Выбор технологии обучения определяется рядом факторов, основными из которых являются:
- цель образования в целом, дисциплины и конкретного занятия в ней;
- планируемые результаты обучения;
- содержание учебного материала;
- временные ограничения;
- готовность педагога к реализации определенной технологии;
- готовность обучающихся к учебной деятельности в рамках выбранной технологии;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Рассмотрим влияние этих факторов на выбор педагогической технологии для некоторых видов занятий по дисциплине
«Педагогическое применение мультимедиа средств» для студентов направления 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки 051000.62.18 Информатика и вычислительная техника.
Цель образования в рамках реализации личностно-ориентированной модели образования определяется как создание условий развития личности.
Главным планируемым результатом в соответствии с целью освоения названной дисциплины это сформированная компетентность как способность и готовность студента разрабатывать и применять мультимедиа средства в образовательном процессе.
Обсуждая готовность обучающегося к учебной деятельности необходимо учесть, что информатизация образования и всех сторон жизнедеятельности современного человека породила нового субъекта образовательного процесса, которого исследователи называют представителем цифрового поколения [1].
Студент, обладающий всеми качествами представителя этой возрастной и социально-психологической категории, находясь с рождения в информационной среде и воспринимающий её как объективную реальность, приобрел новые черты. Современный студент, погружаясь в новую культуру, определяемую использованием информационных технологий, приобретает новый вид опыта, определяющий формирование особой специфики психологических процессов [2].
Солдатова Г. Н. и другие ученые отмечают изменение на физиологическом уровне у представителей цифрового поколения в виде перестройки мозговых структур и установления новых нейронных связей, Marc Prensky говорит о формировании другой топографии мозга [3].
Особенности современного студента, сформировавшиеся под влиянием информационной среды, рассмотрены нами в [4,5]. В контексте проблемы выбора педагогической технологии для обучения студентов поколения Y значимыми являются следующие новообразования личности студентов:
- улучшение зрительного восприятия, клиповость мышления;
- потребность в новизне и способность к активной трансформации реальности;
- способность к современной деятельности по типу «викидействия»;
- информационная перегруженность, постоянная включенность в поисковую деятельность;
- понижение способности к концентрации внимания;
- поверхностный подход к анализу информации и принятию решений, потеря ценности системы знаний.
Названные особенности современного студента должны быть учтены при организации образовательного процесса, в том числе и при выборе педагогических технологий обучения.
Содержание дисциплины «Педагогическое применение мультимедиа средств» предопределяет естественное использование электронного обучения и дистанционных технологий.
Требования к реализации образовательных программ независимо от форм получения образования в части использования данных технологий изложены в Федеральном Законе «Об образовании» (ст. 15), в котором, в частности, даны определения понятиям «электронного обучения» и «дистанционных технологий обучения». Электронное обучение в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» определяет организацию образовательного процесса с применением информационных баз данных, технологий их обработки, интерактивных форм передачи данной информации по линиям связи и взаимодействие участников образовательного процесса. Дистанционные образовательные (ДО) технологии обеспечивают взаимодействие на расстоянии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Закон регламентирует условие реализации образовательных программ в вузе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включающие необходимость функционирования электронной информационно-образовательной среды, в том числе электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по современному состоянию ДО позволил прийти к следующим выводам:
- ДО это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший прежде всего благодаря новым возможностям информационных технологий;
- социальная значимость ДО определяется его гибкостью, позволяющей реализовать принцип доступности образования, способствует осуществлению права человека на получение образования вне зависимости от его места проживания, в удобное время и в индивидуальном темпе;
- учебный процесс в ДО реализуется в соответствии с общедидактическими принципами, характерными для традиционной системы образования, которые дополняются принципами приоритета деятельностных критериев оценки результатов образования перед информационными, отражающимися в создании образовательной продукции, а так же принципом интерактивности;
- ДО размывает представление об аудиторных занятиях в традиционном подходе, обеспечивает принцип «образование без границ», представляет собой уникальное образование, совмещающее в себе адресный подход и соответствующее учебно-методическое обеспечение;
- ДО предъявляет специфические требования к преподавателю и обучающемуся. Для студента повышается ответственность за получаемое образование в дистанционном режиме, большая часть учебного материала приходится на самостоятельное изучение.
Оценивая дистанционное образование, ряд педагогов выделяют его отрицательные стороны, главным образом связанные с отсутствием личностного общения студента с преподавателем без которого, с их точки зрения, невозможно «получить образованную и интеллигентную личность». Частично согласившись с таким мнением, считаем перспективной такую систему обучения, которая синтезировала бы лучшие аспекты и преимущества традиционного и дистанционного образования — Blended Learning. В дальнейшей работе будем придерживаться этой точки зрения, реализуя т. н. смешанное обучение, сочетающее аудиторную (контактную) работу с дистанционным обучением [6].
Базируясь на исследованиях ученых, касающихся классификации педагогических технологий и их сущностных характеристиках, представленных в [7,8, 9], опираясь на наше обобщение, представленное в таблице 1, обоснуем целесообразность выбора педагогических технологий для использования в реализации «смешанного обучения» студентов дисциплине «Педагогическое применение мультимедиа средств».
Таблица 1
Сравнение педагогических технологий для обоснования их использования в дистанционном обучении (ДО)
Название педагогической технологии |
Сущность технологии обучения |
Достоинства |
Недостатки |
Традиционная |
Передача ЗУН Классно-урочная система |
Массовость Простота использования Доступность Менее затратная на подготовку |
Однообразие Низкая мотивация Низкое усвоение Авторитарный стиль преподавания |
Игровая |
Контроль и закрепление знаний |
Высокая мотивированность Включенность Моделирование реальной ситуации Несколько компетенций Коммуникативные способности |
Ограниченность в использовании Сложность подготовки Снижение роли ЗУНов |
Проблемная |
Решение проблемной ситуации |
Навыки: сам. работа, поиск информации, синтез, анализ, коммуникативные способности Умение отстаивать свою т. з. |
Сложность в формулировании проблемы Сложность организации занятия Ограниченность в использовании |
Проектная |
Продукт, выработка проективных умений |
Личная мотивация Направленность на результат Информационная компетентность Исследовательская компетентность Коммуникативные способности |
Временные ограничения Нет мотивации Сложность организации международного проекта |
Рефлексивная |
Контроль и закрепление знаний |
Самостоятельная работа по выявлению способов деятельности Высокая мотивация Интерактивность |
Временные ограничения |
Модульная |
Формирование знаний в условиях личностно-ориентированного образования |
Индивидуализация обучения Самостоятельность Мотивация |
Временные ограничения |
Метод мозгового штурма |
Решение проблемы путем выдвижения идей |
Нет обсуждения выдвинутых идей, что расширяет поле поиска решения проблемы |
Ограниченность во времени Снижение роли ЗУНов |
Case-study |
Передача ЗУН |
Самостоятельная работа Личная мотивация Ориентация на результат |
Ограниченность в выборе продуктивных тем Сложность подготовки |
Во-первых, развитие личности в образовании осуществляется через обучение в процессе познавательной деятельности, которое позволяет студенту не терять связь с коллективом в совместной деятельности, что соответствует потребностям и способностям представителей поколения Y к совместной деятельности по типу «викидействия». Такое общение и взаимодействие «каждого с каждым» возможно организовать в условиях реализации технологий проблемного обучения и метода проектов.
Во-вторых, необходимость учета индивидуальности студента цифрового поколения, создание и корректирование индивидуальной образовательной траектории, рациональная организация самостоятельной работы в условиях информационной перегруженности может быть обеспечена при использовании технологий модульного обучения. Такая технология обучения предполагает жесткое структурирование учебной информации, которое программирует последовательность освоения учебного материала, уровень его усвоения и контроль качества достигнутых результатов обучения.
В третьих, развитие личности в процессе образовательной деятельности, усвоение знаний и способов образовательной деятельности осуществляется тогда, когда на эту деятельность «налагается другая деятельность, называемая рефлексией». Сказанное выше определяет значимость использования рефлексивных технологий обучения.
Кроме того, особенности зрительного восприятия, клиповость мышления современных студентов определяет необходимость визуализации учебной информации в условиях использования информационных технологий.
В качестве примера выбора педагогических технологий ниже представлено проектирование образовательно процесса по одномуиз модулей.
Таблица 2
Проектирование образовательного процесса по модулю «Создание средств наглядности» дисциплины «Педагогическое применение мультимедиа средств».
Таксономия Блума: З–знать, запоминать, П–понимать, Пр–применять, А–анализировать, О–оценивать, С–создавать.
Виды учебной деятельности |
Уровень по таксономии Блума |
Необходимые ресурсы и педагогические технологии |
Трудоемкость в часах |
|
ТО |
ДО |
|||
Лекция № Использование мультимедиа средств при реализации принципа наглядности» |
З, П |
лекция преподавателя, объяснительно-иллюстративный метод с использованием средств наглядности, элементы проблемного обучения |
электронный ресурс, модульное представление учебного материала |
2 |
Самостоятельная работа: структурировать учебный материал лекции и представить его графически |
А, С |
конспект лекции |
электронный ресурс |
|
Лабораторная работа № 1 «Возможности мультимедиа в образовательном процессе |
А, О, С |
задание преподавателя, методические указания к ЛР |
электронный ресурс, включающий задание к ЛР, объясняющие примеры, способ представления результатов, технологию проектного обучения |
6 |
Лабораторная работа № 2 «Психолого-педагогические принципы разработки и использования мультимедиа средств» |
А, О, Пр, С |
Задания преподавателя, методические указания к ЛР |
||
Контролирующее (оценивающее) мероприятие |
Пр, А, О, С |
Задания преподавателя, методические указания к ЛР |
электронный ресурс, включающий задание к ЛР, объясняющие примеры, способ представления результатов, технологию рефлексивного обучения |
2 |
Резюмируя все сказанное, заключаем, что для обучения современных студентов с учетом их особенностей как представителей цифрового поколения в условиях смешанного обучения целесообразно использование проблемных, проектных, рефлексивных и модульных педагогических технологий при визуализации представления учебной информации.
Литература:
1. Максимова О. А. Цифровое поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве. Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. № 22(313). — С. 6–10.
2. Войскунский А. Е. вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития: сб. М., 1009. — С. 10.
3. Солдатова Г. Н., Гостимская О. С., Кропалева Е. Ю. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей. Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009». http://www.fis.su/projekts/research/mysafernet/02/
4. Осипов М. В. Модель студента как представителя цифрового поколения. Сб. трудов { Юбилейной Всемирной конференции «Молодежь и наука». — Красноярск, СФУ, 2014. — С.
5. Осипов М. В. Идентификация студента — представителя цифрового поколения. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XV студенческой международной заочной научно-практической конференции. — М.: Изд. «МЦНО». — 2014. — № 8(15) / [Электронный ресурс] — режим доступа. — URZ:http:/www.nouchforum.ru/archive/MIVF_humanities/8 (15). pdf.
6. Велединская С. Б., Дорофеева Я. Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения. Материалы XI Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», Уральский федеральный университет, 2014.
7. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / — М.: издательство МЭСИ, 2001.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 Т. Т.1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006, — 816 с.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е. С. Полат. — М. 2000.