В зарубежных исследованиях часто говорят об «идентификации» личности с профессией, которую следует понимать как процесс адаптации личности к требованиям профессиональной деятельности. На высших уровнях такой идентификации приобретенные человеком особенности его личности начинают проявляться и в других жизненных сферах, определяя отношение человека к действительности. Данные процессы способствуют формированию профессионализма и профессиональной зрелости. Однако многолетнее выполнение профессиональной деятельности не всегда сопровождается ее совершенствованием. В связи с этим Э. Ф. Зеер говорит о профессиональных деструкциях, понимая под ними, постепенно накапливающиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности [1]. Они порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека, приводят в целом к так называемой профессиональной деформации личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и особенности личности резко заостряются, огрубляются и переносятся вовне, осложняя взаимодействие человека с другими людьми, часто делая поведение человека неадекватным обстановке. Нужно также отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность [1].
В самом общем понимании, под профессиональной деформацией следует понимать приобретение человеком в результате работы в данной профессии некоторых специфических особенностей взгляда на мир и поведения (стереотипа, привычек), которые могут проявляться не только в профессиональной деятельности, но и вне ее [2].
Отмечается, что представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий «человек-техника», «человек-природа». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъекта данного труда. Осуществляя эмпатию, сопереживание другому человеку, субъект как бы усваивают особенности личности партнера по деловому общению. У работников под влиянием профессии возникает односторонняя профессиональная перцепция, восприятие других людей, прежде всего, с профессиональной точки зрения (как ученика, как пациента, как осужденного и др.) и только затем как личности, как человека [2].
Самым изучаемым явлением в психологии труда и профессиональных деформаций являются вопросы, связанные с эмоциональным выгоранием, которое является предикатом профессиональных деструкций. Наш исследовательский интерес направлен на сравнение проявлений эмоционального выгорания, его силы у представителей различных профессий в сфере «человек-человек». Считаем, что данная тема именно с такого ракурса является проблемной, актуальной и мало исследованной на сегодняшний день [3].
Изучение проблемы эмоционального выгорания проводилось в 2020 г. на базе различных учреждений г. Самары: это и школы, и организации социальной направленности, а также юридические организации, оказывающие помощь населению. Выборка испытуемых была сформирована таким образом, чтобы было возможным экстраполировать результаты исследования если не на всю генеральную совокупность, то, по крайней мере, на самую распространенную ее часть. Выборка, общим объемом 30 человек, была извлечена из генеральной совокупности методом стратометрии с рандомизацией, где стратой явилась выборка учителей. Выборки испытуемых несвязные, основаниями для их однородности послужила переменная «пол» — все испытуемые женщины. Хотя подобная гомогенность может являться побочной переменной и оказывать влияние на результаты исследования, но такова специфика данной профессиональной деятельности.
Наше исследование представляет собой традиционный для современной психологии сравнительный анализ особенностей эмоционального выгорания у представителей профессий системы «Человек-Человек». Для получения более или менее полной картины мы выбрали четыре профессиональные группы, из ранее проведенных исследований, в наибольшей степени подверженные этому синдрому: педагоги, медицинские работники, юристы, социальные работники.
Объект: эмоциональное выгорание сотрудников сферы «человек-человек».
Предмет: сравнительный анализ уровня и особенностей проявления эмоционального выгорания сотрудников социальной сфер.
Гипотеза: эмоциональное выгорание весьма схоже в своей выраженности и правлении с сотрудниками социальных сфер.
Методика: тест оценки синдрома эмоционального выгорания О. В. Бойко.
Сравнение особенностей и стадий эмоционального выгорания осуществлялось попарно с использованием критерия достоверности различий Манна-Уитни. Рассмотрим отдельно каждую пару профессий.
Таблица 1
Достоверность различий между группами педагогов (1) и медиков (2)
Rank Sum1 |
Rank Sum2 |
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level |
Valid N |
Valid N |
|
напряжение |
725,5000 |
1290,500 |
260,5000 |
-3,22720 |
0,001250 |
-3,22863 |
0,001244 |
30 |
33 |
резистенция |
710,0000 |
1306,000 |
245,0000 |
-3,44051 |
0,000581 |
-3,44146 |
0,000579 |
30 |
33 |
истощение |
697,5000 |
1318,500 |
232,5000 |
-3,61254 |
0,000303 |
-3,61501 |
0,000300 |
30 |
33 |
выгорание |
690,0000 |
1326,000 |
225,0000 |
-3,71575 |
0,000203 |
-3,71602 |
0,000202 |
30 |
33 |
Таблица позволяет заметить, что расчеты подтверждают достоверность различий по всем показателям синдрома эмоционального выгорания: фазы напряжения, резистенции, истощения ярче выражены у медицинских работников. Большинство исследователей объясняют выгорание медиков тем, что представители этой профессии обязаны незамедлительно приходить на помощь людям в любых экстремальных ситуациях даже в нерабочее время (в общественном транспорте, на улице, в быту). В этих ситуациях только они обязаны демонстрировать свои профессиональные умения — оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим. Это входит в понятие их профессиональных обязанностей и норм профессиональной этики. Подобное требование к их личностным особенностям отражено и в социальных экспектациях, ожиданиях граждан, и в тексте их клятвы Гиппократа. Именно поэтому в общественном сознании популярно такое требование к профессиональным качествам этих людей, как высочайшая готовность к незамедлительной и умелой безотказной помощи людям. Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии. Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжелым грузом ложится на их плечи. Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал. В-третьих, это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные возможности организма. В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы [2].
Теперь рассмотрим группу педагогов в сравнении с юристами.
Таблица 2
Достоверность различий между группами педагогов (1) и юристов (3)
Rank Sum1 |
Rank Sum3 |
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level |
Valid N |
Valid N |
|
напряжение |
991,0000 |
1494,000 |
526,0000 |
-0,87822 |
0,379826 |
-0,87885 |
0,379484 |
30 |
40 |
резистенция |
764,0000 |
1721,000 |
299,0000 |
-3,57221 |
0,000354 |
-3,57334 |
0,000353 |
30 |
40 |
истощение |
817,5000 |
1667,500 |
352,5000 |
-2,93728 |
0,003311 |
-2,93932 |
0,003290 |
30 |
40 |
выгорание |
822,5000 |
1662,500 |
357,5000 |
-2,87795 |
0,004003 |
-2,87820 |
0,004000 |
30 |
40 |
Различия между полученными в двух группах результатами также значительны. Мы видим, что лишь фаза напряжения выражена сходным образом, остальные же показатели значительно расходятся.
Сравнение педагогов с социальными работниками дает следующую картину.
Таблица 3
Достоверность различий между группами педагогов (1) и социальных работников (4)
Rank Sum1 |
Rank Sum4 |
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level |
Valid N |
Valid N |
|
напряжение |
1193,500 |
636,500 |
171,5000 |
4,11746 |
0,000038 |
4,12521 |
0,000037 |
30 |
30 |
резистенция |
843,000 |
987,000 |
378,0000 |
-1,06448 |
0,287113 |
-1,06557 |
0,286617 |
30 |
30 |
истощение |
770,000 |
1060,000 |
305,0000 |
-2,14374 |
0,032054 |
-2,14601 |
0,031873 |
30 |
30 |
выгорание |
880,500 |
949,500 |
415,5000 |
-0,51006 |
0,610008 |
-0,51025 |
0,609874 |
30 |
30 |
Как видно из таблицы, различия незначительны: фаза напряжения достоверно выше у социальных работников. Анализ профессий позволяет предположить, что такое различие обусловлено тем, что социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям. Среди многих стрессогенными факторами в профессиональной социальной работе являются постоянная повышенная эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в положительном конечном результате своих действий, повышенная ответственность не только за свои, но и за действия других. И, наконец, чувство отчаяния от невозможности решить не решаемую проблему своего подопечного, вызванную противоречивым двойственным положением социального работника как «профессионала» и «служащего», его «идеализмом» и реальной действительностью. К этим объективным факторам следует добавить еще и ряд субъективных. Как отмечают многие специалисты, к социальной работе тяготеют именно «идеалисты», у которых обостренное чувство ответственности за себя и за других, сопереживания, нонконформизма. Понятие о себе таких людей представлено образом благосклонного, терпеливого, восприимчивого, благодетельного человека. Для таких людей риск подвергнуться стрессу при работе с людьми становится почти неизбежным.
Для того, чтобы анализ выгорания был полным, мы сравнили между собой и те группы, которые не являются непосредственным объектом нашего интереса, но важны для наших дальнейших рассуждений.
Таблица 4
Достоверность различий между группами медиков (2) и юристов (3)
Rank Sum2 |
Rank Sum3 |
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level |
Valid N |
Valid N |
|
напряжение |
1458,000 |
1243,000 |
423,0000 |
2,626855 |
0,008618 |
2,628112 |
0,008586 |
33 |
40 |
резистенция |
1276,500 |
1424,500 |
604,5000 |
0,615150 |
0,538456 |
0,615330 |
0,538337 |
33 |
40 |
истощение |
1357,500 |
1343,500 |
523,5000 |
1,512936 |
0,130297 |
1,513823 |
0,130072 |
33 |
40 |
выгорание |
1376,500 |
1324,500 |
504,5000 |
1,723527 |
0,084794 |
1,723700 |
0,084763 |
33 |
40 |
В данном случае мы наблюдем незначительные различия.
Таблица 5
Достоверность различий между группами медиков(2) и социальных работников (4)
Rank Sum2 |
Rank Sum4 |
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level |
Valid N |
Valid N |
|
напряжение |
1493,500 |
522,5000 |
57,5000 |
6,020896 |
0,000000 |
6,026105 |
0,000000 |
33 |
30 |
резистенция |
1305,000 |
711,0000 |
246,0000 |
3,426750 |
0,000611 |
3,429797 |
0,000604 |
33 |
30 |
истощение |
1228,000 |
788,0000 |
323,0000 |
2,367072 |
0,017930 |
2,369861 |
0,017795 |
33 |
30 |
выгорание |
1438,000 |
578,0000 |
113,0000 |
5,257102 |
0,000000 |
5,257859 |
0,000000 |
33 |
30 |
Сравнение социальных и медицинских работников показывает принципиальное различие в проявлениях синдрома эмоционального выгорания в этих двух группах. Здесь нам снова надо обратиться к анализу медицинской профессии, чтобы объяснить отмеченные закономерности. По данным В. В. Лукьянова и К. П. Малышевой, например, врачи-хирурги работают при высоком внешнем и внутреннем контроле, что приводит к хроническому психическому напряжению. В этих условиях использование защитных механизмов «отрицание» и «вытеснение» позволяет им, как полагают авторы, «отрешиться» от психотравмирующих обстоятельств их деятельности. Трудно представить типичные и массовые жизненные ситуации, в которых бы от представителей любых других профессий требовалось экстренно и квалифицированно проявлять свои профессиональные знания, умения применительно к быту широких слоев населения.
Таблица 6
Достоверность различий между группами юристов (3) и социальных работников (4)
Rank Sum3 |
Rank Sum4 |
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level |
Valid N |
Valid N |
|
напряжение |
1816,500 |
668,5000 |
203,5000 |
4,705589 |
0,000003 |
4,711487 |
0,000002 |
40 |
30 |
резистенция |
1721,500 |
763,5000 |
298,5000 |
3,578147 |
0,000346 |
3,580967 |
0,000342 |
40 |
30 |
истощение |
1509,500 |
975,5000 |
510,5000 |
1,062170 |
0,288159 |
1,063286 |
0,287653 |
40 |
30 |
выгорание |
1743,000 |
742,0000 |
277,0000 |
3,833305 |
0,000126 |
3,834110 |
0,000126 |
40 |
30 |
Интересно отметить, что по сравнению с социальными работниками юристы «выгорают» сильнее. В. С. Олейников, отмечая специфические особенности милицейского труда, называет следующий признак: сотруднику милиции приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступающих закон» [3]. И здесь недопустима одна крайность в отношении к ним: это излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. При таком подходе к делу легко вообразить, что подавляющее большинство населения — это потенциальные правонарушители. Наблюдается перенос негативного отношения к преступникам на отношение ко многим другим правопослушным гражданам. Чувство неприязни, вражды, подозрительность может перерасти в агрессивность, жестокость или жесткость как свойство личности [2].
Таким образом, наше исследование позволило нам прийти к следующему заключению: синдром эмоционального выгорания как феномен представляет собой сложное и неоднозначное явление, — различные группы профессий, подверженные выгоранию, имеют как сходства, так и различия в его проявлениях, что как минимум, затрудняет использование синдрома эмоционального выгорания в качестве критерия профессиональной деформации. На данном этапе исследования мы обнаружили, что наиболее близкой к педагогам по показателям эмоционального выгорания является группа социальных работников. Гипотеза подтверждена.
Литература:
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Деловая книга, 2009.
- Макарова, И. К. Сценарии персонального будущего в карьере и жизни. — М.: Издательский проект, 2013.
- Олейников, В.А., Зотов, Н.С., Пришвин, А. М. Основы оптимального и экстремального управления-М. Издательский проект, 2010.