В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития воспитанников. Представлены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе над формированием и развитием классного коллектива и предложены методы и приёмы их решения.
Ключевые слова: классный коллектив, формирование, развитие, воспитатель. индивидуальные особенности, совместная деятельность.
В современном образовательно-воспитательном процессе формирование и развитие классного коллектива играет важную роль в обеспечении успешной педагогической работы, поскольку от состояния коллектива зависят результаты воспитательного и образовательного процесса.
Идентификация и анализ проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе, играет важную роль в повышении эффективности образовательного процесса. Важно помнить, что каждый класс уникален, и требует индивидуального подхода со стороны педагога. Решение проблем возможно через коммуникацию, стратегическое планирование и использование педагогических техник, способствующих созданию поддерживающей обучающей и воспитательной среды.
Ключевую роль в кадетском училище в процессе формирования и развития классного коллектива играет воспитатель. Он должен обладать авторитетом и быть уважаемым педагогом, способным объединить воспитанников вокруг общих целей и интересов. Воспитатель должен уметь устанавливать доверительные отношения с детьми, поддерживать их инициативу и помогать в решении возникающих проблем.
Воспитатель выполняет следующие функции:
– организует и направляет работу коллектива воспитанников, формирует систему отношений через различные виды воспитывающей деятельности;
– проводит внеклассную воспитательную работу, привлекает специалистов и преподавателей для организации многосторонних связей класса с внешним миром;
– создаёт условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, развития его личности и сохранения потенциальных способностей;
– защищает интересы детства, проявляет высокие нравственные качества и уважение к каждому воспитаннику.
Таким образом, воспитатель выступает организатором воспитательной деятельности, наставником и защитником интересов своих воспитанников.
При формировании классного коллектива важно учитывать индивидуальные особенности детей. Педагог должен знать сильные и слабые стороны каждого, его интересы и предпочтения. Это поможет создать оптимальные условия для обучения и развития каждого ребёнка.
Учёт индивидуальных особенностей воспитанников при формировании коллектива включает следующие аспекты:
– определение места каждого ребёнка в коллективе на основе наблюдений за поведением и взаимодействием с другими воспитанниками;
– организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, создание оптимальных условий для реализации их потенциала;
– развитие коммуникативных навыков и умений разрешать конфликты со сверстниками;
– обучение детей работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других воспитанников;
– организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, творчества;
– организация совместной деятельности.
Для формирования классного коллектива необходимо организовывать совместную деятельность воспитанников. Это может быть участие в различных мероприятиях, проектах, кружках и секциях. Совместная деятельность помогает ученикам лучше узнать друг друга, наладить дружеские отношения и научиться работать в команде.
Развитие самоуправления в классе. Самоуправление в классе является важным аспектом формирования классного коллектива. Воспитанники должны иметь возможность самостоятельно принимать решения, участвовать в организации жизни класса и нести ответственность за свои действия. Развитие самоуправления помогает им стать более самостоятельными и ответственными.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при работе над формированием и развитием классного коллектива и их решение:
Проблема: отсутствие доверия и взаимопонимания в коллективе.
Решение: анализ причин и последствий отсутствия доверия между учащимися и педагогом.
Практические рекомендации по укреплению доверительных отношений в классе:
– формирование безопасного пространства: создайте открытую учебную среду, где воспитанники могут безопасно выражать сомнения и задавать вопросы;
– взаимное уважение: проявляйте уважение к учащимся и будьте готовы помочь им в сложных ситуациях;
– заинтересованность в благополучии друг друга: демонстрируйте положительное отношение к детям;
– конструктивная критика: давайте обратную связь в конструктивном ключе, оставляйте воспитанникам возможность исправлять ошибки самостоятельно;
– активное слушание: слушайте детей и показывайте, что вы цените их усилия;
– совместная деятельность: участвуйте в совместных мероприятиях, чтобы создать ощущение единения;
– сострадание и понимание: проявляйте сострадание и понимание к проблемам воспитанников, это поможет укрепить доверие;
– стремление к справедливости: относитесь ко всему коллективу класса одинаково и уделяйте внимание каждому;
– проявление открытости: делитесь своими историями и опытом, а также позволяйте ребятам делиться своими историями.
Проблема: конфликты и разногласия между учащимися.
Решение: идентификация основных причин конфликтов в классе.
Использование методов и приемов по урегулированию конфликтов и содействию мирному сосуществованию:
– метод компромисса: взаимные уступки сторон для достижения приемлемого результата;
– метод посредничества: участие третьей стороны в переговорах для содействия поиску решения;
– метод сотрудничества: совместное погружение сторон в проблему для поиска взаимовыгодного решения;
– метод согласия: проведение мероприятий для привлечения потенциальных противников к общему делу;
– метод доброжелательности: развитие способности сопереживать и сочувствовать другим, понимать их внутренние настроения;
– метод взаимного дополнения: учёт способностей и недостатков сторон для повышения эффективности сотрудничества;
– метод исключения дискриминации: игнорирование различий между сторонами для создания равных возможностей.
Проблема: недостаточная мотивация учащихся к сотрудничеству.
Решение: роль мотивации в развитии коллектива.
Практические рекомендации по стимулированию воспитанников к сотрудничеству и активному участию в жизни класса :
– используйте разные технологии воспитания: устраивайте уроки-игры, дебаты, парные занятия для проверки знаний;
– создайте дружественную и доверительную атмосферу: общайтесь с воспитанниками, шутите, интересуйтесь их мнением;
– применяйте современные технологии: они помогут сэкономить время, мотивировать детей и отслеживать результаты обучения;
– не бойтесь проектной работы: она развивает навыки командной работы и сотрудничества;
– дайте воспитанникам свободу выбора: позвольте им самостоятельно выбирать место для сидения, партнёров для групповой работы и задания для выполнения.
Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища является сложным и многогранным процессом. Однако при правильном подходе и учёте всех аспектов этого процесса можно создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.
Литература:
- Индивидуальный подход и индивидуализация образования. / [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/12/individualnyy-podhod-i individualizatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 07.09.2024).
- Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. — М., 2010. — 336с.
- Проняева Н. А. Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителю. / Проняева Н. А. [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения.: [сайт]. — URL: https://niidpo.ru/blog/konflikt-v-klasse-kak-raspoznat-kak-deystvovat-uchitelyu (дата обращения: 07.09.2024).
- Психологический справочник классного руководителя «Что делать, если...?» / авт.-сост. Э. Х. Башлай. — Казань: ИРО РТ, 2021. — 71 с.