Взаимоотношения СССР и США в период президентства Джорджа Буша — старшего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 15.03.2022

Статья просмотрена: 683 раза

Библиографическое описание:

Смирнов, А. В. Взаимоотношения СССР и США в период президентства Джорджа Буша — старшего / А. В. Смирнов, А. Н. Худолеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 189-196. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89342/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье продолжается начатый ранее анализ внешней политики СССР и США в конце 1980-х начале 1990-х годов. Кроме того, в этой статье показано почему в период перестройки М. С. Горбачёв придавал взаимоотношениям с Соединёнными Штатами первостепенное значение. Большое внимание во взаимоотношениях с США глава Советского Союза уделял проблеме ядерного разоружения. В данной сфере лидерам двух сверхдержав удалось подписать ряд важных договоров, в том числе о ликвидации ракет средней и малой дальности и сокращении стратегических ядерных ракет. Советско-американские отношения в годы Перестройки существенно улучшились, что способствовало преодолению Холодной войны. Отмечается, что эти изменения во многом произошли из-за крупных уступок со стороны СССР.

Ключевые слова: Джордж Буш — старший, М. С. Горбачёв, Москва, Вашингтон, госсекретарь США, министр иностранных дел СССР, торговое соглашение, Советский Союз, Соединённые Штаты, морское соглашение, ядерное разоружение, германский вопрос.

This article continues the earlier analysis of the foreign policy of the USSR and the USA in the late 1980s and early 1990s. In addition, this article shows why during the period of Perestroika Mikhail Gorbachev gave the relationship with the United States of paramount importance. In his relations with the United States, the head of the Soviet Union paid great attention to the problem of nuclear disarmament. In this area, the leaders of the two superpowers managed to sign a number of important agreements, including on the elimination of medium- and short-range missiles and the reduction of strategic nuclear missiles. Soviet-American relations improved significantly during the years of Perestroika, which contributed to overcoming the Cold War. It is noted that these changes were largely due to major concessions from the USSR.

Keywords: George H. W. Bush, Mikhail Gorbachev, Moscow, Washington, US Secretary of State, USSR Minister of Foreign Affairs, trade agreement, Soviet Union, United States, maritime agreement, nuclear disarmament, German question.

Изучение проблем внешней политики СССР и США в период поздней Перестройки имеет не только огромное научное, но и практическое значение. Несмотря на значительное количество научных исторических трудов, в частности, в данной связи, стоит отметить работы М. Ф. Полынова, Барсенкова А. С., Урнова А. Ю., Брутенца К. Н., данная проблема на сегодняшний день остаётся достаточно мало исследованной и в целом её изучение по большому счёту только начинается. В данной статье предпринята попытка всестороннего анализа наиболее значимых внешнеполитических событий периода нахождения у власти приемника Рональда Рейгана Джорджа Буша-старшего.

В январе 1989 года новым (41-м) президентом Соединённых Штатов стал Джордж Буш-старший. Приемник Рональда Рейгана в самом начале своего правления, по словам историка М. Ф. Полынова «…не торопился установить тесные контакты с советским руководством» [1, c.3]. В Советском Союзе и государствах Восточной Европы политические перемены постепенно набирали обороты. В этих условиях новому американскому лидеру требовалось определённое время, чтобы выработать внешнеполитическую стратегию, отвечающую всем внешнеполитическим изменениям. «В советско-американских отношениях возникла определённая пауза, которая продолжалась пять месяцев» [1, c.3].

Основные контуры пострейгановской политики США в отношении Советского Союза были изложены в официальных документах Белого дома, в их числе «Анализ национальной безопасности — 3». Этот документ был подписан Джорджем Бушем-старшим 22 сентября 1989 года. В нём говорилось: «Мы, вступаем в переходный период, по своей важности не уступающий последнему… перестройка в СССР осуществляется в наших интересах. Новый подход М. С. Горбачёва даёт нам в руки рычаги воздействия, которыми мы восемь лет назад не обладали» [2, c.45]. Внешняя политика США должна быть «…нацелена на то, чтобы направлять их действия в нужное русло» [Там же, с.45]. К таким выводам администрацию нового президента-республиканца подтолкнула политика «Нового политического мышления», изложенная впервые официально М. С. Горбачёвым на трибуне ООН 7 декабря 1988 года.

Администрация Дж. Буша исходила в первую очередь из того момента, что перестройка ведёт к постепенному экономическому, политическому и военному ослаблению СССР. И именно поэтому окружение Дж. Буша активно настаивало на выходе за пределы «политики разоружения» и призывало к обсуждению в ходе советско-американских переговоров более широкого круга вопросов. В частности члены администрации Буша предполагали сделать предметом переговоров не только процессы, происходящие в Советском Союзе, но и в странах социалистического блока (ОВД).

В то же самое время в Вашингтоне возникает идея своеобразного «тестирования» нового внешнеполитического курса СССР. Иными словами, американцы хотели посмотреть, как сам Михаил Сергеевич реализует принципы «нового политического мышления», и не является ли новая советская доктрина всего лишь своего рода блефом для стран Запада. По этому поводу 12 мая 1989 года в своём официальном выступлении перед студентами Техасского университета президент США Дж. Буш — старший сказал следующее: «Новое отношение с нашей стороны надо заслужить, одних обещаний здесь недостаточно. Искренность Советов должна быть выражена в конкретных действиях» [2, c.59].

Стоит подчеркнуть следующие важное обстоятельство: вся идея этого своеобразного «тестирования» задумывалась как стратегия перекладывания всей ответственности за улучшения советско-американских отношений исключительно на СССР, в то время как все правила данной дипломатической игры устанавливали Соединённые Штаты в одностороннем порядке, без согласования с СССР. Данная ситуация означает, что фактически во внешнеполитических условиях, сложившихся весной 1989 года, М. С. Горбачёв должен был доказать, соответствует ли его политическая парадигма всем ожиданиям США и их союзников по Северно-Атлантическому альянсу (НАТО).

Кроме того, «пауза», возникшая во внешнеполитических отношениях между СССР и США, «…завершилась официально 10–11 мая 1989 года» [1, c.4] с приездом в Москву нового госсекретаря США Джеймс Бейкера. Он передал генсеку пожелание преемника Рональда Рейгана: «…возобновить взаимодействие с Советским Союзом по всему спектру наших отношений» [3, c. 224]. В сущности, именно начиная с визита Дж. Бейкера началось своеобразное «тестирование» М. С. Горбачёва. В беседе с генсеком Дж. Бейкер упоминал слова, переданные ему президентом Джорджем Бушем — старшим: «Мы стремимся к активным, конструктивным, позитивным и постоянно расширяющимся отношениям с вашей страной» [Там же, c. 224] Михаил Сергеевич в свою очередь детально проинформировал госсекретаря о процессах демократизации, начавшихся в советском обществе, выборах, состоявшихся в марте 1989 года, в Верховный Совет СССР. А также убедил госсекретаря и его коллег, что «…мы убеждены в необходимости продолжения диалога, поднятия его на более высокий уровень. Я уверен, что диалог между нами возможен, что возможно реальное сотрудничество по всем вопросам» [3, c. 226]. Джеймс Бейкер со своей стороны одобрительно заявил, что «Мы рассматриваем происходящие в Советском Союзе перемены как действительно коренные, революционные изменения. Мы очень хотим, чтобы все задуманное у вас получилось» [3, c.227]. Данного рода оценка и комментарий госсекретаря по поводу результатов политики Перестройки свидетельствует, очевидно, о том, что все события, происходившие в Советском Союзе, соответствуют американским ожиданиям на сто процентов. И свой первый этап «демократизации» советского государства М. С. Горбачёв провёл просто отлично.

В этот период времени вновь активизировались встречи руководителей внешнеполитических ведомств СССР и США. В данных наиболее благоприятных внешнеполитических условиях формируется личный дипломатический канал для урегулирования спорных политических вопросов. Впоследствии этот формат переговоров получил говорящее название в дипломатической среде: «канал Шеварднадзе — Бейкер». Согласно воспоминаниям бывшего посла СССР в Вашингтоне, известного дипломата А. Ф. Добрынина, можно констатировать, что: «Бейкер многого добился с помощью этого канала» [4, c. 662]. Одним из результатов работы данного формата стал сентябрьский визит Э. А. Шеварднадзе в Вашингтон, где в ходе трёхчасовых переговоров глава МИД СССР объявил об итоговом согласии советской стороны на демонтаж Красноярской радиолокационной станции системы ПРО, сооружение которой уже подходило на тот момент к своему завершению. США считали строительство этой станции актом нарушения условий договора о ПРО от 1972 года. Со своей стороны Э. А. Шеварднадзе, несмотря на активное давление со стороны МИД СССР, решительно отказался «…увязывать вопрос нарушения Договора по ПРО с ликвидацией НАТО аналогичного класса радаров в Тузле (Гренландия), в Варде (Норвегия), Фимигдейлсе (Великобритания)» [5, c. 524].

Стоит также отметить, что ключевым моментом для развития советско-американских, а также мировых международных отношений (МО) стала встреча глав двух сверхдержав генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва и президента США Джорджа Буша — старшего на Мальте 2–3 декабря 1989 года. Результаты, достигнутые в ходе этих переговоров, были столь значительны, что «…Горбачёв и Буш на совместной пресс-конференции, состоявшейся по итогам встречи, заявили об окончании холодной войны» [1, c. 4]. Следует подчеркнуть, что во многом именно данная встреча предопределила дальнейший процесс развития международных отношений в мировом масштабе. Именно на Мальте стороны обсудили многочисленные перемены в Восточной Европе, а также вновь открывшийся германский вопрос, проблемы сокращения стратегических наступательных вооружений, проблемы регионального характера, двусторонние отношения и многое другое.

Характеризуя положение Михаила Сергеевича на этих переговорах, посол США в Советском Союзе Дж. Мэтлок отмечал: «Ему необходимо было, чтобы все видели: он ведёт дела с Бушем на равных, а не как побеждённый противник» [6, c. 224]. Центральной темой для переговоров стала обстановка в Восточной Европе, так как президенту США Дж. Бушу важно было понять, является ли Восточная Европа именно той своеобразной, как в настоящие время принято говорить, «красной чертой», через которую советское руководство никогда переступить не сможет и будет в дальнейшем защищать этот европейский регион как сферу своих непосредственных интересов. М. С. Горбачёв убедил президента США в том, что: «…мы за мирные перемены в Восточной Европе, мы не вмешиваемся в идущие процессы» [7, c. 235]. По справедливому замечанию советника М. С. Горбачёва по внешнеполитическим вопросам А. С. Черняева, «…именно здесь и был в принципе решён вопрос об объединении Германии» [8, c. 310].

Существенный прогресс на этой встрече был, достигнут в процессе обсуждения Договора о сокращении СНВ, а также подобного договора о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. Этот документ был вынесен на обсуждение по инициативе американской стороны. Значительное внимание на данных переговорах было также уделено многим вопросам внутренней политики Советского Союза. Президент США пламенно ободрял политику перестройки и высказывался о ней весьма положительно. Он также акцентировал внимание на необходимости увеличения торгово-экономических отношений между СССР и США. Джордж Буш — старший заверил М. С. Горбачёва в твёрдом намерении повлиять на экономическую политику своего правительства: «Моя администрация намерена предпринять шаги, направленные на приостановку действия поправки Джексона — Вэника, которая препятствует возможности предоставления Советскому Союзу наиболее благоприятных условий для внешней торговли в США» [9, c. 249]. Однако данный экономический вопрос президент Соединённых Штатов моментально увязал с политическими требованиями. Он предложил генсеку принять закон о свободном въезде и выезде всех граждан из СССР, а также потребовал от Советского Союза отказаться от военной помощи своим давним союзникам, Кубе и Никарагуа. Только с учётом данной перспективы «…Москва может рассчитывать на начало консультаций по заключению нового торгового соглашения» [10, c. 237].

По инициативе американской стороны также обсуждалась ситуация в прибалтийских республиках СССР. Дж. Буш со своей стороны заявил, что «…любые репрессивные меры в отношении Прибалтики вызовут у нас обострённую негативную реакцию, тем самым создадут проблемы, которые вполне могут осложнить отношения между нашими странами» [9, 236]. Михаил Сергеевич Горбачёв вынужден был сделать в ответ на данную реплику Джорджа Буша — старшего следующие заявление: «…советское правительство ограничится в этом вопросе только ненасильственными методами» [2, c. 160].

После окончания встречи с президентом США на Мальте вся внешняя политика Советского Союза могла строиться только соответственно на её итогах. Поскольку любое возможное отступление от реализаций её требований рассматривалось бы американским правительством как отход от мальтийских соглашений, как следствие отказ от реализации принципов «нового политического мышления», провозглашенного М. С. Горбачёвым. А значит, это могло расцениваться как отказ от «правильного политического курса» СССР и отход к традициям холодной войны. Процесс дальнейшего улучшения советско-американских отношений требовал от советской стороны большего количества политических уступок, чем прежде. На самостоятельность принятия политических решений М. С. Горбачёвым не могло не оказывать существенного влияния желание генсека получить финансовую помощь у стран Запада. Как пишет историк, доктор исторических наук К. Н. Брутенц, «примерно с середины 1990 года все беседы Горбачёва с иностранными политическими деятелями содержат просьбы об экономической и финансовой помощи» [11, c. 425]. В завуалированной форме кредиты Советскому Союзу предоставлялись в обмен на «демократические» политические решения. Подобного рода политика впоследствии получила своё отражение в экономической и политологической научной литературе под говорящим названием «политические кредиты» [12, c. 289].

Данное обстоятельство сильно влияло на весь процесс дальнейших советско-американских отношений, в которых американская сторона становилась доминирующим звеном, а не равным участником переговоров, как этого хотел бы М. С. Горбачёв. Во время его поездки в Вашингтон и переговоров, продолжавшихся в течение трёх дней (с 30 мая по 2 июня 1990 года), президент СССР «…дал окончательное согласие на объединение Германии сугубо на американских условиях, то есть на вступление единой Германии в Североатлантический блок (НАТО)» [13, c. 475]. С последующим устным обещанием от членов альянса, по воспоминаниям самого Михаила Сергеевича Горбачёва: «Мы даём гарантии вам о том, что мы ни на дюйм не будем расширяться на Восток» [14, c. 421]. Однако эти слова М. С. Горбачёва вызывают очень большие сомнения, поскольку впоследствии в своём интервью «Независимой газете» в 2002 году он подтверждает эту информацию, а в интервью 2011 года опровергает. Сами американцы говорят, что никаких гарантий Советскому Союзу они не давали: «…не было подписано никакого письменного договора, а, следовательно, устные обещания не имеют абсолютно никакой юридической силы» [15, p. 509].

В качестве компенсации за уступки по германскому вопросу Джордж Буш дал согласие на подписание торгового договора, которого давно требовал М. С. Горбачёв. Однако это соглашение было соответствующим образом увязано с политическими требованиями в отношении Литвы. Президент США намекнул довольно прозрачно: «Конгресс не ратифицирует соглашение из-за санкций, введённых руководством СССР в отношении Литвы» [16, c.264]. Предоставленный США окончательный вариант торгового договора в конечном итоге нисколько не способствовал снятию ограничений на поставки СССР высокотехнологичных ЭВМ, разработанных в США, которые М. С. Горбачёв просил поставить для обмена опытом в области кибернетики.

С точки зрения продуктивности подписанных соглашений визит М. С. Горбачёва в Вашингтон был довольно плодотворным, в общем, было подписано 24 важных документа. Среди них стоит отметить такие договоры, как: «…соглашение об уничтожении и производстве химического оружия; Соглашение о воздушном сообщении; Соглашение о поставках зерна» [1, c.5]. Однако некоторые из них были малопродуктивными и даже можно сказать вредоносными для советской экономики, а также военной отросли. В частности, в период этого визита министр иностранных дел СССР Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе подписал договор о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях, в соответствии с которым Советский Союз уступал США достаточно обширную морскую акваторию в районе Берингова пролива «…(51 тысяча кв. км), бывшею предметом споров двух государств ещё с конца XIX века. СССР добывал в этом районе более 150 тыс. тонн ценных видов промысловой рыбы, что составляло 10 % всего вылова Советского Союза» [17, c.87].

Серьёзной проверкой внешнеполитической доктрины М. С. Горбачёва, ориентированной на улучшение отношений с США, стал кризис в районе Персидского залива. В ночь с 1 на 2 августа 1990 года Ирак начал боевые действия в отношении Кувейта. Михаил Сергеевич в свойственной ему политической манере пытался решить этот вопрос мирным (дипломатическим) путём и предложил свои посреднические услуги. Он хотел разработать стратегию мирного урегулирования противоречий между США и Ираком. Данная позиция категорически не устраивала Джорджа Буша — старшего. В свою очередь для проведения военных операций против Ирака Соединённым Штатам была необходима политическая поддержка со стороны Советского Союза. Для обсуждения данного вопроса президент США Дж. Буш и президент СССР М. С. Горбачёв встретились в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Обсуждение этого политического вопроса Джордж Буш очень тонко и умело увязал с темой двухсторонних отношений между США и СССР. Особое внимание было уделено перспективам экономического сотрудничества. Джордж Буш заявил М. С. Горбачёву следующее: «Чем ближе окажутся наши позиции к концу сегодняшнего дня, тем более благоприятными будут дальнейшие перспективы развития советско-американских отношений. «…Мы могли бы ещё раз поговорить об экономической ситуации в Советском Союзе и внимательно посмотреть, чем мы можем вам помочь» [18, c. 267]. Президент СССР и сам решил использовать данную встречу, чтобы в очередной раз попросить у Запада финансовой и экономической помощи. «Нам нужна помощь, мы нуждаемся в дополнительных возможностях для манёвра на этапе вхождения в рынок. Запад должен помочь нам товарами и в финансовом отношении» [Там же. с. 268].

Встреча в Хельсинки для Джорджа Буша прошла очень успешно, «…он добился согласия советского лидера быть политическим союзником США в период этого кризиса» [1, c. 5]. В результате успешной реализации этой политической акции сложилась благоприятная для США в политическом отношении мировая обстановка. В результате чего 29 ноября 1990 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 678 (за неё проголосовал и Советский Союз), позволяющую применять «…все необходимые средства для освобождения Кувейта» [19]. Решение СБ ООН было следующим: «В резолюции 669 (1990), принятой на своем 2942-м заседании 24 сентября 1990 года, Совет, ссылаясь на свою резолюцию 661 (1990) от 6 августа 1990 года, возложил на Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, задачу изучения просьб о помощи в соответствии с положениями статьи 50 Устава Организации Объединенных Нации и предоставления рекомендаций Председателю Совета в отношении соответствующих действий» [Там же]. Михаил Сергеевич Горбачёв и после официального принятия данной резолюции продолжал настаивать на мирном разрешении конфликта между США и их союзниками по НАТО и Ираком, но его официальная позиция уже никак не могла повлиять на происходящие международные военно-политические процессы.

Итогом принятия международным сообществом данной резолюции стала сухопутная военная операция многонациональных сил во главе с Соединёнными Штатами против Ирака, армия которого была разгромлена всего за три дня и отступила с территории Кувейта. В целом по оценке Генерального штаба многонациональных сил и Объединённого комитета начальников штабов «за три дня боевой операции с 24–27 февраля 1991 года боеспособность иракской армии снизилась на 50 %. Тыловое обеспечение в районе Басры снизилось на 30 %» [20] с момента вторжения на территорию Кувейта. Стоит отметить, что за трое суток до начала операции «Буря в пустыне» началось активное действие авиации США и их союзников. За двое суток началось разминирование проходов на направлении главных ударов союзников по НАТО. Данная победоносная военная компания способствовала превращению США в доминирующую державу на Ближнем Востоке, в то же самое время Советский Союз добровольно утратил в данном регионе свои политические позиции.

В конце 1980-х годов Советский Союз уже не мог сотрудничать с Соединёнными Штатами на равноправных условиях. В системе советско-американских отношений СССР фактически занимал политическую позицию «младшего партнёра». Это прекрасно понимало советское руководство. В феврале 1991 года помощник генсека ЦК КПСС М. С. Горбачёва по внешней политике Анатолий Сергеевич Черняев писал: «Мы обречены дружить с Америкой, что бы она ни делала: иначе опять изоляция и всё кувырком» [8, c. 421].

Серьёзные надежды президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв связывал с переговорами, проходившими во время встречи «Большой семёрки» в Лондоне 17–18 июля 1991, где сам М. С. Горбачёв присутствовал в качестве наблюдателя, а, следовательно, не имел права присутствовать на узкоформатном заседании лидеров мирового сообщества. Накануне начала работы международного саммита М. С. Горбачёв направил официальное обращение всем членам «семёрки», в данном послании он выразил большую надежду на дальнейшее сотрудничество с западным миром: «Есть все основания полагать, что она может стать поворотным пунктом в процессе включения Советского Союза в мировое экономическое сообщество» [21]. Однако стоит подчеркнуть, что первоочередной задачей президента СССР было получение от Запада финансовой помощи. В итоге 17 июля 1991 года М. С. Горбачёв, встретившись с Джорджем Бушем — старшим, заявил следующее: «Советскому Союзу нужны десятки миллиардов долларов для успешного окончания модернизации советской экономики» [22, c. 720]. Но никакой финансовой поддержки он так и не получил. Джордж Буш со своей стороны дал лишь устное обещание предоставить Советскому Союзу статус ассоциированного члена МВФ.

Значительные изменения, произошедшие в мире в середине 1991 года, сделали невозможным продолжение дальнейшей гонки вооружений, являющейся расточительной для обеих сверхдержав. Преодоление конфронтации между ними позволило перейти к существенной ликвидации в составе обеих сверхдержав стратегических наступательных вооружений. Первый визит Джорджа Буша — старшего в Москву по этому вопросу состоялся 30–31 июля 1991 года. В результате переговоры с М. С. Горбачёвым завершились подписанием крупномасштабного Договора о сокращении и ограничении стратегических ядерных вооружений (СНВ–1). Сокращению подлежала вся триада ядерных вооружений, включая межконтинентальные баллистические ракеты (МБР); баллистические ракеты, размещённые на подводных лодках (БРПЛ); а также тяжёлые бомбардировщики стратегической авиации (ТБ). Согласно подписанному договору каждая из сторон обязывалась сократить общее количество боезарядов и количество носителей в два раза в течение семи лет. «Количество носителей ядерного оружия суммарно для каждой стороны определялось в 1600 единиц, а число имеющихся в их распоряжении ядерных боеголовок — не более 6000» [1, c. 5]. Данный договор был последним соглашением по ядерному разоружению, подписанным Михаилом Сергеевичем Горбачёвым в качестве президента Советского Союза. Это соглашение М. С. Горбачёв впоследствии назвал «…звёздным часом политики нового мышления» [23, c. 476]. На данной встрече М. С. Горбачёв также поднимал вопрос об экономической и финансовой помощи СССР со стороны США, он отмечал: «Мы рассчитываем на реальную поддержку с вашей стороны … нам хотелось бы получить в точно рассчитанный момент товары, продовольствие, медикаменты» [24, c. 281]. Президент Советского Союза также попросил Джорджа Буша поспособствовать скорейшему вступлению СССР в систему МВФ. Он уточнил: «Есть ли возможность обойтись без испытательного срока в Международном валютном фонде, чтобы можно было воспользоваться его услугами?» [Там же. с. 283]. Ответ президента США на этот вопрос был довольно уклончивым: «Международные финансовые организации хотят содействовать вашим реформам» [24, c. 283].

Главы обоих государств также обсудили широкий круг международных проблем. В первую очередь поднимался вопрос о политических кризисах в Восточной Европе, политической и экономической обстановке на Кубе, ситуация в странах Южной Африке, роль Китая в будущей мировой политике, политический статус Европы, ситуация в Анголе и многие другие внешнеполитические проблемы. Во второй половине 1991 года стороны исключительно в одностороннем порядке принимали меры по ликвидации опасности ядерного вооружения. Так, 27 сентября 1991 года Джордж Буш сделал заявление о снятии с боевого дежурства всего американского тактического ядерного оружия в сухопутных войсках и ВМС США, в том числе президент Соединённых Штатов объявил о полном демонтаже со всех надводных боевых кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет. «Он также заявил о прекращении состояния постоянной боевой готовности для всех американских стратегических бомбардировщиков, а также о прекращении программы по созданию межконтинентальных баллистических ракет» [5, c. 435].

В ответ на данные действия президента США М. С. Горбачёв 5 октября 1991 года объявил о своём твёрдом намерении ликвидировать часть своих тактических ядерных средств (ядерные артиллерийские боезаряды, ядерные боеголовки для тактических ракет, все ядерные мины), а другую часть складировать. Снималось всё тактическое ядерное оружие с советских подводных лодок. С боевого дежурства снимались тяжёлые бомбардировщики, все железнодорожные МБР также были сняты со своего боевого дежурства и возвращались в места своей постоянной дислокации. В течение 7 лет количество ядерных боезарядов должно было составлять не 6000 единиц, как предусматривалось по достигнутому ранее договору, а по личному распоряжению М. С. Горбачёва 5000 единиц. «С 5 октября 1991 года сроком на один год объявлялся односторонний мораторий на проведение ядерных испытаний» [25].

Таким образом, реализация внешнеполитической доктрины М. С. Горбачёва в виде стратегии «нового политического мышления» способствовала радикальному пересмотру системы взаимоотношений между СССР и США. В период президентства Джорджа Буша — старшего начала реализовываться стратегия «тестирования» политических намерений М. С. Горбачёва и его администрации. От конфронтации и противостояния обе сверхдержавы перешли в сторону так называемого стратегического «сотрудничества и партнёрства» в политической и экономической сферах. Однако всё это произошло лишь потому, что М. С. Горбачёв слишком идеализировал понятие «общечеловеческие ценности», а также понятие «баланс интересов» и «баланс сил» в мировом масштабе. Соединённые Штаты со своей стороны во главе с Дж. Бушем — старшим руководствовались реальным прагматизмом, умело манипулировали внешнеполитической доктриной М. С. Горбачёва — «новым политическим мышлением» — в своих собственных интересах, что способствовало их постепенному превращению в доминирующую сверхдержаву и склонения чаши весов на свою сторону. По мере разрушения биполярной системы международных отношений (не в пользу социалистического блока во главе с Советским Союзом). СССР был вынужден идти строго в ногу с политикой США, то есть быть в фарватере американской внешней политики. И тем самым положительно удовлетворять любые политические требования Вашингтона.

Литература:

  1. Полынов М. Ф. Отношения с США во внешней политике М. С. Горбачёва в годы Перестройки. 1985–1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. — 2016, № 3. — С.3–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-s-ssha-vo-vneshney-politike-m-s-gorbacheva-v-gody-perestroyki-1985–1991-gg-1/viewer (дата обращения: 03.02.2022).
  2. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим / Пер. с англ. — Москва: Международные отношения, 2004. — 504 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002451003 (дата обращения: 01.02.2022).
  3. Из беседы с госсекретарем Джеймсом Бейкером Москва 11 мая 1989 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 224–231. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
  4. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986) Москва: Автор, 1996. — 688 с.: ил. ISBN 5–85212–078–2
  5. Очерки по истории Министерства иностранных дел России: В 3 т. / Редкол.: И. С. Иванов (председатель). — Москва: ОЛМА-Пресс,2002 Т. 3. — 606 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001834658 (дата обращения: 02.02.2022).
  6. Мэтлок Дж. Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза / Пер. с англ. Т. Кудрявцевой, В. Месюченко — Москва: Рудимино, 2003. — 579 с. ISBN 5–7380–0214–8
  7. Из беседы с Бушем (один на один). Мальта. 2 декабря 1989 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 234–236. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
  8. Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. Москва: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. — 528 с.
  9. Из переговоров с Джорджем Бушем (один на один) Мальта, 3 декабря 1989 г. // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 248–249. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  10. Из переговоров с Джорджем Бушем (в расширенном составе). Мальта, 2 декабря 1989 г. // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 237. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 04.02.2022).
  11. Брутенц К. Н. Несбывшееся: Неравнодушные заметки о перестройке / К. Н. Брутенц — Москва: Международные отношения, 2005. — 652 с.: табл. ISBN 5–7133–1234–8
  12. Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России.2-е изд., испр. и доп. — Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 488 с.
  13. Из второй беседы М. С. Горбачева с Дж.Бушем. Вашингтон, Белый дом, 31 мая 1990 года // Михаил Горбачев и германский вопрос. Сб. документов. 1986–1991. — Москва: Весь Мир, 2006. С. 475. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 05.02.2022).
  14. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2.Внешняя политика — Москва: Новости, 1995. — С. 421.
  15. Baker J. The Politiks of Diplomatiky. Revolution Warand Peace. 1989–1992. — New. York, 1995. — 687 p. URL: https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/1996–03–01/politics-diplomacy-revolution-war-and-peace-1989–1992 (дата обращения: 05.02.2022).
  16. Из беседы с Джорджем Бушем 1 июня 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 264–265 URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 05.02.2022).
  17. Ильин Н. Н. Позорная сделка (Советско-американское Соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом море) // Военно-исторический журнал. — 1992, № 10. — С. 87. URL: https://docs.cntd.ru/document/901756969 (дата обращения: 10.02.2022).
  18. Из беседы с Джорджем Бушем Хельсинки, 9 сентября 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 267–268. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 11.02.2022).
  19. Резолюция Совета Безопасности ООН № 678 (1990) от 29 ноября 1990 года «Ситуация в отношениях между Ираком и Кувейтом» URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36311568 (дата обращения: 11.02.2022).
  20. Объединённый комитет начальников штабов. Электронная энциклопедия. Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/249941 (дата обращения: 11.02.2022).
  21. Личное послание Президента СССР Горбачева М. С. главам государств — участникам встречи «семерки» в Лондоне // Архив Горбачев-Фонда. — Ф. 2. Оп. 1. № карточки 8732.
  22. В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985–1991) Сост. А Черняев (рук. проекта), А. Вебер, В. Медведев. — Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 784 c. ISBN 5–9614–0354–8
  23. Горбачев М. С. Собрание сочинений. Т. 9. — Москва: Весь Мир, 2008. — 618 c. ISBN 978–5-7777–0441–2
  24. Из беседы с Джорджем Бушем Москва, 30 июля 1991 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. — Москва: Весь Мир, 2010. — С. 281–283. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/otvechaya_na_vyzov_vremeni_2010.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
  25. Правда. — 1991, 6 октября URL: https://gazeta-pravda.ru/issue/archive/year/1991/ (дата обращения: 13.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Советский Союз, США, СССР, президент США, USSR, Вашингтон, Восточная Европа, отношение, политическое мышление, Ирак.


Ключевые слова

Москва, Советский Союз, Вашингтон, германский вопрос, М. С. Горбачев, Джордж Буш — старший, госсекретарь США, министр иностранных дел СССР, торговое соглашение, Соединённые Штаты, морское соглашение, ядерное разоружение

Похожие статьи

Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века

В статье рассмотрены особенности взаимоотношений США и КНР в первой половине 60-х гг. XX века. Данный период в истории отношений двух стран является особенно важным, поскольку именно тогда были заложены принципы современного сотрудничества.

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического...

Международная обстановка в годы начала холодной войны

В данной статье рассмотрена международная обстановка в годы начала «холодной войны». На международной арене после второй мировой войны произошли глубокие изменения. Значительно выросли влияние и авторитет СССР. Это было геополитическое, военное, экон...

Шестидневная война и усилия советской дипломатии по её прекращению

В статье анализируется работа советских дипломатов во время Шестидневной войны 1967 года. Рассмотрена работа советских представителей в ООН, в том числе при разработке резолюции № 242, а также контакты СССР с правительством США для оказания давления ...

Торгово-дипломатические отношения РСФСР с зарубежными государствами в 1917–1924 годах

В статье автор рассматривает причины начала торгово-дипломатической блокады России после захвата большевиками власти, а также путь выхода из нее, проделанный советскими дипломатами. Особое внимание уделяется действиям Л. Б. Красина в переговорах с пр...

Различия в видении Российской Федерацией и Республикой Корея перспективности урегулирования межкорейского конфликта

В статье автором сделана попытка выявления различий в подходах Российской Федерации и Республики Корея к процессу урегулирования конфликта на Корейском полуострове. Сделан вывод, что Российская Федерация заинтересована исключительно в дипломатичном п...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Объединение Германии: подходы к решению проблем со стороны руководства СССР и США

В статье рассматриваются внутриполитические процессы в немецком обществе, характеризуется позиция представителей власти СССР и США в урегулировании германской проблемы, дается оценка действий М. С. Горбачева по объединению Германии.

Похожие статьи

Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века

В статье рассмотрены особенности взаимоотношений США и КНР в первой половине 60-х гг. XX века. Данный период в истории отношений двух стран является особенно важным, поскольку именно тогда были заложены принципы современного сотрудничества.

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического...

Международная обстановка в годы начала холодной войны

В данной статье рассмотрена международная обстановка в годы начала «холодной войны». На международной арене после второй мировой войны произошли глубокие изменения. Значительно выросли влияние и авторитет СССР. Это было геополитическое, военное, экон...

Шестидневная война и усилия советской дипломатии по её прекращению

В статье анализируется работа советских дипломатов во время Шестидневной войны 1967 года. Рассмотрена работа советских представителей в ООН, в том числе при разработке резолюции № 242, а также контакты СССР с правительством США для оказания давления ...

Торгово-дипломатические отношения РСФСР с зарубежными государствами в 1917–1924 годах

В статье автор рассматривает причины начала торгово-дипломатической блокады России после захвата большевиками власти, а также путь выхода из нее, проделанный советскими дипломатами. Особое внимание уделяется действиям Л. Б. Красина в переговорах с пр...

Различия в видении Российской Федерацией и Республикой Корея перспективности урегулирования межкорейского конфликта

В статье автором сделана попытка выявления различий в подходах Российской Федерации и Республики Корея к процессу урегулирования конфликта на Корейском полуострове. Сделан вывод, что Российская Федерация заинтересована исключительно в дипломатичном п...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Объединение Германии: подходы к решению проблем со стороны руководства СССР и США

В статье рассматриваются внутриполитические процессы в немецком обществе, характеризуется позиция представителей власти СССР и США в урегулировании германской проблемы, дается оценка действий М. С. Горбачева по объединению Германии.

Задать вопрос