Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.09.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ленкова, Т. И. Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища / Т. И. Ленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117798/ (дата обращения: 27.09.2024).



В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития воспитанников. Представлены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе над формированием и развитием классного коллектива и предложены методы и приёмы их решения.

Ключевые слова: классный коллектив, формирование, развитие, воспитатель. индивидуальные особенности, совместная деятельность.

В современном образовательно-воспитательном процессе формирование и развитие классного коллектива играет важную роль в обеспечении успешной педагогической работы, поскольку от состояния коллектива зависят результаты воспитательного и образовательного процесса.

Идентификация и анализ проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе, играет важную роль в повышении эффективности образовательного процесса. Важно помнить, что каждый класс уникален, и требует индивидуального подхода со стороны педагога. Решение проблем возможно через коммуникацию, стратегическое планирование и использование педагогических техник, способствующих созданию поддерживающей обучающей и воспитательной среды.

Ключевую роль в кадетском училище в процессе формирования и развития классного коллектива играет воспитатель. Он должен обладать авторитетом и быть уважаемым педагогом, способным объединить воспитанников вокруг общих целей и интересов. Воспитатель должен уметь устанавливать доверительные отношения с детьми, поддерживать их инициативу и помогать в решении возникающих проблем.

Воспитатель выполняет следующие функции:

– организует и направляет работу коллектива воспитанников, формирует систему отношений через различные виды воспитывающей деятельности;

– проводит внеклассную воспитательную работу, привлекает специалистов и преподавателей для организации многосторонних связей класса с внешним миром;

– создаёт условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, развития его личности и сохранения потенциальных способностей;

– защищает интересы детства, проявляет высокие нравственные качества и уважение к каждому воспитаннику.

Таким образом, воспитатель выступает организатором воспитательной деятельности, наставником и защитником интересов своих воспитанников.

При формировании классного коллектива важно учитывать индивидуальные особенности детей. Педагог должен знать сильные и слабые стороны каждого, его интересы и предпочтения. Это поможет создать оптимальные условия для обучения и развития каждого ребёнка.

Учёт индивидуальных особенностей воспитанников при формировании коллектива включает следующие аспекты:

– определение места каждого ребёнка в коллективе на основе наблюдений за поведением и взаимодействием с другими воспитанниками;

– организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, создание оптимальных условий для реализации их потенциала;

– развитие коммуникативных навыков и умений разрешать конфликты со сверстниками;

– обучение детей работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других воспитанников;

– организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, творчества;

– организация совместной деятельности.

Для формирования классного коллектива необходимо организовывать совместную деятельность воспитанников. Это может быть участие в различных мероприятиях, проектах, кружках и секциях. Совместная деятельность помогает ученикам лучше узнать друг друга, наладить дружеские отношения и научиться работать в команде.

Развитие самоуправления в классе. Самоуправление в классе является важным аспектом формирования классного коллектива. Воспитанники должны иметь возможность самостоятельно принимать решения, участвовать в организации жизни класса и нести ответственность за свои действия. Развитие самоуправления помогает им стать более самостоятельными и ответственными.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе над формированием и развитием классного коллектива и их решение:

Проблема: отсутствие доверия и взаимопонимания в коллективе.

Решение: анализ причин и последствий отсутствия доверия между учащимися и педагогом.

Практические рекомендации по укреплению доверительных отношений в классе:

– формирование безопасного пространства: создайте открытую учебную среду, где воспитанники могут безопасно выражать сомнения и задавать вопросы;

– взаимное уважение: проявляйте уважение к учащимся и будьте готовы помочь им в сложных ситуациях;

– заинтересованность в благополучии друг друга: демонстрируйте положительное отношение к детям;

– конструктивная критика: давайте обратную связь в конструктивном ключе, оставляйте воспитанникам возможность исправлять ошибки самостоятельно;

– активное слушание: слушайте детей и показывайте, что вы цените их усилия;

– совместная деятельность: участвуйте в совместных мероприятиях, чтобы создать ощущение единения;

– сострадание и понимание: проявляйте сострадание и понимание к проблемам воспитанников, это поможет укрепить доверие;

– стремление к справедливости: относитесь ко всему коллективу класса одинаково и уделяйте внимание каждому;

– проявление открытости: делитесь своими историями и опытом, а также позволяйте ребятам делиться своими историями.

Проблема: конфликты и разногласия между учащимися.

Решение: идентификация основных причин конфликтов в классе.

Использование методов и приемов по урегулированию конфликтов и содействию мирному сосуществованию:

– метод компромисса: взаимные уступки сторон для достижения приемлемого результата;

– метод посредничества: участие третьей стороны в переговорах для содействия поиску решения;

– метод сотрудничества: совместное погружение сторон в проблему для поиска взаимовыгодного решения;

– метод согласия: проведение мероприятий для привлечения потенциальных противников к общему делу;

– метод доброжелательности: развитие способности сопереживать и сочувствовать другим, понимать их внутренние настроения;

– метод взаимного дополнения: учёт способностей и недостатков сторон для повышения эффективности сотрудничества;

– метод исключения дискриминации: игнорирование различий между сторонами для создания равных возможностей.

Проблема: недостаточная мотивация учащихся к сотрудничеству.

Решение: роль мотивации в развитии коллектива.

Практические рекомендации по стимулированию воспитанников к сотрудничеству и активному участию в жизни класса :

– используйте разные технологии воспитания: устраивайте уроки-игры, дебаты, парные занятия для проверки знаний;

– создайте дружественную и доверительную атмосферу: общайтесь с воспитанниками, шутите, интересуйтесь их мнением;

– применяйте современные технологии: они помогут сэкономить время, мотивировать детей и отслеживать результаты обучения;

– не бойтесь проектной работы: она развивает навыки командной работы и сотрудничества;

– дайте воспитанникам свободу выбора: позвольте им самостоятельно выбирать место для сидения, партнёров для групповой работы и задания для выполнения.

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища является сложным и многогранным процессом. Однако при правильном подходе и учёте всех аспектов этого процесса можно создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.

Литература:

  1. Индивидуальный подход и индивидуализация образования. / [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/12/individualnyy-podhod-i individualizatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 07.09.2024).
  2. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. — М., 2010. — 336с.
  3. Проняева Н. А. Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителю. / Проняева Н. А. [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения.: [сайт]. — URL: https://niidpo.ru/blog/konflikt-v-klasse-kak-raspoznat-kak-deystvovat-uchitelyu (дата обращения: 07.09.2024).
  4. Психологический справочник классного руководителя «Что делать, если...?» / авт.-сост. Э. Х. Башлай. — Казань: ИРО РТ, 2021. — 71 с.
Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, совместная деятельность, воспитанник, развитие, формирование, друг друга, индивидуальная особенность детей, кадетское училище, образовательный процесс, развитие самоуправления.


Ключевые слова

развитие, совместная деятельность, формирование, классный коллектив, воспитатель. индивидуальные особенности

Похожие статьи

Задать вопрос