Способы формирования коллектива в 5–8 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 09.04.2018

Статья просмотрена: 1203 раза

Библиографическое описание:

Каргополов, И. С. Способы формирования коллектива в 5–8 классах / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49193/ (дата обращения: 16.11.2024).



Со времён образования педагогики как науки и формирования системы образования в целом фокус приоритетного воздействия на формирующуюся личность смещался. Интересно, что траектория смещения похожа не на прямую, а на круг, в котором есть два основных звена: личное и коллективное развитие. Забегая вперёд скажем, что, как всегда, истина где-то посередине и для наиболее гармоничного развития личности и общества в целом необходимо учитывать, как индивидуальные, так и коллективные особенности.

Итак, история нашей страны (а говоря о системе образования необходимо учитывать локацию бытования этого образования) полна примерами, когда общественные интересы устанавливались выше личных. Более того, в менталитете русского человека исторически сложилась уверенность о невозможности существования личного счастья отдельно от социума. На заре создания нашего государства это было обусловлено вполне утилитарными задачами: для того, чтобы выжить, наши предки объединялись в стаи-племена и, как следствие, для сосуществования им приходилось договариваться, идти на компромиссы, и, чем старше развитее становилось общество, тем тоньше становились компромиссы, а количество их, конечно же, увеличивалось. Однако и в новом времени идея о невозможности существования единоличного счастья, даже больше — порицаемость желания быть счастливым без оглядки на других имеет место. Яркий пример тому мы можем найти в русской классической литературе (А. П. Чехов — «Крыжовник», каждое второе произведение, посвященное ВОВ, Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба», А. А. Фадеев — «Молодая гвардия», Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» и прочие). Интересно, что вышеперечисленные примеры изображают в одно и то же время обе точки зрения.

В этой статье мы рассмотрим способы формирования ученического коллектива в самый сложный возрастной этап: период пубертата. Процесс социализации ребёнка начинается с младенчества. Однако мы начнём рассматривать процесс социализации со школьного этапа. Мальчик или девочка, пришедший в первый класс, не определяет своих одноклассников как коллег, товарищей по коллективу, это такие же мальчики и девочки, случайно оказавшиеся рядом. Ожидать в первом классе полноценного коллектива не представляется возможным. Основным связующим звеном в этот период является классный руководитель, который проводит львиную долю времени с новоиспечёнными школьниками. Все награды и наказания, мотивации и разочарования зависят только от него. Дети это хорошо чувствуют и активно взаимодействуют с классным руководителем в соответствии с уже сформированной личной программой поведения: один жалуется, другой хвастается, третий «ежится», четвёртый просто замыкается, пятый привлекает внимание плохим поведением и шутовством… На этом этапе для формирования коллектива необходимо определить основные правила поведения, школьные законы жизни, те самые законы, по которым эти мальчики и девочки будут жить с первого по одиннадцатый класс. Так же необходимо дать этой разношёрстной группе что-то общее, объединяющее. Здоровая конкуренция может стать такой целью. Ребёнок учится сравнивать себя с другими, пытается выполнить работу качественнее, быстрее и, несмотря на то, что это его личное достижение, объективная оценка невозможна без сравнения с его одноклассниками. Здоровая конкуренция является признаком здорового коллектива. Несмотря на конкуренцию личная инициатива в начальной школе не велика, и основная ответственность за формирование класса лежит на учителе и родителях, которые проводят различные мероприятия для постепенного объединения.

В пятом классе картина меняется: у школьников уже нет единого центра, поощряющего и карающего, но есть множество учителей с различными требованиями, характерами, системой оценивания. Любой предметник вам скажет, что пятый класс подобен первому как в вопросах знаний, так и в организации классного коллектива. Именно с пятого класса нужно подпитывать идею коллективного сознания. Классный руководитель в течение года должен определить роль каждого ученика в классе, пока только определить, никак не влиять на неё. У каждого из нас есть предрасположенность к какой-либо социальной роли, и только осознание, принятие и развитие этой роли поможет каждому из нас гармонично влиться в социум. Важно понимать, что изменение социальных ролей труднодостижимо, возможно лишь незначительная рихтовка (выправление) какой-либо роли. Для каждого школьника есть свои рычаги воздействия, способные стимулировать личный и общественный рост. Существуют так же универсальные приёмы, как, например, распределение шефства среди учеников. Более сильные ученики помогают слабым, тем самым слабые усваивают материал, сильные отрабатывают навык подачи материала, и первые, и вторые развивают коммуникативную составляющую. С первого дня пятого класса необходимо приучать детей к тому, что за ошибки никто не будет над ними смеяться или ругать, они должны понимать, что одноклассники — это не цензоры, но товарищи, сопереживающие удаче или поражению любого из класса. Для достижения подобного результата снова главная роль достаётся учителю (классному руководителю), который эпизодически вмешивается в жизнь класса и мягко, но уверенно пресекает все попытки высмеивания или унижения, осознанного или несознательного, со стороны одноклассников.

В шестом и седьмом классе учитель увеличивает своё влияние на классный коллектив, переходя от определения и наблюдения персонажей к непосредственной корректировке. Конец седьмого класса и восьмой — переломный момент в отношениях между учителем и учениками, к этому моменту уже сформированный коллектив и вполне сформировавшиеся отношения учителя с учениками подвергаются испытанию. В переходном периоде ребёнок начинает замечать несовершенство отношений взрослых и детей, несоответствие слов и дел родителей и учителей, он не понимает, как именно ему нужно себя вести. К этому можно добавить гормональный фон, одним словом, как бы ни был хорош коллектив, в восьмом классе большинство учеников осознают себя как отдельную единицу, противопоставленную обществу. Какие способы поддержания и формирования коллектива существуют в этот период? Один из самых распространённых и действенных способов является возникновение общего врага. Таким общим врагом может быть классный руководитель, школа в целом, родительское давление/контроль, параллельный класс, другая школа и т. д. При всей действенности этого метода, он очень рискованный, и снова ключевая роль отводится классному руководителю, который преобразует негативную энергию, направленную на борьбу с врагом, в энергию созидающую, централизующую классный коллектив. Важно завершить конфликт таким образом, чтобы подросток, вышедший из конфликта, чувствовал себя не победителем, не проигравшим, но человеком, вынесшим ценный урок, который может пригодиться ему в жизни. Не должно оставаться негатива, недоговорённости, злости, это так же касается всего класса в целом.

Следующий способ формирования класса более сложный и кропотливый, он основан на индивидуальном, точечном взаимодействии с подростком. Классный руководитель даёт понять школьнику, что есть человек, который, как минимум, не осудит его, школьника, мысли или действия, который не высмеет, но даст совет, поможет, просто выслушает. В этом случае не обойтись без полного погружения в личную ситуацию подростка. Классный руководитель должен быть в курсе всех его проблем: семейных, личных, школьных, спортивных. Обесценивание, занижение проблем подростка недопустимо, даже если учителю кажется, что проблема несущественна. Отношения ученика к учителю на данном этапе должны представлять собой модель подросток-старший товарищ.

Помимо всего прочего не важно каким именно способом учитель решит объединять вверенных ему подростков. Если он действительно хочет из массы сделать коллектив, он должен сам из себя что-то представлять, постоянно работать над собой. Изучение технических, музыкальных, игровых тенденций, веяние моды, особенности сленга, шутки — всё это учитель должен знать. Причём все эти знания могут носить лишь ознакомительный характер. Учитель может не любить какую-то молодёжную музыкальную группу, но знать её он должен, чтобы в разговоре с подростком о культуре в целом и современной культуре в частности, последний понял, что учитель — не «камень», не динозавр, а вполне себе современный человек, с современным аргументированным мнением. Чтобы школьники нас понимали, нужно говорить с ними на их языке, на темы, которые волнуют их.

Ещё одной отличительной чертой оформленного коллектива от массы является наличие общих традиций. Не важно в чём они будут заключаться, они могут быть глупыми или умными, смешными или никакими, но они должны быть общими, отличающими этот класс от какого-либо другого. При наличии таких традиций даже самый робкий участник класса имеет возможность почувствовать себя частью большого целого, он может поверить, что от каждого, в том числе и от него, зависит сохранение, развитие классного коллектива.

Конечно, к классообъединяющим методам и способам можно отнести такие классические приёмы, как классные и внеклассные мероприятия: чаепития, КНВы, походы в кино, в лес, классные часы, стенгазеты, спортивные соревнования, экскурсионные поездки — всё это способствует сплочению коллектива, появляются общие переживания, эмоции, воспоминания, которые непосредственно привязаны к человеку и к коллективу в целом.

Однако все эти способы будут напрасны, если учитель не будет чётко понимать для чего, собственно, ему нужно объединение, централизация класса. Повторяя мысль, сказанную в начале статьи, можно обозначить решение так: и группа людей, и один человек в частности в своём развитии по отдельности не будут статичны, однако правильное созидательное взаимодействие сможет катализировать личностный и общественный рост. Как уже было сказано, в коллективе у каждого есть своя роль и каждый участник подстраховывает своего товарища, давая возможность использовать, а значит развивать, свои сильные стороны. Каждый участник коллектива может меньше думать о выживаемости и больше о индивидуальном росте. В коллективе общая идея не даст опустить руки, сконцентрирует внимание на важном и сделает влияние личных забот не таким разрушающим. В свою очередь постоянный рост и победы для коллектива дадут силу и уверенность для решения любых жизненных ситуаций.

Подводя итог можно сказать, что формирование коллектива является одной из основополагающих целей и задач школьного курса, не уступающих методической наполненности одиннадцатилетнего обучения, но взаимодействующей с нею в полном объёме, в следствие чего происходит взаимная позитивная катализация обоих процессов.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, класс, классный коллектив, учитель, формирование коллектива, здоровая конкуренция, коллектив, невозможность существования, общественный рост, общий враг.


Задать вопрос