Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 24.02.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Сандимиров, С. А. Проблемы выбора очного и онлайн-обучения на примере специальности «парикмахер-универсал» / С. А. Сандимиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100306/ (дата обращения: 16.12.2024).



В нашем современном мире, в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией и другими внешними и внутренними микро- и макроэкономическими факторами, многие компании все чаще стали перепрофилироваться на полностью удаленный или частично удаленный формат работы своих сотрудников. Такая ситуация не могла не повлиять как на подготовку кадров компаниями, так и на процесс обучения уже имеющегося персонала. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятий [1]

Такая ситуация относится ко вновь обучающимся людям и людям, занимающимся повышением своей квалификации. В настоящее время необходимо постоянно заниматься образованием и повышением своей квалификации. Обучение детей и взрослых стремительно переходит в формат онлайн обучения. К сожалению, данная мера была вынужденной, но по прошествии некоторого времени, она приобрела для многих приемлемую форму. Сфера высшего профессионального образования, в отличие от среднего специального, претерпела в меньшей мере изменения при переходе на дистанционное онлайн-образование,

Обучение нового персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом их целей. Основная цель обучения и повышения квалификации состоит в подготовке сотрудников к текущим и будущим должностям и определенным обязанностям в компании.

Актуальной проблемой в настоящее время является разработка и использование на практике соответствующих новым социально-экономическим отношениям форм организации и методов регулирования обучения различных кадров по различным специальностям. Изменяются взаимоотношения с образовательными учреждениями, увеличиваются возможности влияния на содержание обучения в соответствии с нуждами компаний. Расширяется поле деятельности для взаимовыгодных отношений работодателей со службой занятости населения, различными компаниями по подготовки профессиональных кадров, а также с предприятиями.

В настоящее время необходимо уделять внимание профессиональному развитию рабочих кадров, в основу которого должна быть положена концепция компании и самих вновь обучающихся, объединяющая знания и квалификацию работников в плоскости рассмотрения этой совокупности, как принадлежащий им и приносящий доход, а затраты средств на приобретение знаний и навыков как инвестиции в него.

Необходимо отметить то, что получение хорошей рабочей специальности обеспечивает относительную стабильную финансовую ситуацию, вне зависимости от влияния постоянных колебаний на рынке труда.

В сущности, процесс обучения и повышения квалификации для отдельно взятого человека и какой-либо компании состоит из этапов: оценка потребностей, составление плана обучения, определение формы обучения, осуществление обучения. Это, в целом, классический подход в современном обучении. Эти этапы остаются неизменными на протяжении всего времени. Меняются формы и методы в зависимости от внешних и внутренних факторов, а также от конкретных специальностей.

Рассматривая различные способы и методы обучения на протяжении нескольких десятков лет, можно заметить некоторые кардинальные различия в методологических подходах в обучении людей по рабочим специальностям. Рассматривая отрезок времени около 30 лет, можно выявить тенденцию в обучении рабочим специальностям в формате наставничества как наиболее эффективную.

Наставничество является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов.

Однако оно еще играет интересную роль в том смысле, что его можно считать и «куполообразным процессом», который может выстраиваться над другими формами обучения, дополнять или поддерживать их. В рабочих специальностях такой метод обучения являлся довольно приемлемым и в некоторых областях незаменимым. Многие компании в наше время успешно используют данный метод как наиболее результативный и менее ресурсозатратный. Однако, в связи с развитием цифровых технологий и появившимся новыми подходами в обучении, некоторые методы обучения по некоторым рабочим специальностям требуют пересмотра и развития. При обучении по некоторым рабочим специальностям необходимо применять комбинированные методы обучения. Например, на первоначальном этапе — онлайн формат, далее метод наставничества.

Если рассматривать проблемы с выбором обучения для освоения новых специальностей или повышения квалификации, то любой человек может столкнуться с выбором не только свой новой профессии и специальности, но и с выбором формы обучения. В настоящее время видна динамика спроса на онлайн-обучение [2]. Рассматривая проблемы выбора формы обучения надо четко понимать, какая форма обучения будет наиболее подходящая для конкретной специальности.

Одними из рабочих стабильных специальностей, обеспечивающих стабильную финансовую ситуацию, являются специальности в бьюти-индустрии. К ним можно отнести парикмахерское дело, ногтевой сервис, нанесение татуировок, татуаж бровей и губ, профилактический массаж и др. [3]. Данное направление рабочих творческих специальностей в настоящее время активно развивается. Конечно, в этой области просматриваются как подъемы, так и спады активности. Анализируя рынки труда в бьюти-индустрии в различных регионах страны, можно отметить неравномерность потребности в данных услугах. При этом спрос и развитие данной индустрии не в полной мере зависит от благосостояния региона. Но, в целом, можно говорить о постепенном росте востребованности в данных специальностях.

Рассматривая несколько основных бьюти-специальностей, можно выделить одну наиболее приемлемую и перспективную. Это специальность «Парикмахер универсал».

Парикмахерское дело необходимо разделять на собственно парикмахерское дело и колористику. Так же парикмахерское дело имеет много направлений: мужской мастер, женский мастер, детский мастер, косоплетение, стилист и др. [4].

Это разделение необходимо четко понимать при выборе метода обучения по данной специальности. В настоящее время во множестве парикмахерский салонах сложилась такая ситуация, что парикмахер универсал оказывает услуги и по стрижкам, и по окрашиванию волос. Такая ситуация очень удобна клиентам. Экономится время на поездки в салон, человек привыкает к своему мастеру. На первоначальном этапе обучения необходимы знания в каждом из данных направлениях. Однако необходимо не забывать о салонах со очень сложными креативными стрижками и о салонах со сложным окрашиванием. Для таких целей существуют дополнительные программы обучения.

Таким образом, вновь обучающимся желательно определиться в основном своем направлении по обучению. В зависимости от выбранного направления необходимо учитывать и характер обучения.

Методы обучения парикмахеров многие годы кардинально не менялись. В основном, были выпушены учебники и методические материалы для обучающихся. После прохождения теоретического курса обучающегося прикрепляли к мастеру. Далее был относительно долгий пассивный процесс обучения. Это было связано с неимением у ученика практических навыков в стрижках, укладках, завивках и т. д. Такая ситуация растягивала обучение на долгие месяцы, а иногда и годы. Ученику редко доверяли выполнять всю стрижку полностью. Конечно, ученика прикрепляли, в основном, к мастерам в эконом-салонах, к бюджетным парикмахерским. Такая ситуация имела достаточно большое влияние на дальнейшую работу ученика. Практика показала, что, вырабатывая навыки, на то это и навыки, необходимо постоянно поднимать их качество, стремиться к совершенствованию.

К сожалению, не все салоны дают возможность ученикам овладеть хорошими навыками в обучении.

К этим навыкам относятся:

— физиологические. «Постановка» руки, обучение обращению с различными видами расчесок, безопасное обращение с ножницами, фенами, бритвами и триммерами, а также с другим различным профессиональным инструментом. При неправильном обращении с инструментом возможны травмы учащегося и клиента, заведомо недостижимый результат в прическе. Формирование и соблюдение всех физиологических навыков обеспечивают хороший результат, повторяемость процессов стрижек и их безопасное выполнение.

— психологические. Личное общение с клиентами и персоналом. Человек, попадая в новую обстановку, должен адаптироваться в новом коллективе, принять его устои от бытовых, до рабочих корпоративных аспектов. Очень важна отработка живого общения с клиентами различных психотипов и с разным настроением. Очень важна выработка таких навыков как убеждение клиента, умение слушать потребности клиента, бесконфликтность. Конечно, одним из приобретаемых навыков является не бояться клиента, что наблюдается у молодых учеников.

— организационные. Организация своего рабочего времени, распорядка дня, распорядка отдыха — эти основополагающие факторы могут обеспечивать результативность и безопасность труда.

— гигиенические. Отслеживание чистоты и качества инструментов и предметов гигиены и рабочего места. Иногда можно замечать неудовлетворительные показатели санитарно-гигиенические норм на рабочих местах и местах общего пользования. Важным навыком также является постоянная обработка инструментов и использование одноразовых гигиенических принадлежностей.

Имея достаточные знания и навыки, возможно получать дальнейшую практику, обучение и работу в салонах классом выше. К сожалению, не во всех парикмахерских салонах уделяют внимание вышеописанным аспектам. Так каким же образом потенциальному ученику попасть в приемлемый салон?

Кроме того, намечается некоторая тенденция в области приема на работу в парикмахерские салоны уже в некоторой мере готовых кадров. Все больше парикмахерских салонов с большим удовольствием принимают учеников или стажеров с хотя бы небольшим, но опытом работы.

Такие ученики или стажеры имеют небольшие представления о профессии. Некоторые уже имели небольшой опыт стрижек своих знакомых и близких, имеют минимальный непрофессиональный набор инструментов, отсутствует страх перед клиентами. Некоторые ученики имеют достаточную теоретическую базу, что позволяет сократить процесс обучения.

В связи с этим ученику и будущему мастеру необходимо решать данные задачи — получения опыта работы и приобретения хороших навыков.

В последнее время все чаще стал применяться онлайн-метод обучения парикмахерским специальностям, решающим вышеописанную задачу. Этот метод применяется как в непосредственном парикмахерском деле, колористике, так и в смежных областях. Например, вебинары по косметике, уходам за волосами, кожи головы, краскам. Также распространены тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы [5]. Онлайн-обучение позволило многим начинающим парикмахерам войти в профессию с меньшими финансовыми издержками в короткие сроки.

Рассматривая онлайн-метод обучения, необходимо определить положительные и отрицательные стороны этого метода для некоторых основных направлений в специальности «Парикмахер универсал».

К положительным можно отнести возможную отработку стрижек, причесок, укладок на головах-манекенах. В этом случае время на отработку практических навыков не связано с графиком занятий. В большинстве случаев возможен перерыв в обучении, предоставляются сезонные скидки, различные бонусные дополнительные занятия. Обучающийся имеет возможность выбрать определенные программы, соответствующие его потребностям. При выборе программ учитывается время обучения, сложность преподнесения информации. При выборе обучающих компаний чаще всего онлайн-метод является финансово менее затратный. Конечно, необходимо самостоятельно приобретать материалы и инструменты.

При этом все приобретенное оборудование останется у обучающегося, что в дальнейшем позволит ему работать с уже знакомым инструментом. Палочкой-выручалочкой для начинающих парикмахеров в последние годы стало широкое распространение голов-манекенов. Программы современных онлайн школ позволяют отрабатывать большое количество стрижек используя один или два головы манекена.

Многие сталкиваются с выбором обучающих программ и курсов [6]. Необходимо учитывать качество предоставляемых онлайн услуг какими-либо компаниями. В этой ситуации обращают особое внимание не только на конечную цену онлайн-курса, но и на содержание и полноту видео- и аудиоматериалов, наличие возможности связи с технической поддержкой. В хороших, сильных онлайн-школах имеются чаты с кураторами, групповые чаты и группы. Современные методы онлайн-обучения позволяют не только получать теоретические знания, но и отрабатывать навыки с минимальными финансовыми затратами.

К некоторым минусам в онлайн-обучении можно отнести некоторые сложности в отсутствие навыков самоорганизации. Учащемуся не хватает самодисциплины.

Также при онлайн-обучении невозможно развивать психологические навыки, навыки коммуникации и живого общения с клиентами и коллективом. В случае вебинаров может наблюдаться избыток информации или неподходящий ритм презентаций.

Если рассматривать раздел колористики, то необходимо просчитывать финансовую часть обучения. Для отработки и понимания процессов окрашивания необходимо достаточное количество не только специализированных красок, но и дополнительных компонентов, оборудования.

Необходимо постоянно совершенствовать и разрабатывать новые методы обучения, основанные как на отработанных методиках обучения, так и на новых. В современном мире необходимо постоянно грамотно комбинировать методы в зависимости от поставленных задач и спроса на конкретные специальности для достижения эффективного процесса обучения.

Рассматривая процесс обучения по различным специальностям, можно делать вывод о том, что для каждой отрасли и каждого взято человека необходимо выбирать наиболее эффективный, менее финансово затратный метод, позволяющий вхождение в профессию.

Литература:

  1. https://sales-generator.ru/blog/obuchenie-personala-salona-krasoty/
  2. https://salonbeauty.tech/onlayn-obuchenie-dlya-parikmaherov/
  3. https://checkroi.ru/blog/onlayn-kursy-parikmaherov/
  4. https://ip-spravka.ru/professii/kak-stat-parikmaherom
  5. Генкин Б. М., Кононова Г. А., Кочетков В. И. и др. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов — М.: Высшая школа, 2002. — 383 с
  6. https://journal.tinkoff.ru/hair-stylist/
Основные термины (генерируются автоматически): специальность, навык, время, метод обучения, процесс обучения, обучение, повышение квалификации, салон, ученик, живое общение.


Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Метод проектов на примере предмета «Музыкальная информатика»

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования)

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса как инструмент оптимизации имущественного состояния организации (на примере ООО «Урожайное»)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Метод проектов на примере предмета «Музыкальная информатика»

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования)

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса как инструмент оптимизации имущественного состояния организации (на примере ООО «Урожайное»)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Задать вопрос