Сравнительный анализ эмоционального выгорания и его проявлений в профессиях сферы «человек — человек» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Исханов, Р. Ф. Сравнительный анализ эмоционального выгорания и его проявлений в профессиях сферы «человек — человек» / Р. Ф. Исханов, Н. И. Гусамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 422-426. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76461/ (дата обращения: 16.12.2024).



В зарубежных исследованиях часто говорят об «идентификации» личности с профессией, которую следует понимать как процесс адаптации личности к требованиям профессиональной деятельности. На высших уровнях такой идентификации приобретенные человеком особенности его личности начинают проявляться и в других жизненных сферах, определяя отношение человека к действительности. Данные процессы способствуют формированию профессионализма и профессиональной зрелости. Однако многолетнее выполнение профессиональной деятельности не всегда сопровождается ее совершенствованием. В связи с этим Э. Ф. Зеер говорит о профессиональных деструкциях, понимая под ними, постепенно накапливающиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности [1]. Они порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека, приводят в целом к так называемой профессиональной деформации личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и особенности личности резко заостряются, огрубляются и переносятся вовне, осложняя взаимодействие человека с другими людьми, часто делая поведение человека неадекватным обстановке. Нужно также отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность [1].

В самом общем понимании, под профессиональной деформацией следует понимать приобретение человеком в результате работы в данной профессии некоторых специфических особенностей взгляда на мир и поведения (стереотипа, привычек), которые могут проявляться не только в профессиональной деятельности, но и вне ее [2].

Отмечается, что представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий «человек-техника», «человек-природа». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъекта данного труда. Осуществляя эмпатию, сопереживание другому человеку, субъект как бы усваивают особенности личности партнера по деловому общению. У работников под влиянием профессии возникает односторонняя профессиональная перцепция, восприятие других людей, прежде всего, с профессиональной точки зрения (как ученика, как пациента, как осужденного и др.) и только затем как личности, как человека [2].

Самым изучаемым явлением в психологии труда и профессиональных деформаций являются вопросы, связанные с эмоциональным выгоранием, которое является предикатом профессиональных деструкций. Наш исследовательский интерес направлен на сравнение проявлений эмоционального выгорания, его силы у представителей различных профессий в сфере «человек-человек». Считаем, что данная тема именно с такого ракурса является проблемной, актуальной и мало исследованной на сегодняшний день [3].

Изучение проблемы эмоционального выгорания проводилось в 2020 г. на базе различных учреждений г. Самары: это и школы, и организации социальной направленности, а также юридические организации, оказывающие помощь населению. Выборка испытуемых была сформирована таким образом, чтобы было возможным экстраполировать результаты исследования если не на всю генеральную совокупность, то, по крайней мере, на самую распространенную ее часть. Выборка, общим объемом 30 человек, была извлечена из генеральной совокупности методом стратометрии с рандомизацией, где стратой явилась выборка учителей. Выборки испытуемых несвязные, основаниями для их однородности послужила переменная «пол» — все испытуемые женщины. Хотя подобная гомогенность может являться побочной переменной и оказывать влияние на результаты исследования, но такова специфика данной профессиональной деятельности.

Наше исследование представляет собой традиционный для современной психологии сравнительный анализ особенностей эмоционального выгорания у представителей профессий системы «Человек-Человек». Для получения более или менее полной картины мы выбрали четыре профессиональные группы, из ранее проведенных исследований, в наибольшей степени подверженные этому синдрому: педагоги, медицинские работники, юристы, социальные работники.

Объект: эмоциональное выгорание сотрудников сферы «человек-человек».

Предмет: сравнительный анализ уровня и особенностей проявления эмоционального выгорания сотрудников социальной сфер.

Гипотеза: эмоциональное выгорание весьма схоже в своей выраженности и правлении с сотрудниками социальных сфер.

Методика: тест оценки синдрома эмоционального выгорания О. В. Бойко.

Сравнение особенностей и стадий эмоционального выгорания осуществлялось попарно с использованием критерия достоверности различий Манна-Уитни. Рассмотрим отдельно каждую пару профессий.

Таблица 1

Достоверность различий между группами педагогов (1) и медиков (2)

Rank Sum1

Rank Sum2

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

напряжение

725,5000

1290,500

260,5000

-3,22720

0,001250

-3,22863

0,001244

30

33

резистенция

710,0000

1306,000

245,0000

-3,44051

0,000581

-3,44146

0,000579

30

33

истощение

697,5000

1318,500

232,5000

-3,61254

0,000303

-3,61501

0,000300

30

33

выгорание

690,0000

1326,000

225,0000

-3,71575

0,000203

-3,71602

0,000202

30

33

Таблица позволяет заметить, что расчеты подтверждают достоверность различий по всем показателям синдрома эмоционального выгорания: фазы напряжения, резистенции, истощения ярче выражены у медицинских работников. Большинство исследователей объясняют выгорание медиков тем, что представители этой профессии обязаны незамедлительно приходить на помощь людям в любых экстремальных ситуациях даже в нерабочее время (в общественном транспорте, на улице, в быту). В этих ситуациях только они обязаны демонстрировать свои профессиональные умения — оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим. Это входит в понятие их профессиональных обязанностей и норм профессиональной этики. Подобное требование к их личностным особенностям отражено и в социальных экспектациях, ожиданиях граждан, и в тексте их клятвы Гиппократа. Именно поэтому в общественном сознании популярно такое требование к профессиональным качествам этих людей, как высочайшая готовность к незамедлительной и умелой безотказной помощи людям. Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии. Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжелым грузом ложится на их плечи. Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал. В-третьих, это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные возможности организма. В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы [2].

Теперь рассмотрим группу педагогов в сравнении с юристами.

Таблица 2

Достоверность различий между группами педагогов (1) и юристов (3)

Rank Sum1

Rank Sum3

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

напряжение

991,0000

1494,000

526,0000

-0,87822

0,379826

-0,87885

0,379484

30

40

резистенция

764,0000

1721,000

299,0000

-3,57221

0,000354

-3,57334

0,000353

30

40

истощение

817,5000

1667,500

352,5000

-2,93728

0,003311

-2,93932

0,003290

30

40

выгорание

822,5000

1662,500

357,5000

-2,87795

0,004003

-2,87820

0,004000

30

40

Различия между полученными в двух группах результатами также значительны. Мы видим, что лишь фаза напряжения выражена сходным образом, остальные же показатели значительно расходятся.

Сравнение педагогов с социальными работниками дает следующую картину.

Таблица 3

Достоверность различий между группами педагогов (1) и социальных работников (4)

Rank Sum1

Rank Sum4

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

напряжение

1193,500

636,500

171,5000

4,11746

0,000038

4,12521

0,000037

30

30

резистенция

843,000

987,000

378,0000

-1,06448

0,287113

-1,06557

0,286617

30

30

истощение

770,000

1060,000

305,0000

-2,14374

0,032054

-2,14601

0,031873

30

30

выгорание

880,500

949,500

415,5000

-0,51006

0,610008

-0,51025

0,609874

30

30

Как видно из таблицы, различия незначительны: фаза напряжения достоверно выше у социальных работников. Анализ профессий позволяет предположить, что такое различие обусловлено тем, что социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям. Среди многих стрессогенными факторами в профессиональной социальной работе являются постоянная повышенная эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в положительном конечном результате своих действий, повышенная ответственность не только за свои, но и за действия других. И, наконец, чувство отчаяния от невозможности решить не решаемую проблему своего подопечного, вызванную противоречивым двойственным положением социального работника как «профессионала» и «служащего», его «идеализмом» и реальной действительностью. К этим объективным факторам следует добавить еще и ряд субъективных. Как отмечают многие специалисты, к социальной работе тяготеют именно «идеалисты», у которых обостренное чувство ответственности за себя и за других, сопереживания, нонконформизма. Понятие о себе таких людей представлено образом благосклонного, терпеливого, восприимчивого, благодетельного человека. Для таких людей риск подвергнуться стрессу при работе с людьми становится почти неизбежным.

Для того, чтобы анализ выгорания был полным, мы сравнили между собой и те группы, которые не являются непосредственным объектом нашего интереса, но важны для наших дальнейших рассуждений.

Таблица 4

Достоверность различий между группами медиков (2) и юристов (3)

Rank Sum2

Rank Sum3

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

напряжение

1458,000

1243,000

423,0000

2,626855

0,008618

2,628112

0,008586

33

40

резистенция

1276,500

1424,500

604,5000

0,615150

0,538456

0,615330

0,538337

33

40

истощение

1357,500

1343,500

523,5000

1,512936

0,130297

1,513823

0,130072

33

40

выгорание

1376,500

1324,500

504,5000

1,723527

0,084794

1,723700

0,084763

33

40

В данном случае мы наблюдем незначительные различия.

Таблица 5

Достоверность различий между группами медиков(2) и социальных работников (4)

Rank Sum2

Rank Sum4

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

напряжение

1493,500

522,5000

57,5000

6,020896

0,000000

6,026105

0,000000

33

30

резистенция

1305,000

711,0000

246,0000

3,426750

0,000611

3,429797

0,000604

33

30

истощение

1228,000

788,0000

323,0000

2,367072

0,017930

2,369861

0,017795

33

30

выгорание

1438,000

578,0000

113,0000

5,257102

0,000000

5,257859

0,000000

33

30

Сравнение социальных и медицинских работников показывает принципиальное различие в проявлениях синдрома эмоционального выгорания в этих двух группах. Здесь нам снова надо обратиться к анализу медицинской профессии, чтобы объяснить отмеченные закономерности. По данным В. В. Лукьянова и К. П. Малышевой, например, врачи-хирурги работают при высоком внешнем и внутреннем контроле, что приводит к хроническому психическому напряжению. В этих условиях использование защитных механизмов «отрицание» и «вытеснение» позволяет им, как полагают авторы, «отрешиться» от психотравмирующих обстоятельств их деятельности. Трудно представить типичные и массовые жизненные ситуации, в которых бы от представителей любых других профессий требовалось экстренно и квалифицированно проявлять свои профессиональные знания, умения применительно к быту широких слоев населения.

Таблица 6

Достоверность различий между группами юристов (3) и социальных работников (4)

Rank Sum3

Rank Sum4

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

напряжение

1816,500

668,5000

203,5000

4,705589

0,000003

4,711487

0,000002

40

30

резистенция

1721,500

763,5000

298,5000

3,578147

0,000346

3,580967

0,000342

40

30

истощение

1509,500

975,5000

510,5000

1,062170

0,288159

1,063286

0,287653

40

30

выгорание

1743,000

742,0000

277,0000

3,833305

0,000126

3,834110

0,000126

40

30

Интересно отметить, что по сравнению с социальными работниками юристы «выгорают» сильнее. В. С. Олейников, отмечая специфические особенности милицейского труда, называет следующий признак: сотруднику милиции приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступающих закон» [3]. И здесь недопустима одна крайность в отношении к ним: это излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. При таком подходе к делу легко вообразить, что подавляющее большинство населения — это потенциальные правонарушители. Наблюдается перенос негативного отношения к преступникам на отношение ко многим другим правопослушным гражданам. Чувство неприязни, вражды, подозрительность может перерасти в агрессивность, жестокость или жесткость как свойство личности [2].

Таким образом, наше исследование позволило нам прийти к следующему заключению: синдром эмоционального выгорания как феномен представляет собой сложное и неоднозначное явление, — различные группы профессий, подверженные выгоранию, имеют как сходства, так и различия в его проявлениях, что как минимум, затрудняет использование синдрома эмоционального выгорания в качестве критерия профессиональной деформации. На данном этапе исследования мы обнаружили, что наиболее близкой к педагогам по показателям эмоционального выгорания является группа социальных работников. Гипотеза подтверждена.

Литература:

  1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Деловая книга, 2009.
  2. Макарова, И. К. Сценарии персонального будущего в карьере и жизни. — М.: Издательский проект, 2013.
  3. Олейников, В.А., Зотов, Н.С., Пришвин, А. М. Основы оптимального и экстремального управления-М. Издательский проект, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, достоверность различий, группа педагогов, профессиональная деятельность, работник, профессиональная деформация, таблица, фаза напряжения, генеральная совокупность, медицинский персонал.


Похожие статьи

Сравнительный анализ представлений о семье в семьях с разным стажем супружеской жизни

Взаимосвязь профессионального выгорания с показателем ролевого конфликта у педагогов начальных классов

Проблема исследования понятия «гражданин» в различных методологических традициях

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе

Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал»

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса как инструмент оптимизации имущественного состояния организации (на примере ООО «Урожайное»)

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Похожие статьи

Сравнительный анализ представлений о семье в семьях с разным стажем супружеской жизни

Взаимосвязь профессионального выгорания с показателем ролевого конфликта у педагогов начальных классов

Проблема исследования понятия «гражданин» в различных методологических традициях

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе

Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал»

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса как инструмент оптимизации имущественного состояния организации (на примере ООО «Урожайное»)

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Задать вопрос