Принципы организации онлайн-образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Важенина, А. Ю. Принципы организации онлайн-образовательного процесса / А. Ю. Важенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82441/ (дата обращения: 16.11.2024).



За любой образовательный процесс, в том числе процесс онлайн-образования, отвечает раздел педагогики. Если проанализировать определение, то можно заметить, что в период XX века определение «педагогика» несколько раз видоизменялась. В словаре Владимира Даля определение педагогика звучит следующим образом «педагогика — наука о воспитании и обучении детей и молодёжи…» [1]. Другими словами, образовательный процесс рассматривается только в юношеском возрасте, взрослый, после получения образования, лишь развивал полученные навыки, совершенствуя умение многократным повторением действий. Основным источником знания считалась книга и общение с более опытным наставником, а системное обучение проводилось только в отдельных организациях.

До определённого момента привилегией образования обладал относительно небольшой процент населения. Связано это было с тем, что обеспечение жильем, питанием и комфортным существованием требовало больше времени и затрат энергии человека, а на саморазвитие времени не оставалось.

Именно технический прогресс позволил людям освободить время для собственного обучения. В XXI веке обучение не прекращается ни после окончания школы, ни после получения диплома в институте. Обучение становится не обязанностью, а новым образовательным трендом. В данном случае возраст для студента не является приоритетным показателем в получении знаний. Изменились как способы подачи информации, так и возрастные ограничения потеряли свою актуальность. Сегодня преподаватель может быть значительно младше студента, но при этом может обладать ценной информацией для человека, в решении жизненно важных вопросов [3].

Именно благодаря этим изменениям появился ещё один раздел в педагогическом направлении андрагогика — это раздел педагогики, отвечающие за образование взрослых. Термин «андрагогика» был применен немецким историком просвещения К.Каппом (1833 г.) из-за отсутствия популяризации данного направления в 1833-м году не получил широкого применения. В 1920 г. образование взрослых стало развиваться в Европе и термин стал активно использоваться.

Андрагогика обладает определёнными принципами, отличающими образовательный процесс взрослого от юного человека. Прежде чем начинать планирование курса для образовательного процесса необходимо проанализировать программу на предмет соответствия принципов андрагогики [2]:

— Взрослый ученик принимает решение о повышении уровня образованности самостоятельно, берет за это решение ответственность и полностью отвечает за свои поступки. Именно поэтому его называют обучающимся, а необучаемым.

— Взрослый обучающийся стремится к самореализации, его основная цель «самостоятельность», и он заинтересован в самоуправлении образовательным процессом.

— Взрослый ученик обладает собственным жизненным опытом и этот опыт значительной мере влияет на обучение. В процессе обучения человек может ставить под сомнение получаемую информацию исходя из ранее полученного жизненного опыта.

— Бытовой опыт может отличаться от того, что преподаватель хочет донести, и это необходимо предусмотреть в процессе составления образовательной программы.

— В большинстве случаев взрослый человек обучается навыкам решения жизненных проблем и достижения конкретно поставленных задач. В большинстве случаев он уже имеет базовые знания и навыки, поэтому практические навыки отработанных базовых умений ему будут не интересны.

— В процессе обучения нужно понимать, что обучающийся неотрывно связан со средой, которая его окружает и зачастую среда является более приоритетной. Среда стремится отвлечь обучающегося от процесса и это нужно учитывать как при составлении образовательной программы, так и при получении знаний обучающимся.

Перечисленные выше принципы показывают кардинальные отличия обучения взрослых от обучения детей, но есть ещё несколько важных отличий, касающихся самостоятельного обучения.

В 2000-м году в работе «От андрагогики дух хьютагогики» (From Andragogy to Heutagogu) Крисом Кеньоном и Стюарт Хоссе дали определение хьютогогике.

Если андрагогика говорит об обучении взрослых, то хьютогогика — это процесс самостоятельного обучения взрослого человека и основной задачей преподавателя (по определению хьютогокиги) становится создание таких условий, при которых обучающийся может учиться в созданной образовательной среде. Среды, которые помогают удержать внимание, мотивируют и способствуют продолжению образовательного процесса.

Взрослый человек может самостоятельно получать знания, однако для упрощения процесса образования можно создать для него среду, в которой процесс получения знаний будет более продуктивным.

Основными принципы хьютогогики:

— Взрослый человек сам определяет время, когда ему учиться. Задача, которая ставится перед образовательной средой — это структурирование и упорядочение знаний таким образом, чтобы обучающемуся было комфортно и просто находить необходимый материал.

— Задача преподавателя вдохновлять на обучение. В процессе обучения человеку важны не только получаемые знаний, но и эмоциональная поддержка, стимулирование.

— Слушатель не всегда в полной мере оценивает сложность освоения знаний. Задача образовательной среды, использовать возможные способы передачи информации, помочь структурировать процесс и быть инструментом в освоении знаний.

Основные способы передачи информации:

— Наставничество — это процесс обучения и передачи знаний от более опытного специалиста к менее опытному. Данный процесс был не структурирован и не системен. Информация переходила из первых рук и всегда была возможность у слушателя получить ответы на поставленные вопросы. Такой способ невозможно было тиражировать, передача информации ограничивалась малым количеством участников. Наставничество носит практический характер, информация передается без структуры подачи и опоры на теорию.

— Передача информации через печатные материалы, книги, статьи, журналы – с XIX по XX век это является основным способом передачи информации. На многие вопросы можно было найти ответы: теоретические вопросы, практическое применение теории в практике, описание идей, алгоритмов, опыта. Сегодня это тоже является основным источником передачи знаний.

— Видео и аудио файлы — после того, как появляется видео- и ауди носитель это позволило тиражировать информацию в массы. Именно благодаря аудио- и видео носителям появились такие возможности: воспроизводить изображения в динамике, отражать харизму преподавателя, передавать дополнительную мотивацию через интонацию, мимику, жесты, эмоции.

— Живые тренинги и семинары — этот вид обучения не связан напрямую с прогрессом, но при этом считается относительно молодым способом передачи информации. Семинары и тренинги получили широкое распространение в шестидесятые годы прошлого века в США. Именно благодаря положительным откликам они получили широкое применение и были распространены по всему миру. Тренинги имеют ряд основных преимуществ: дают обучающемуся возможность личного контакта с носителем знаний, контролируют выполнение заданий, запускают групповую динамику скорости, используют влияние участников друг на друга, оперативно получают обратную связь, используют инструмент временной динамики, а именно ограниченное время выполнения определённого задания, стимулируют участников к действиям.

Электронные курсы — при внешней схожести с курсами на видео и аудионосителях у электронных курсов есть основные преимущества: возможность выполнения заданий и электронная форма контроля, конструирование работы онлайн, возможность использования нескольких инструментов воздействия на обучающегося.

Онлайн-курсы с поддержкой — курс включает все предыдущие форматы, а также у них есть ряд дополнительных возможностей и дополнительных опций. Предусматривается, что теорию можно излагаться как в текстах, так и в аудио- и видео формате. Практика также может подаваться любыми способами от письменных заданий то видео формата. Онлайн-курсы с поддержкой предусматривают что теория может излагаться как в текстовом, так и в аудио и видео формате. Практика может подаваться любыми способами от письменных заданий то видео формата. Контроль усвоения информации может осуществляться на разном уровне глубины, задание можно пересматривать и перечитывать неограниченное количество раз, изображения в динамике позволяют обучить практически по всем направлениям областей знаний.

Живые встречи становится частью курса, групповая динамика и дистанционные формы обучения дают не меньше возможностей чем при участии в живых тренингах.

Литература:

  1. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: httр://www.gr аmot а.ru.
  2. Бакурадзе А. Б. Мотивация труда педагогов. — М.: «Сентябрь», 2005–192 с.
  3. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Издательство «Питер», 2000–416с.
  4. Самородский П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: Издательство БГУ, 2002–90с.
  5. Модель системы дополнительного образования в организации высшего образования // Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7078/2/04Hrustaleva.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, Взрослый человек, видео, обучающийся, процесс обучения, Взрослый ученик, образовательная программа, образовательная среда, основной способ передачи информации, самостоятельное обучение.


Задать вопрос