Статья посвящена проблеме сплочения детского коллектива младших школьников. Представлено понятие детского коллектива и основные его признаки. С учетом возрастных особенностей выделена специфика детского коллектива младших школьников. Раскрыты способы сплочения детского коллектива. Представлены результаты изучения детского коллектива второклассников.
Ключевые слова: коллектив, детский коллектив младших школьников, сплочение коллектива, способы сплочения, командная игра.
Цель современного воспитания — личностный рост как развитие ценностных отношений личности к миру, людям, самому себе, как процесс постепенного вхождения человека в мир, определение себя в мире и поиск смысла жизни. Реализация намеченной цели воспитания требует специально организованной образовательной среды, которая проектирует многоплановые и многоуровневые формы отношений, взаимодействия взрослых и детей, стимулирует активности ребенка, позволяет обучающимся развивать необходимые для совместной деятельности ключевые компетенции.
Согласно исследованиям многих ученых, детский коллектив может выступать средой, задающей ценности, отношения, нормы и правила социального поведения, формирующей представления о способах вхождения в мир и взаимодействия в нем, стимулирующей позитивное социальное развитие личности обучающегося, в том числе и младшего школьного возраста. В детском коллективе ребенок пробует свои силы, реализует потенциальные возможности, приобретает положительный социальный опыт. Только в детском коллективе данные процессы специально проектируются и организуются педагогом. Чем более сплочен детский коллектив, тем большее влияние он оказывает на развитие ребенка.
Цель статьи: обозначить способы сплочения детского коллектива младших школьников.
Коллектив — сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и общности.
Детский коллектив — сложное социально-педагогическое явление, воспитывающая среда, существенно влияющая на процессы социализации и индивидуализации личности, формирование ее нравственных качеств. В данном определении раскрыта двойственная природа коллектива: организация и общность. Это означает значимость:
– сочетание формальной и неформальной структуры;
– соотношение норм и ценностей коллектива и его членов;
– соединение деловых и личных отношений.
К основным характерным признакам коллектива относят: наличие общественно значимых целей, систематическое включение воспитанников в социально значимую деятельность, организация совместной деятельности, наличие органов самоуправления, наличие общих интересов.
Согласно позиции ученых, коллектив за счет одних свойств способствует нивелировки личности, за счет других — развитию индивидуальности. Поэтому положение личности в коллективе характеризуется как идентификацией (принадлежность к социальной группе), так и ее обособлением.
Современный младший школьник растет в многомерном, полифункциональном, разделенном на разные слои и страты обществе. При моделировании воспитательной среды, создающей необходимые условия для достижения цели воспитания, важен учет возрастных особенностей школьников. Значимость средовых факторов, сила их влияния на личность зависит от возраста ребенка.
Психологи отмечают такие особенности современного младшего школьника, как несовпадение уровней физического и социального развития; отсутствие взаимопонимания со взрослыми и отчужденность от взрослых; самодостаточность и ориентация на саморазвитие; стремление к индивидуализму и изменение мировосприятия (новые символы, идеи, ассоциации); виртуализация сознания и конструирование собственной реальности. Информация, которой владеет ребенок, не всегда соответствует уровню развития его сознания и нравственной сферы. Развитие интеллектуальной сферы не ведет за собой развитие духовно-нравственной сферы и сферы социального взаимодействия.
В этой социальной ситуации развития детский коллектив имеет приоритетное значение для воспитания младшего школьника. Коллектив является значимым внешним условием, которое поддерживает активность в самопроявлении в различных видах деятельности и одновременно актуализирует осознание способов своих действий в ходе самостоятельной деятельности и социального взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями [2]. Если ребенок чувствует себя уверенно и спокойно в коллективе, ему легче проявлять свои личностные качества, развиваться и самовыражаться в различных видах деятельности.
Класс — это учебная единица, созданная по формальным основаниям. Одноклассников объединяет общая деятельность и общее пространство длительного сосуществования. Каждый класс — потенциальный коллектив, при этом не каждый класс — реальный коллектив [4]. Чтобы стать коллективом класс должен превратиться в единство организации (внутренняя упорядоченность) и общности (фунционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, разрешение конфликтов).
В начале обучения учебная деятельность, являясь индивидуальной, затрудняет формирование коллективных связей и отношений. В 1–2 классе для ребенка значима личность педагога, который помогает овладеть новой для него учебной деятельностью. Нет реальных межличностных отношений, отсутствуют коллективные связи, детский коллектив не сформирован.
Связи и отношения начинают складываться в учебной деятельности и переносятся в воспитательные дела и общественную работу. Поэтому нужно правильно подходить ко всей совместной деятельности, четко распределять обязанности и следить за помощью друг другу в процессе деятельности.
К третьему году обучения у младшего школьника меняется отношение к коллективу: устанавливаются тесные контакты с одноклассниками, повышается групповая активность, накапливается опыт совместной деятельности, определяется состав лидеров, складываются коллективные нормы поведения и правила, положительные традиции. Ребенок, приобретая опыт взаимодействия со сверстниками, начинает оценивать себя и других, появляется нравственная оценка поведения и действий сверстников.
В 3–4 классах растет самостоятельность и активность младших школьников в совместных делах. Каждый член детского коллектива занимает свое положение в системе деловых и личных отношений, на которое оказывает влияние успехи и достижения ребенка, его увлечения, интересы, нравственные свойства. В классе возникают определенная система взаимоотношений, прежде всего, эмоционально-избирательного плана. Личностные отношения (симпатии, привязанности, антипатии и пр.) оказывают сильное воздействие и на жизнь каждого школьника, и на деятельность классного коллектива. Именно личные взаимоотношения, по Л. И. Божович, представляют собой один из важных факторов «эмоционального благополучия» членов коллектива [1].
Проведенный теоретический анализ позволил выделить особенности детского коллектива младших школьников:
знакомство с принципами, социальными нормами;
слабая организованность;
накопление социального опыта, личное самоопределение и самовыражение;
динамика роли педагога: организатор (1–2 классы), модератор, тьютор (3–4 классы);
неустойчивость дружеских групп (1–2 классы), эмоциональные связи (3–4 классы).
Сплоченность является одним из критериев динамики развития коллектива. Так Я. Л. Коломинский сплоченность определяет как идейное, моральное, эмоциональное и волевое единение членов коллектива, изменяющееся на основании организационного единства, как объективной характеристики коллектива [3]. Сплоченность детского коллектива мы рассматриваем как степень единства коллектива, которая проявляется в единстве мнений, традиций, характере межличностных отношений и настроений, в единстве практической деятельности.
Организатором детского коллектива младших школьников выступает педагог. Основой его профессиональной деятельности выступает умение взаимодействовать с ребенком и детским коллективом. Для сплочения детского коллектива классный руководитель использует разные способы. Важно прийти к тому, чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения, появились общие цели, сложилось коллективное мышление.
В игровой форме проводит мероприятия к календарным праздникам либо организует командные игры. В игре младший школьник примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. В командных соревнованиях ребенок понимает роль каждого игрока и ответственность за результат. Если класс спортивный и большинство детей любят спортивные соревнования, то отлично сработают спортивные игры и соревнования. Ребята, которые не любят бегать или по состоянию здоровья не могут этим заниматься, могут вместе с учителем подготовить плакаты, кричалки для поддержки своей команды.
С учетом индивидуальных особенностей детей педагогом создаются ситуации успеха. В совместной деятельности определяются традиции класса, как устойчивые формы коллективной жизни. Они помогают выработать общие нормы поведения, эмоционально воплощают нормы и желания детей, развивают коллективные переживания. Традициями могут выступать: совместные посещения театров и музеев, празднование Дня рождения класса, участие в социальных акциях, добровольческая деятельность и пр.
Подтверждение теоретических выводов мы нашли в собственных результатах изучения детского коллектива второклассников. С учащимися второго класса одной из школ г. Хабаровска была проведена серия диагностических методик, включающая: анкетирование «Наш класс нашими глазами», методики «Памятные события моего класса», «Космическое путешествие». Выбор данных методик определялся доступностью, неустойчивостью эмоциональных связей в силу возраста, игровой направленностью, естественным включением в воспитательный процесс.
С целью выявления удовлетворенности второклассниками своим классом было проведено анкетирование «Наш класс нашими глазами». Соотношение вопросов об активности класса и выполнении детьми поручений позволил выявить зависимость: класс активный, потому что 23 человека (88 %) выполняли постоянные или временные поручения.
Для большей половины детей класса (15 чел., 58 %) характерно эмоциональное благополучие. Они довольны отношением класса к себе и отмечали доброжелательные, дружеские отношения между детьми (16 чел., 62 %). 10 человек (38 %) переживали присутствие в классе как эмоционально неблагополучное. Они не в полной мере довольны отношением коллектива к себе и выразили неуверенность в дружности класса. 1 человек (4 %) не определился со своей позицией по отношению к классу.
В целом, в классе сформирован недостаточно сплоченный коллектив. Мы предположили, что совместное обучение в течение двух лет — маленький временной промежуток для сплочения детского коллектива младших школьников.
С целью изучения традиций класса второклассникам была предложена методика «Памятные события моего класса». Обучающимся предлагалось написать список самых памятных событий из жизни класса.
Всего было выделено 35 положительных события (64,8 % от общего числа ответов). 60,8 % положительных воспоминаний второклассников связано с совместным времяпрепровождением: ходить в театры, делать подделки, играть на переменах.
17,1 % положительных воспоминаний связаны с дружбой, появлением друга. 8,6 % респондентов отметили положительные воспоминания, связанные с учебной деятельностью. Им нравились занятия с психологом и робототехникой, запомнилось 1 сентября в первом классе. 7,7 % ответов детей связаны с их личными интересами: спортивные предпочтения и отдых в пришкольном лагере.
Всего было выделено 19 отрицательных событий (35,1 % от общего числа ответов). 57,8 % негативных воспоминаний второклассников связаны с жизнедеятельностью класса: ссоры и конфликты между одноклассниками. 26,1 % негативных воспоминаний связано с учебной деятельностью: отмена урока, неготовность к уроку, замечания учителя. 15,7 % негативных воспоминаний — личные события девочки Анны Б.
Из общего количества респондентов 9 второклассников (34,6 %) отметили только положительные воспоминания, 1 ученик (3,8 %) — только негативные воспоминания. 16 чел. (61,5 %) отметили как положительные, так и негативные воспоминания, связанные с жизнью класса. При этом доминирование положительных воспоминаний показало значимость детского сообщества для второклассников и классного руководителя, как организатора детского коллектива.
С целью определения социально-психологических статусов обучающихся была проведена методика «Космическое путешествие». Социально-психологический статус определялся числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствовал о степени признания в классном коллективе.
Анализ результатов показал, что 12 чел. (46,1 %) выделили самого популярного ученика — неформального лидера. С лидером большинство второклассников хотели общаться и дружить.
По социально-психологическому статусу дети в классе были распределены следующим образом: самый популярный — 1 чел. (4 %), предпочитаемые (2–3 выбора) — 17 чел. (65 %), принятые — 7 чел. (27 %), изолированные — 1 чел. (4 %). Практически все дети класса имели выбор, что позволяет констатировать наличие контактов между детьми, при этом контакты не интенсивные и неразнообразные.
Было отмечено 5 взаимных выборов (19,2 %). Невысокий уровень положительной взаимности коллективных отношений показал недостаточную совместимость детей в классе, отсутствие развитых дружеских отношений.
Анализ результатов проведенных методик показал необходимость целенаправленной работы по сплочению детского коллектива второклассников. Полученные результаты учитывались для повышения групповой сплоченности при планировании классных мероприятий, распределении поручений, выборе приемов и средств вовлечения учащихся в совместные творческие дела.
На сплочение коллектива влияет участие детей в различных командных играх. В период производственной практики по профессиональному модулю «Классное руководство» мы приняли участие в городской краеведческой игре «Город моего детства». В ходе игры наша команда по маршрутному листу должна была пройти шесть станций.
На первой станции «Мы дети твои Хабаровск!» ребята представили свое домашнее задание: визитную карточку команды «Максимум». Члены команды отвечали на вопросы по произведениям авторов Д. Д. Нагишкина, В. Захарова, Т. Чинаревой на второй станции «Открытая книга». Ребятам зачитывался фрагмент рассказа, они определяли произведение и автора. Так же ученики работали с иллюстрациями к данным произведениям.
На третьей станции «Здравствуй, музей!» ребята показали подготовленную мини-экскурсию по музеям города Хабаровска. На четвертой станции «Знатоки родного города» ребята соотносили название памятников г. Хабаровска с их историей и изображением.
Творческая пятая станция «Хабаровские акварели» позволила команде проявить свои творческие способности и создать поздравительный плакат ко дню рождения города. На шестой станции «Экоазбука» ребята демонстрировали свои знания по экологии Хабаровского края.
Представляя свою команду каждый чувствовал ответственность за результат. За время подготовки ребята стали единой командой. Наша команда «Максимум» получила 77,2 балла и заняла второе место в командном зачете. Так же конкурс — это хорошая площадка для реализации личных достижений и знаний ребенка.
Таким образом, детский коллектив, являясь сферой жизнедеятельности ребенка, удовлетворяет его потребности в общении и самоутверждении, помогает в формировании эмоционального и поведенческого опыта, через взаимодействие с другими создает условия для познания себя и своих достоинств. В практике учитель выбирает способы сплочения детского коллектива, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400с.
- Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития. Монография; под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. — М.: Изд-во АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017. — 108 с.
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 2004. — 268 с.
- Шустова И. Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип событийности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т.1. — № 5 (43). — С. 156–168.