Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 1530 раз

Библиографическое описание:

Лу, Чуньюе. Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока / Чуньюе Лу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48827/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.

Ключевые слова: китайско-российские отношения, социально-экономическое сотрудничество, Хэйлунцзян, Дальний Восток, нормализация отношений, приграничная торговля

The article examines the main trends of Sino-Russian relations in the 1989–1999ss, and the ratio of the specific of Heilongjiang and Russian Far East socio-economic cooperation.

Keywords: Sino-Russian relations, socio-economic cooperation, Heilongjiang, Russian Far East, normalization of relations, crossborder trade

Столкнувшись в 1970-х гг. с необходимостью одновременной конфронтации на западном и восточном направлениях после формирования антисоветского альянса между США и Китаем, СССР уже в начале 80-х годов попытался наладить отношения с Китаем. Кроме того, новый скачок в гонке вооружений, вызванный обострением конфронтации между двумя сверхдержавами того времени, выявил неблагоприятную для СССР тенденцию к росту социально-экономической напряженности внутри страны и, принимая во внимание все возрастающую роль Китая в стратегическом треугольнике СССР-США-КНР, улучшение отношений с восточным соседом постепенно превратилось в одну из доминант внешнеполитического курса страны.

Несмотря на то, что торгово-экономические связи между СССР и КНР стали улучшаться уже в начале 1980-х годов (объем двусторонней торговли вырос с 300 млн. долларов в 1982 г. до 1.2 млрд. долларов в 1984 г.), политические отношения оставались напряженными. О.Арин отмечает несколько причин, которые можно разделить на две группы [1, с.1]: внешнеполитические препятствия (присутствие советских войск в Монголии, военная помощь Вьетнаму и война в Афганистане) и внутриполитические проблемы: частая сменяемость советского руководства и во многом непонятная для руководителей Китая перестройка [2, с.2]. Именно с решения внешнеполитических препятствий и началась нормализация политических отношений между СССР и КНР.

В своем выступлении во Владивостоке 28 июля 1986 г. М. С. Горбачев предпринял попытку снять часть разногласий между двумя государствами. Заявив о готовности СССР вывести большую часть советских войск из Монголии и шесть полков из Афганистана к концу 1986 г., а также провести переговоры с Китаем и сократить войска на советско-китайской границе. Таким образом, инициативы Советского Союза в области решения внешнеполитических разногласий между двумя государствами, а также обоюдное стремление к прекращению конфронтации, позволявшее сосредоточить усилия на проведении внутренних реформ, привело к началу нормализации политических отношений или первому этапу в предлагаемой нами периодизации [3, с.2].

Отношения китайско-российского стратегического партнёрства были построены в конце 1980-х гг. В мае 1989 года по приглашению КНР с официальным визитом в Китай приехал президент СССР, председатель Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь КПСС М. С. Горбачёв. На встрече Дэн Сяопин предложил М. С. Горбачёву руководствоваться принципом «конец прошлого, открытие будущего», лидеры двух стран совместно объявили о нормализации китайско-советских отношений. Две стороны подписали советско-китайское коммюнике и ряд других документов, касающихся перспектив развития двусторонних отношений и сокращения сил на советско-китайской границе. Ответный визит председателя КПК Цзян Цзэминя в Москву состоялся 15–19 мая 1991 г. [4, с.2]. Центральная китайская пресса высоко оценила результаты тех двух встреч и отметила достигнутые соглашения по следующим ключевым вопросам:

1) развитие добрососедских отношений на основе пяти принципов мирного сосуществования: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование;

2) стремление к решению конфликтов мирным путем;

3) начало переговоров по сокращению вооруженных сил на границе;

4) соглашение по демаркации восточного участка границы и обоюдное стремление к проведению дальнейших переговоров по другим участкам общей границы;

5) расширение двусторонней торговли и научно-технического сотрудничества;

6) поддержка Китая Советским Союзом в проблеме Тайваня, являющегося неотделимой частью КНР;

7) совместные усилия в создании нового политического и экономического мироустройства.

Таким образом, в конце 80х — начале 90х гг. за сравнительно короткий период советско-китайские отношения вышли на принципиально новый уровень. В этой связи напрашивается вопрос о причинах изменений характера двусторонних связей. Данный вопрос является, пожалуй, одним из наиболее острых и ключевых в изучении сущности советско-китайских отношений в рассматриваемый период. А. Д. Воскресенский, например, считает, что «для КНР советско-китайские отношения были важными не столько в плане их развития как таковых, сколько в плане соотношения сил в мире и особенно в так называемом «стратегическом треугольнике» СССР-США-КНР. На значимость советско-китайских отношений на международной арене указывают и два последних пункта вышеупомянутых достижений, отмеченных в центральной прессе Китая, — содействие в Тайваньской проблеме и строительство нового мироустройства.

Стоит также заметить, что улучшение политических отношений между СССР и КНР проходило в условиях острой борьбы внутри- и внешнеполитических факторов. Начнем с внутриполитических факторов, сдерживавших двустороннее сотрудничество.

Прежде всего, это продолжавшееся взаимное недоверие двух стран. Руководство Китая испытывало настороженность к радикальным реформам, начатым в СССР во второй половине 1980-х годов. Лидеры Китая полагали, что перемены в крупнейшей социалистической державе могут вызвать внутреннюю политическую нестабильность и в самой КНР, другой крупнейшей соцдержаве. События на площади Тяньаньмынь, которые весьма символично совпали с приездом М. С. Горбачева в Китай в мае 1989 г., в определенной степени подтвердили обоснованность предположений руководства Китая.

Таким образом, идеологические различия между Китаем, формальным лидером «мирового социализма» и Россией, вставшей на путь либерально- демократических преобразований, в определенной мере препятствовали развитию двусторонних отношений. Возможность возобновления территориальных претензий со стороны восточного соседа заставило СССР с большой осторожностью подойти к развитию двусторонних отношений.

Однако существовал ряд внешнеполитических факторов, определивших позитивный характер развития двустороннего взаимодействия. Во-первых, усиливающаяся критика стран Запада в адрес Китая по вопросам нарушения прав человека, свободы вероисповедания и других атрибутов демократического общества, а также экономические санкции, предпринятые против КНР в связи с разгоном демонстрации студентов весной 1989 г., заставила китайских лидеров всерьез задуматься об опасности международной изоляции. К тому же стратегическое противостояние между Советским Союзом и США прекратилось, что, по мнению китайских аналитиков, вполне могло привести к образованию политического союза стран Запада и СССР против КНР как единственного оставшегося идеологического врага. Таким образом, коренные изменения в системе международных отношений и опасность политической изоляции подтолкнули Китай к восстановлению и укреплению дружеских связей с СССР.

Во-вторых, только в 1970-х годах на создание инфраструктуры военного противостояния вдоль советско-китайской границы СССР затратил 200 млрд. рублей. Нормализация советско-китайских отношений, в частности, в урегулировании приграничных вопросов, могла значительно снизить огромные затраты по обеспечению безопасности на советско-китайской границе, что, в свою очередь, позволило бы использовать эти средства на внутренние нужды страны.

В целом, после двух десятилетий изнурительного противостояния обе стороны осознали, что дальнейшее продолжение конфронтации напрямую угрожали национальным интересам двух государств. Актуальность добрососедских отношений была, прежде всего, обусловлена необходимостью создания благоприятной международной обстановки и обеспечения концентрации внутренних ресурсов, необходимых для экономического роста двух стран.

25 декабря 1991 г. СССР распался. На этом закончилась эпоха советско-китайских отношений, на смену которым пришли российско-китайские. Новые лидеры России заявили о своем намерении продолжать строить отношения с Китаем на основе принципов, изложенных в советско-китайских коммюнике 1989–1991 гг., а также углублять взаимовыгодные контакты по всем направлениям. Быстрое признание России правопреемницей СССР китайскими руководителями продемонстрировало готовность Китая к двустороннему сотрудничеству. Однако в действительности ситуация оказалась намного сложнее и многограннее, и ее составляющими элементами стали не только Россия и Китай, но и Запад, прежде всего, США.

Вследствие нормализации отношений между Китаем и Россией в 1988 г. приграничная торговля между СССР и Китаем пережила подлинный бум, увеличившись в объеме в 5,7 раз по сравнению с предыдущим годом и достигнув 196 млн. швейц. фр. (примерно 123 млн амер. долл.). Это равнозначно всему объему поставок Хэйлунцзяном товаров по линии приграничной торговли со времени провозглашения КНР (1957–1966, 1983–1987 гг.). С 1988 по 1990 гг. объем приграничной торговли провинции с советским Дальним Востоком оценивался в 1,5 млрд. швейц. фр., или в 27,2 % общего объема торговли провинции. Вплоть до 1990 г. по-прежнему преобладала бартерная форма торговли [5, с. 4].

После распада СССР в начале 90-х годов торгово-экономические отношения провинции с Россией и ее Дальним Востоком сохранили устойчивый рост со следующими особенностями:

1) практическое отсутствие государственного регулирования, ведущая роль прямых связей между предприятиями на региональном уровне во взаимной торговле;

2) расцвет приграничной («челночной») торговли, повышение ее доли в общем объеме китайско-российского товарооборота;

3) преобладание по-прежнему бартерных сделок как основной формы экономического сотрудничества;

4) доминирование государственных предприятий в сфере импортно-экспортных операций.

В 1991 г. торговля провинции со своим соседом впервые превысила 1 млрд. швейц. фр. В 1992 г. двусторонняя торговля вновь увеличилась — до 1,58 млрд. ам. долл. (около 2 млрд. швейц. фр.) [6, с. 4]. На 1993 г. пришелся пик приграничной торговли Хэйлунцзяна за предшествующие десять лет. Этот рост произошел за счет деятельности мелких российских фирм, устремившихся на китайский рынок за дешевой продукцией легкой и пищевой промышленности.

Таблица 1

Торговля провинции Хэйлунцзян сСССР в 1988–1991гг. [7, с. 4](млн. швейц. фр.)

Год

Товарооборот

Прирост за год (%)

Импорт

Прирост за год (%)

Экспорт

Прирост за год (%)

1988

196,14

473

83,16

373

112,98

578

1989

570,47

191

234,03

180

336,44

198

1990

719,85

26

375,88

61

343,97

2

1991

1064,17

38

538,22

43

525,95

53

Всего за 1988 1991 гг.

2550,63

1231,29

1318,34

Китай и Россия — две великие державы. Развитие отношений между Китаем и Россией характеризуются высокой динамикой. Особенно это заметно в таких областях как: политика, экономика, образование и культура. В будущем Китай и Россия будут сотрудничать на основе взаимодоверия и взаимовыгоды в области энергетики, инфраструктуры, создания совместных предприятий, защиты окружающей среды и других областях.

Литература:

  1. Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственньж отношений. — М.: ООО «Издат. центр науч. и учеб. программ», 1999. — 405 с.
  2. Арин O. A. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. — М.: Флинта, Наука, 1997. — 435 с.
  3. Хун Ян. Исследование в области международных отношений. 2-е изд. — Шанхай: Изд-во Шанхайской академии общественных наук, 1993. — 393 с.
  4. Министерство иностранных дел Китайской Народной республики. Собрание важных документов в честь 60-летнего юбилея со дня установления китайско-российских дипломатических отношений (1949--2009).- Пекин: Изд-во «Мировое знание», 2009. — 247 с.
  5. Ван Янь. История сотрудничество между Китаем и Россией. 3-е изд. — Пекин: Изд-во «Китайское знание», 2010. — 421 с.
  6. Cюй Цзинсюэ. Исследование экономики восточной части России. 2-е изд.. — Чжанчжоу: Изд-во «Мировая экономика», 1994. — 215 с.
  7. Китайско-российские отношения: 10 важнейших событий ушедшего года // Журнал»Китай». URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zegx/t1068044.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, СССР, Россия, КНР, отношение, Дальний Восток, двусторонняя торговля, приграничная торговля, Советский Союз, советско-китайская граница.


Ключевые слова

Дальний Восток, китайско-российские отношения, социально-экономическое сотрудничество, Хэйлунцзян, нормализация отношений, приграничная торговля

Похожие статьи

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Российско-японские отношения: история и современность

В статье рассматриваются проблемы российско-японских отношений, главным образом, территориальный вопрос. На основе исследования исторических документов, дается обзорный анализ фактов возникновения пограничных разногласий между Россией и Японией, а та...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Похожие статьи

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Российско-японские отношения: история и современность

В статье рассматриваются проблемы российско-японских отношений, главным образом, территориальный вопрос. На основе исследования исторических документов, дается обзорный анализ фактов возникновения пограничных разногласий между Россией и Японией, а та...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Задать вопрос