Россия — США: новая страница сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.02.2017

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Тонких, В. А. Россия — США: новая страница сотрудничества / В. А. Тонких, Н. А. Лытнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39704/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последние годы российско-американские отношения переживали самый сложный период после окончания Второй мировой войны [1]. Одна из главных причин подобного положения состоит, на наш взгляд, в переоценке Вашингтоном собственных экономических и военно-политических возможностей в связи с формированием новой системы миропорядка [2]. В этой системе Америка перестает играть роль ключевого, доминирующего актора, как это имело место на протяжении всей послевоенной истории и рубежа ХХ-XXI веков. Попытки насадить западные ценности во многих регионах мира, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, потерпели полный крах. «Во внешней политике, — отмечали американские политологи Дж. Голдгрейг и М. Макфол, — американцы постоянно разрывались между наследием твердолобого реализма и идеалистической верой в миссию Америки способствовать укреплению демократии и свободы личности…» [3].

Первый срок президентства Обамы был отмечен справедливыми тезисами относительно современной ситуации в мире. «В сентябре 2009 года на заседании ГА ООН Обама заявил: «Демократия не может быть навязанной извне любой нации. Каждое общество должно искать свою дорогу к ней. Каждая страна будет следовать к ней путем, который основан на культуре ее народа и коренится в традициях ее прошлого» [4].

На практике, правда, вышло совсем иначе. Американская «демократия», навязывая целым регионам и народам собственное видение мира, собственные ценности, привела к появлению ситуации глобального «неуправляемого хаоса», чреватого многочисленными военными конфликтами, геноцидом, гуманитарными катастрофами и т. п. «Идея содействия продвижению демократии за границу стала доминировать в мышлении неоконсерватизма еще во второй срок президентства Рейгана», – пишет американский исследователь Т. Додж [5].

Другой не менее значительной причиной стала новая роль России в современных международных отношениях, в системе нового миропорядка [6]. Наша страна перестала безоговорочно выполнять указания Белого дома, начала проводить самостоятельную, принципиальную и активную внешнюю политику с учетом национальных интересов. Примерами подобной политики Москвы стали воссоединение с Россией Крыма, последовательный курс по борьбе с международным терроризмом на Ближнем Востоке, введение антизападных санкций в качестве ответа на антироссийскую политику Запада.

В этих условиях администрации президента Б. Обамы вопреки реальным процессам взяла курс на резкое обострение российско-американского сотрудничества, ставя угрозу, якобы исходящую со стороны России, в один ряд с террористической организацией ИГИЛ и лихорадкой Эбола. В октябре 2016 года напряженность в российско-американских отношениях достигла наивысшей точки: Вашингтон объявил о приостановке всех контактов с Москвой по Сирии. В. Путин подписал Указ о выходе России из договора об уничтожении оружейного плутония.

Почему при президенте Обаме произошло усиление напряженности в российско-американском сотрудничестве? Парадокс, что ни при Рейгане, определявшим СССР как «империю зла»; ни при Дж. Буше-старшем, обещавшим не продвигать НАТО на восток, но нарушившим обещание; ни при Клинтоне, начавшим варварскую бомбардировку суверенной Югославии; ни при Буше-младшем, развязавшим войны в Афганистане и в Ираке, отношения наших стран не сводились к серии взаимных обвинений и претензий.

Вашингтон, по всей видимости, именно при Обаме после серии колоссальных внешнеполитических провалов в ряде регионов исчерпал прежние военно-политические аргументы, позволявшие ему доминировать в мире. Именно при Обаме внешняя политика США, основанная на развязывании вооруженных конфликтов и подготовке «цветных революций» в разных странах, достигла высшего уровня упадка и деградации. Произошло перенапряжение сил даже у такого могущественного государства, как Соединенные Штаты.

Военный бюджет США больше, чем тратит весь остальной мир, вместе взятый. Пентагон содержит свыше 800 военных баз в основном вдоль российских границ, в то время как Россия ликвидировала почти все свои базы за рубежом [7]. Затраты Америки на оборону в 2010 году составили около половины всех мировых расходов [8]. За эти годы военные расходы Пентагона существенно выросли. Только на 2017 год военное ведомство США планирует потратить 583 млрд. долл. на финансирование сухопутных войск численностью 460 тыс. человек [9]. Собственные ошибки необходимо свалить на кого-то другого. Пошли по проторенному пути времен холодной войны — во всем виновата Россия!

Справедливости ради отметим, что Москва и Вашингтон искали пути к улучшению взаимного сотрудничества. В 2009 году Россия и США предприняли попытку перезагрузки отношений (reset). Однако попытка оказалась неудачной в связи с отсутствием разработанной идейно-политической и организационной платформы действий с той и с другой стороны.

В последние недели пребывания в Белом доме Барак Обама сделал всё возможное, чтобы осложнить работу Трампа на посту президента США, предприняв ряд недружественных шагов в отношении России. В частности, после в январе 2017 года американские войска высадились в Польше и прибалтийских странах для защиты от мифической «российской угрозы» в дополнение к 34-тысячной армии США в Европе. Без всяких доказательств администрация Обамы обвинила Москву в хакерских атаках на американские сети, якобы обеспечивших победу республиканцев, представив Трампа чуть ли не ставленником Кремля. Подобные подходы и заявления отнюдь не способствуют нормализации российско-американских отношений и затрудняют конструктивное решение проблемы для новой американской администрации.

Победа на президентских выборах 8 ноября 2016 года Дональда Трампа [10] оказалась неожиданной для всех — для политиков, экспертов, СМИ, которые однозначно предсказывали уверенную победу Хиллари Клинтон. В победе Трампа значительную роль сыграли протестные настроения рядовых американских избирателей, уставших от засилья коррумпированных кланов, а также от непредсказуемости и агрессивности государственного курса администрации Б. Обамы.

Избрание президентом США Д. Трампа в России породило определенное позитивное ощущение возможности налаживания конструктивного сотрудничества между Москвой и Вашингтоном, исходя из ряда предвыборных выступлений кандидата в президенты и его первых шагов на посту президента. Вполне понятно, что многие заявления американских политиков, особенно предвыборных, носят часто лозунгово-популистский и не обязательный характер, зависят от конкретной политической ситуации и часто не совпадают с реальным политическим курсом Вашингтона [11].

Однако целый ряд заявлений Д. Трампа после вступления в должность вполне отчетливо приняли форму посыла России. Это, в частности, касалось возможности признания Вашингтоном Крыма в составе России, разрешения ситуации на востоке Украины, сокращения расходов Америки в рамках НАТО, более тщательное регулирование торговых отношений США с Евросоюзом, азиатскими странами. Весьма импонируют Москве и позиции ряда близких Трампу политиков, которые выступают за снятие экономических санкций против России. Подобные оценки вызвали нервную реакцию и в Брюсселе, и в Киеве. Эта позиция нового американского руководства в отношении санкций созвучна подходам ряда европейских стран — Италии, Венгрии, Греции, Словакии, Кипра. Да и в других страна Европы возможны значительные перемены. Как поведет себя будущий президент Франции, где в апреле 2017 года пройдут президентские выборы. Что будет с Германией, где выборы в Бундестаг состоятся в сентябре 2017 года, а в последнее время резко снизился рейтинг А. Меркель?

Особое значение для России и США имеют высказывания Трампа о необходимости совместной с Россией борьбы против международного терроризма в лице ИГИЛ и полного уничтожения этой организации. Эти заявления тем более актуальны, так как прежняя вашингтонская администрация и ее союзники — всего около 60 стран, в течение нескольких лет безрезультатно ведут борьбу против ИГИЛ и других радикальных террористических группировок на Ближнем и Среднем Востоке. Очевидно, ведут борьбу так, чтобы в конечном счете не одержать победы.

В своем 17-тиминутном инаугурационном обращении 20 января 2017 года новый глава Белого дома не упомянул Россию. О внешней политике он сказал совсем немного: «Мы никому не хотим насаждать свой образ жизни… Мы будем искать дружбу и хорошие отношения с другими странами, при этом понимая, что у них есть право ставить собственные интересы превыше всего». Трамп обещал «усилить старых союзников и найти новых», объединить цивилизованный мир и стереть с лица земли радикальный исламский терроризм [12].

Не стоит, однако, обольщаться. В политической истории Америки начальные шаги новой администрации не всегда совпадают с реальным политическим курсом нового главы государства. Вряд ли следует ожидать какого-то коренного и быстрого изменения американской политики. Тем более, что вновь избранный президент не имеет опыта политической деятельности и будет целиком зависеть от многочисленных консультантов, советников и помощников, от влияния СМИ, общественных настроений и т. п.

Тем не менее, прежний антироссийский, милитаристский внешнеполитический курс Вашингтона, направленный на разжигание военных конфликтов под прикрытием лозунгов демократии и борьбы за права человека, не отвечал реалиям, противоречил интересам абсолютного большинства населения планеты.

Победа Д. Трампа с его стратегическим обещанием сделать Америку великой свидетельствует о возрождении новой консервативной волны, о консервативном ренессансе в США по примеру неоконсерватизма Р. Рейгана 1980-х годов. В предвыборной программе Трампа обещания снизить налоги, сократить бюрократический аппарат, преобразовать американскую экономику по образцу рейганомики. Одним из первых указов на посту президента Трамп стал указ о выходе Соединенных Штатов из программы Транстихоокеанского партнерства, которое объединяет 12 стран с 40 % общего объема мировой экономики и 20 % мировой торговли [13].

Консерватизм в политике одерживает пока не очень значительные, но ощутимые в сравнении с недавним прошлым победы и в Европе (Франция, Англия, Австрия, Германия). Победа Трампа, на наш взгляд, усилит эти тенденции.

Новый американский президент располагает рядом политических и административных преимуществ: имеет большинство в обеих палатах Конгресса, его решительные заявления о борьбе с международным терроризмом и ограничении въезда в США представителей ряда мусульманских государств для обеспечения национальной безопасности Америки импонируют большинству рядовых американцев, отдавших свои голоса за Трампа.

Вместе с тем, есть и ряд негативных моментов: прежде всего, отсутствие политического опыта у президента и многих членов его команды, противодействие истеблишмента в различных кругах демократов и даже республиканцев в разных ветвях государственной власти. Новой администрации Белого дома досталось не простое наследство от предшественников, копившиеся годами противоречия.

Но Трамп в прошлом — не политик, а крупный и успешный бизнесмен, он не привык отступать перед сложными проблемами, среди которых внешняя политика занимает одно из главных мест. Опыт приходит со временем по мере решения назревших проблем. А их у Вашингтона достаточное количество.

Отношения между Россией и США настоятельно нуждаются в кардинальном пересмотре, требуют возобновления содержательного, конструктивного диалога по актуальным проблемам современных международных и двусторонних отношений. Перед лидерами обоих государств стоит задача не допустить возврата к новой холодной войне. На наших странах по-прежнему лежит основная ответственность за происходящее в современном мире. «Соединенные Штаты, — писала госсекретарь К. Райс,- должны признать, что Россия является великой державой и у нас всегда будут конфликтующие, так же как и совпадающие интересы» [14].

По сравнению с американо-китайскими отношениями контакты России и США в экономической и гуманитарной сферах крайне недостаточны, слабы, если учитывать масштабы экономик и численность населения обеих стран. Как итог, отсутствует объединяющие объективные условия, которые могли бы способствовать укреплению и развитию сотрудничества. Отношения между нашими государствами зависят исключительно от политического фактора, что недостаточно для выхода их на новый уровень.

Видный государственный деятель США Генри Киссинджер сделал важное заявление о роли России в мировой истории: «…В критические моменты именно Россия сохраняла и равновесие в мире, разбивая силы, которые стремились его разрушить. Она защитила мир от монголов, от Швеции в XVIII веке, от Наполеона в XIX веке и от Гитлера в XX веке. И сегодня Россия имеет важное значение в преодолении радикального ислама. Россия — это уникальное и сложное общество. Вопрос России должен решаться так, чтобы она сохраняла свое историческое достоинство» [15]. Лучше, пожалуй, не скажешь.

В интервью австрийскому журналу «Profil» министр иностранных дел России С. Лавров сказал: «В Москве внимательно следят за высказываниями Трампа. Заявленная им позиция о необходимости нормального диалога между нашими странами внушает определенную надежду. Мы готовы пройти свою часть пути для оздоровления этих отношений…» [16].

Литература:

  1. Согрин В. В. Внешняя политика США в начале XXI века. Диагноз и рецепты / В. В. Согрин // США*Канада: экономика, политика, культура. – 2016. – № 5. – С. 53–63.
  2. Левицкий А. Б. Россия — США: время трудных решений / А. Б. Левицкий, В. А. Тонких // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы научной конференции ВГАУ, 14–17 марта 2016 г. — Воронеж: ВГАУ, 2016. – С. 53–63.
  3. Цит. по: Голдгрейг Дж. Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»: пер. с англ. / Дж. Голдгрейг, М. Макфол. – М.: Международные отношения, 2009. – С. 17.
  4. Цит. по: Самуйлов С. М. Россия и администрации Б. Обамы: Центры формирования и концептуальные основы внешней политики США в отношении России / С. М. Самуйлов // Свободная мысль. – 2010. – № 11. – С.78.
  5. Dodge T. The ideological roots of failure: the application of kinetic neo-liberalism to Iraq / T. Dodge // International Affairs. – Vol. 86. – N6. – November 2010. – P. 1274.
  6. Тонких В. А. Россия в глобальном мире / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова. – Воронеж: Научная книга, 2016.
  7. Фалин В. Если молча поднять лапки, Вашингтон низведет Россию до индейской резервации / В. Фалин // Комсомольская правда. – 2015. – 14 января.
  8. Dunne T. America after Iraq / T. Dunne and K. Mulaj // International Affairs. – Vol. 86. – № 6. — November 2010. – P. 1289.
  9. Вяткин Я. О новой военной политике Трампа / Я. Вяткин // Аргументы недели. – 2016. – № 46.
  10. В переводе с английского Trump означает — «козырь» или «славный малый». У нового президента США — говорящая фамилия.
  11. Попов А. А. Кандидаты в президенты США накануне выборов / А. А. Попов // США*Канада: экономика, политика, культура. – 2016. – № 10. – С. 3–25.
  12. Цит. по: Панов А. Весь Трамп — народу / А. Панов // Новая газета. – 2017. – № 8.
  13. Панов А. У Трампа свой глобус / А. Панов // Новая газета. – 2017. – № 8.
  14. Rice C. Promoting the National Interests / C. Rice // Foreign Affairs. – Vol. 79. – January-February 2000. – P. 57.
  15. Киссинджер Г. Чтобы понять Россию, надо читать Достоевского, а не Mein Kampf / Г. Киссинджер // Комсомольская правда. – 2016. – 15 ноября.
  16. Лавров С. Мы готовы к диалогу с США / С. Лавров // Комсомольская правда. – 2017. – 7 февраля.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Вашингтон, Москва, США, отношение, внешняя политика, международный терроризм, Трамп, реальный политический курс, российско-американское сотрудничество.


Задать вопрос