Системный подход при реализации модульного обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 635 раз

Библиографическое описание:

Буркина, В. А. Системный подход при реализации модульного обучения в вузе / В. А. Буркина, Е. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 491-492. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10259/ (дата обращения: 16.12.2024).

Исследователи по-разному определяют сущность модульного обучения, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность модульного обучения понятие «система», которое есть «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство». Модульное обучение предполагает освоение обучающимися индивидуальной модульной программы, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены и, следовательно, может быть признано системой.

Познать целое, целостную систему - это означает отразить в сознании человека, в определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты и особенности. «Познать целое — значит раскрыть: его сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества; его состав, количественную и качественную характеристику его частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту основу, на которой прежде всего и держится система; его структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе; его функции, то есть его активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции; его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие; его коммуникации с внешней средой, втом числе связь с более обширным целым, частью которого оно само является.

Преподаватель высшей математики в вузе, как правило, имеет дело со студентами разных факультетов и специальностей в течение одного и того же учебного семестра или учебного года. То есть преподаватель имеет дело с реально существующей системой учебных студенческих групп, в которых изучается высшая математика. Поэтому системный подход при модульном обучении студентов по курсу «Математика» в вузе представляется нам не только возможным и целесообразным, но и необходимым элементом педагогического исследования.

Эффективность системных идей и методов была продемонстрирована при решении задач конструирования сложных технических устройств, при разработке оптимальных методов управления, при исследовании ряда специфических проблем в области биологии, психологии, физики и др. Многие из этих проблем решаются методом системного подхода.

Системность — это неотъемлемое свойство теоретических знаний, которое придает целостность их некоторой совокупности. Системность характеризует наличие в сознании студента структурно-функциональных связей между разнородными элементами научных знаний. Не понимание ими структурных связей между элементами теоретических знаний неизбежно отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определенной последовательности; препятствует формированию у студентов системы знаний.

Системный подход обозначает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с целым. Системный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Системный подход в обучении предполагает один из элементов процесса познания — систематизацию знаний. Чтобы в сознании учащегося создать такую подвижную систему знаний, которая бы адекватно отражала окружающую его действительность, необходимо при обучении запускать в работу такие мыслительные операции у ребенка, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, систематизация и т. д. Особое место среди них занимает систематизация, так как в процессе системного освоения знаний изучаемый предмет постигается в его внутренних связях, что позволяет раскрыть присущую ему логику. На наш взгляд, вышеназванным критериям и требованиям системного подхода; структурированию и организации содержания обучения наилучшим образом соответствует модульная программа — это дидактическая конструкция, состоящая из модулей, каждый из которых имеет дидактические цели, достижение которых обеспечивается содержанием учебного материала, дидактическими средствами, комплексами контрольных заданий. С учетом изучения потока информации в рамках модульного обучения возможно изменение системы обучения исходя из фактического состояния и конкретных задач оптимизации. Согласно системному подходу происходит совершенствование модульного обучения исходя из внешних условий: прогресса науки, техники, общественных отношений, успехов психологии, психофизиологии (понятие модуля возникло из знания психофизиологии о модульности человеческого мышления); и исходя из внутренних условий: построения самой системы, функционирования ее компонентов на основе целей и задач обучения, поставленных обществом перед высшей школой, определение своих целей и задач обучения по предмету, организация индивидуальной самостоятельной деятельности для более способных студентов, индивидуальный подход к специфике каждого предмета, изменение основных модулей и их содержания, изменение условий проведения рейтинга, определения процентного соотношения между контрольными и дополнительными модулями.

В силу выше перечисленных фактов о системном подходе, можно сказать, что особенно эффективно его применение к процессу обучения, так как здесь наиболее полно реализуются его функции как способа организации процесса мышления и средства активизации мышления. В рамках модульного обучения системный подход так же выступает как средство упорядочения информации о изучаемом предмете, потому что он представляет информацию в виде системы, включает систему в иерархию систем в качестве подсистемы и в качестве надсистемы. Это упорядочение играет важную роль в процессе обучения.

Таким образом, описанная система модульного обучения позволяет развивать познавательную активность и организационные умения (целеполагание, выбор уровня усвоения и пути освоения учебного материала и т. д.), что обеспечивает не только индивидуализацию обучения, но и развивает самостоятельность как сложное, интегральное качество личности.

Литература:

1.                 Акимова И. В., Губанова О. М., Титова Е. И. Возможности реализации модульного подхода при обучении бакалавров педагогических специальностей на примере темы «Введение в алгебру логики»// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 230.

2.                 Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.                 Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

4.                 Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978. — 272с.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения, учебный материал.


Похожие статьи

Особенности реализации технологии дифференцированного обучения

О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе

Обоснование выбора технологий для дистанционного сопровождения образовательного процесса в вузе

Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях

Похожие статьи

Особенности реализации технологии дифференцированного обучения

О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе

Обоснование выбора технологий для дистанционного сопровождения образовательного процесса в вузе

Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях

Задать вопрос