного урегулирования, участвовать в решении Иранской ядерной проблемы, выступать своеобразным мостом между Турцией и ЕС и быть активным участником любых ближневосточных событий.

 

Литература:

 

1.          Берг И. С. Германия–Турция: три фактора взаимосвязей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/20–09–08a.html

2.          Турция — Германия: иммунитет Ангелы Меркель нейтрализовал шарм Реджепа Эрдогана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vostexpress.org/turtsiya-germaniya-immunitet-angelyi-merkel-neytralizoval-sharm-redzhepa-erdogana/

3.          Канцлер Германии Меркель против вступления Турции в ЕС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/03/100329_turkey_merkel.shtml

4.          Турция пригрозила Меркель «участью Саркози» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://defacto.am/48158.html

5.          Меркель: ЕС будет говорить с Турцией, если она будет уважать демократические ценности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wek.ru/politika/87762-merkel-es-govorit-s-turciej-esli-ona-budet-uvazhat.html

6.          Берг И. С. ФРГ — Ливан: пути к миру и сотрудничеству в регионе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=7826

7.          Там же

8.          Берг И. С. Германский вектор кувейтских инвестиций: традиционные отрасли и неосвоенные ниши [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.iimes.ru/?p=14253

9.          Берг И. С. ФРГ и израильско-палестинский диалог [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:www.iimes.ru/rus/stat/2009/31–03–09.htm

10.      Канцлер Германии: ракетным обстрелам нет оправдания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newsru.co.il/world/11jul2014/merkel8023.html

11.      Верхи в Германии могут, низы в Израиле хотят [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_802.html

12.      Канцлер Германии Ангела Меркель выступила в Кнессете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mignews.ru/news/politic/world/180308_203107_21867.html

13.      Берг И. С. Дальнейшее развитие германо-израильских отношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/15–03–11.htm

14.      Иран: решение МАГАТЭ принято [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ria.ru/society/20060205/43343268.html

15.      U. N. Resolution on Syria Blocked by Russia and China [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.nytimes.com/2011/10/05/world/middleeast/russia-and-china-block-united-nations-resolution-on-syria.html?_r=4&

16.      Германия решила поддержать действия США против Сирии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitat.ru/index.php?rubrika=25&st=7999&type=3&lang=1

 

Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Германий, Ближний Восток, ближневосточный регион, Европейский союз, Сирия, германская внешняя политика, Израиль, Кувейт, ФРГ.


Ключевые слова

Германия, Ближний Восток, Турция, арабо-израильский конфликт, Иранская ядерная про-грамма

Похожие статьи

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Размеры российско-американской конкуренции в странах Кавказского региона

В статье представлено исследование вопросов российско-американских геополитических отношений в странах кавказского региона по 2 направлениям: 1) Американский политический аспект в странах Кавказского региона (в рамках стратегии национальной безопасн...

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике Франции в 1994–2000 гг.

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

Факторы, определяющие российско-германские отношения на современном этапе

В статье автор рассматривает основные факторы, определяющие особенности российско-германских отношений в настоящее время.

Особенности ценностно-целевых установок во внешней политике Турции

В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.

Политика СССР и стран Западной коалиции по германскому вопросу 1945-1948 гг.

В статье анализируется политика СССР, США и их союзников в отношении Германии. Рассматриваются проблемы в решении германского вопроса. Исследуются конкретные политические действия и тактика стран-победительниц на оккупированном немецком государстве.

Анализ внешнеполитических приоритетов США в эпоху глобализации: проблемы и перспективы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях глобализации внешняя политика США становится все более важным элементом не только для самой страны, но и для всего мирового сообщества. Анализ приоритетов внешнеполитической деятельности США являетс...

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического...

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации

В статье рассмотрены направления денежно-кредитной политики России за 2008–2015 гг., а также основные проблемы в данной области.

Похожие статьи

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Размеры российско-американской конкуренции в странах Кавказского региона

В статье представлено исследование вопросов российско-американских геополитических отношений в странах кавказского региона по 2 направлениям: 1) Американский политический аспект в странах Кавказского региона (в рамках стратегии национальной безопасн...

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике Франции в 1994–2000 гг.

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

Факторы, определяющие российско-германские отношения на современном этапе

В статье автор рассматривает основные факторы, определяющие особенности российско-германских отношений в настоящее время.

Особенности ценностно-целевых установок во внешней политике Турции

В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.

Политика СССР и стран Западной коалиции по германскому вопросу 1945-1948 гг.

В статье анализируется политика СССР, США и их союзников в отношении Германии. Рассматриваются проблемы в решении германского вопроса. Исследуются конкретные политические действия и тактика стран-победительниц на оккупированном немецком государстве.

Анализ внешнеполитических приоритетов США в эпоху глобализации: проблемы и перспективы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях глобализации внешняя политика США становится все более важным элементом не только для самой страны, но и для всего мирового сообщества. Анализ приоритетов внешнеполитической деятельности США являетс...

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического...

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации

В статье рассмотрены направления денежно-кредитной политики России за 2008–2015 гг., а также основные проблемы в данной области.

Задать вопрос