Условия для формирования и развития коллектива в довузовских образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чистяков, Д. А. Условия для формирования и развития коллектива в довузовских образовательных организациях / Д. А. Чистяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118020/ (дата обращения: 16.11.2024).



Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Однако более интенсивные исследования начали проходить со второй половины XIX в. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива в этот период внесли П. Ф. Каптерев [9], В. П. Вахтеров [3], К. Н. Вентцель [4], С. Т. Шацкий [29] и др.

В 20-х гг. XX века в советской педагогике детский коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи и педагоги этого периода такие, как Н. К. Крупская [14], П. П. Блонский [по 21], А. П. Пинкевич [24], В. Н. Сорока-Росинский [по 19] показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях организованной совместной жизнедеятельности детей. Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и теоретические труды А. С. Макаренко [16], а также работы ученых-педагогов О. С. Богдановой [1], Л. Ю. Гордина [5], И. П. Иванова [6], М. Г. Казакиной [7], В. А. Караковского [8], Т. Е. Конниковой [11], В. М. Коротова [12], И. С. Марьенко [18], А. В. Мудрика [20], Л. И. Новиковой [22], В. А. Сухомлинского [28] и др. Эти ученые акцентировали на роли коллектива в социализации подростков и юношей. Таким образом, коллектив является важнейшим условием и средством формирования социально-значимых качеств, полноценного воспитания личности.

В современных условиях широкое распространение получила система довузовских специализированных образовательных организаций, такие как суворовские, нахимовские и президентские училища и кадетские. Довузовские учебные заведения служат базовой начальной ступенью для подготовки высококвалифицированных военных специалистов, они дают базовое военное образование. Продолжительность обучения составляет от двух до семи лет и охватывает периоды подросткового и раннего юношеского возраста. По мнению многих исследователей, этот период характеризуется не только как период интенсивной физиологической перестройки организма, значительной психологической трансформации и кризиса, но и как процесс развития и самоопределения личности. Такое самоопределение и становление происходит в условиях образовательной группы (взвода, класса). Эта образовательная группа имеет определенные характеристики, связанные как с половозрастными особенностями воспитанников, так и с психологическими факторами.

Период обучения в таких учебных заведениях совпадает с интенсивными возрастными изменениями молодых людей. В то же время условия обучения оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности воспитанника. Успешная социально-психологическая адаптация молодых людей зависит не только от совместимости психологических особенностей кадет с требованиями военной среды, но и от поведенческих стратегий, сформированных личностью в процессе обучения и профессиональной деятельности.

В первые годы обучения воспитанники адаптируются к условиям военно-учебных заведений. Именно в этот период начинают формироваться коллективные отношения: кадеты начинают самоутверждаться в группе и вырабатывают определенные модели поведения в стремлении к «мужскому доминированию». Далее уже складывается более или менее устойчивая система межличностных отношений, коллективных взглядов, настроений и внутригрупповых традиций. Этот период характеризуется разделением социальных ролей и выработкой внутригрупповых норм и правил, которые имеют свои особенности в условиях замкнутой группы воспитанников. В этот период также могут проявляться агрессивность, враждебность и упрямство. Из-за обостренного чувства справедливости воспитанники могут занимать крайние позиции (например, белые вороны). Актуальной задачей на данном этапе является выявление лидеров, что влияет на диагностику межличностных отношений, социальных взаимодействий и общего психологического климата в учебном коллективе. Расширение контролируемых границ и сужение стихийной сферы влияния на личность воспитанников заставляют офицеров-воспитателей постоянно совершенствовать формы и методы воспитательной деятельности. Поэтому диагностика и коррекция отношений в учебной группе кадет является важнейшей задачей.

Общим методом работы для всех педагогических сотрудников должно стать психолого-педагогическое сопровождение. Прежде всего, необходимо проводить своевременную диагностику межличностных отношений, поведенческих особенностей и личности. Хотя детские коллективы развиваются по своим законам, вмешательство психолога или офицера-воспитателя не будет лишним, особенно в тех случаях, когда в детском коллективе нет лидера.

Что касается самой группы (взвода, класса), то здесь необходимо развивать самоуправление внутри, формировать отношение воспитанников к целям группы (при сохранении их особой значимости) и к общей цели. Поэтому задача офицера-воспитателя — организовать деятельность кадетской группы таким образом, чтобы у воспитанников сформировалось ответственное отношение к общей цели в самом широком смысле. В таких случаях личность ребенка формируется таким образом, что возникает необходимость в социальной работе.

Поэтому необходимо вовлечь ребенка в сеть различных видов деятельности:

– походы на природу, активные командные и подвижные игры. Такие занятия развивают чувство взаимопомощи, чувство ответственности и коллективизма в целом;

– организация тематических дискуссий (темы, актуальные для молодежи). На таких организованных занятиях воспитанники развивают способность к внутреннему планированию своего поведения. Начинает формироваться способность оценивать свое поведение со стороны. Эта способность — качество, позволяющее им рационально и объективно анализировать свои мысли и поступки с точки зрения их соответствия условиям деятельности;

– проводить различные тренировочные упражнения в рамках взвода (группы или класса). В качестве примера можно привести тренинг по общению и тренинг по доверию. Такие тренинги включают в себя широкий спектр мероприятий и возможностей, которые окажут значительное влияние на развитие личности обучающихся;

– совместная экономическая и хозяйственная деятельность также вносит значительный вклад в развитие кадетского коллективизма;

– для многостороннего воздействия необходимо вовлекать в этот процесс и родителей. Для них можно организовать групповые консультации на разные темы (девиантное поведение молодежи, как общаться с молодежью, особенности дружбы в молодежной среде, особенности и кризисы психического развития в молодежной среде, как помочь детям с профессиональной самостоятельностью);

– при организации кадетской деятельности следует учитывать психологические особенности мужской молодежной группы. Воспитанники должны жить точно по распорядку дня, который на первом этапе должен быть объектом беспрекословного выполнения; на втором — объектом осмысления и понимания; на третьем — основой самоопределения и самореализации.

Для того чтобы группа (взвод, класс) состоялась, должны быть соблюдены определенные условия. Наибольшую ценность для воспитанников представляет форум для обмена идеями и возможность проявить свои таланты и потенциал. Работа в группах — наиболее подходящий и осуществимый метод для организации приемов учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения и развития навыков творческого мышления.

Основными направлениями развития кадетского коллективизма в условиях учебного заведения являются:

– постановка социально значимых целей и их последовательное развитие как условие и механизм непрерывного прогресса;

– систематическое вовлечение воспитанников в различные виды социальной деятельности;

– адекватная организация совместной деятельности.

Деятельность по формированию коллективизма может осуществляться как в классе, так и вне его. В классе это проекты, дискуссии и групповые творческие занятия. Внеклассные мероприятия включают в себя лагеря, поездки, тренинги и различные виды трудовой деятельности. Участие родителей в решении подростковых проблем и родительское просвещение также являются важными элементами в решении проблемы формирования коллективизма.

Литература:

  1. Богданова, О.С. и др. О нравственном воспитании подростков. В помощь классным руководителям IV-VIII кл. / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. — М.: Просвещение, 2009. — 111 с.
  2. Бодалев, A. A. Общая психодиагностика Текст. / A. A. Бодалев, В. В. Столин. — СПб. Речь, 2012. — 440 с.
  3. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 2007. — 400 с.
  4. Вентцель, К. Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов. / Сост. Л. Д. Филоненоко. — М., 2008. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива [Текст] / Л. Ю. Гордин. — М.: Просвещение, 2004. — 175 с.
  5. Казакина, М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / М. Г. Казакина; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л.: ЛГПИ, 2009. — 83 с.
  6. Караковский, В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива. — М., 2008. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. –138 с.
  7. Кравченко, Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис.канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. В. Кравченко — СПб. 2006. — 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, детский коллектив, значительный вклад, кадетский коллективизм, класс, молодежная среда, образовательная группа.


Похожие статьи

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Похожие статьи

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Задать вопрос