Согласно многим ученым, изучение человеческих отношений стало одной из главных задач нашего времени. Особое внимание уделяется этой теме в психологии, где взаимоотношения играют ключевую роль. Важно отметить, что особое внимание следует уделить взаимоотношениям между младшими школьниками, так как это важный этап их развития.
Изучение взаимоотношений между младшими школьниками имеет большое значение для понимания их эмоционального и социального развития. В этом возрасте дети начинают формировать свою личность и активно взаимодействуют с окружающими. Взаимоотношения с ровесниками, учителями и родителями играют важную роль в их жизни [2].
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются младшие школьники, является формирование дружеских отношений. В этом возрасте дети ищут своих единомышленников, желают быть принятыми и понятыми. Они учатся решать конфликты, развивать навыки коммуникации и сотрудничества.
«Межличностные отношения младшего школьника — это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Межличностные отношения, которые складываются в коллективе младших школьников, формируют личность каждого его члена» [1].
В младшем школьном возрасте дети начинают активно общаться со сверстниками. Это связано с тем, что они становятся более самостоятельными и независимыми от взрослых. В общении со сверстниками дети учатся устанавливать контакты, налаживать взаимодействие, решать конфликты, выражать свои эмоции и чувства.
Межличностные отношения младших школьников характеризуются следующими особенностями:
– Эмоциональность: отношения младших школьников основаны на эмоциях и чувствах. Дети часто выбирают друзей по симпатии, а не по общим интересам.
– Неустойчивость: отношения младших школьников могут быстро меняться. Дети могут дружить сегодня, а завтра поссориться и перестать общаться.
– Эгоцентризм: младшие школьники часто бывают эгоцентричными. Они считают, что их мнение и интересы важнее, чем мнения и интересы других детей [1].
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, В. М. Бехтерева, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. И. Захарова, Е. С. Кузьмина, Е. А. Климова, В. А. Лабунской, А. А. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейна, Е. Е. Сапоговой и других.
Младший школьный возраст является периодом, который до сих пор остается малоизученным с точки зрения генетической линии развития межличностных отношений. Однако, существует несколько новых исследований, которые могут добавить интересную информацию на эту тему.
Недавние исследования показывают, что воспитание и социализация школьников в младшем школьном возрасте имеют особое значение для формирования национального воспитательного идеала и их всестороннего развития. Организация внеурочной деятельности в рамках системы начального общего образования является наиболее эффективным способом достижения этих целей.
Например, исследования показывают, что включение различных видов художественной деятельности, таких как рисование, музыка и танцы, в программу внеурочной деятельности, способствует развитию творческого мышления и эмоционального интеллекта у детей. Это помогает им лучше понимать и выражать свои эмоции, а также развивать свои способности и таланты.
Кроме того, исследования также показывают, что включение физической активности, такой как спорт и игры на свежем воздухе, в программу внеурочной деятельности помогает улучшить физическую форму и здоровье детей. Это также способствует развитию навыков командной работы, сотрудничества и лидерства, которые являются важными аспектами межличностных отношений [5].
Хотя младший школьный возраст остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений, новые исследования показывают, что организация внеурочной деятельности в рамках системы начального общего образования может быть эффективным инструментом воспитания и социализации школьников. Включение различных видов деятельности, таких как художественные занятия, физическая активность и современные технологии, может способствовать их всестороннему развитию и формированию межличностных навыков [6].
На базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», города Минусинска было организовано исследования детей младшего школьного возраста на выявления уровня межличностных отношений. В исследовании принимали участия дети 3 класса, количественным составом 25 человек. Для исследования межличностных отношений использовались: социометрия (Дж. Морено [4]), методика В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева «Психологический климат классного коллектива» и анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» Т. В. Безродных [3].
Исходя из полученных данных выявлено, что в классе преобладает средний уровень. Это говорит о том, что большинство детей имеют частичные представления об отношениях взаимной ответственности, уважения, дружбы в процессе взаимодействия, необходимости сплочения класса. Но также есть дети, имеющие низкий уровень, также преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных навыков и сплоченности, коэффициент в классе намного меньше единицы и составляет: ЭГ-0,2, КГ-0,1. В классе есть дети, которые имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков. Эти дети без проблем выстраивают коммуникации- общаются с детьми, заводят разговоры. Их часто выбирают одноклассники для групповых работ, с удовольствием берут их в игры, делятся секретами. Детям с ними очень интересно, но все-таки присутствуют дети с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. Они чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Обычно тихони, их не видно, не слышно, не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в школу, его отсутствия могут не заметить.
Межличностные отношения в классе играют важную роль в развитии личности ребенка. От того, как складываются эти отношения, зависит, насколько комфортно и безопасно ребенок чувствует себя в школе, как он проявляет себя в учебной и внеучебной деятельности.
На основе изучения психолого-педагогической литературы и опыта работы учителем начальных классов можно сформулировать следующие рекомендации по оптимизации межличностных отношений в классе:
– Использование игры. Игра является естественным способом общения детей. Она позволяет им расслабиться, снять напряжение, проявить себя и свои способности, познакомиться друг с другом.
– Формирование общих традиций в классе. Общие традиции помогают детям почувствовать себя частью коллектива, сплотиться. Это могут быть совместные праздники, спортивные соревнования, творческие конкурсы, акции и т. д.
– Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий. Совместное переживание значимых событий помогает детям лучше понять друг друга, проявить сочувствие и поддержку. Это могут быть ситуации, связанные с успехами и неудачами детей, стихийными бедствиями, общественной жизнью и т. д.
– Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива. Важно, чтобы в классе царила атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, уважения к личности. Для этого необходимо формировать у детей такие качества, как отзывчивость, сострадание, толерантность.
– Развитие коммуникативных навыков. Дети должны уметь общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, решать конфликты мирным путем. Для развития коммуникативных навыков можно использовать различные упражнения и игры.
– Работа с «отверженными» детьми. Такие дети часто чувствуют себя изолированными от коллектива, испытывают трудности в общении. Важно помочь им раскрыть свои способности, найти свое место в классе. Для этого можно привлекать их к совместной деятельности, чаще хвалить и поощрять, создавать ситуации успеха.
– Работа в группах. Работа в группах помогает детям научиться сотрудничать, находить общие решения, разрешать конфликты. На уроках можно организовывать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как сильные, так и слабые ученики.
– Участие детей в организации общего пространства класса. Это помогает детям почувствовать себя хозяевами класса, способствует развитию чувства ответственности и сотрудничества.
– Создание правил класса. Правила класса помогают детям понять, что такое нормы поведения в коллективе, и соблюдать их.
– Создание «Дня добрых дел». «День добрых дел» — это возможность для детей проявить свою доброту и отзывчивость, помочь друг другу и окружающим.
Реализация этих рекомендаций поможет создать в классе атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, которая будет способствовать полноценному развитию личности ребенка.
Литература:
- Агафонова В. Е. Характеристика межличностных отношений детей младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 1 (73).
- Бережная А. М., Лукьяненко Е. С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками // Педагогические науки. 2016. № 11. С. 61−70
- Безродных Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика. Новосибирск: ЦРНС, 2009. 311 с
- Дольникова Н. В. Методика диагностики «Cоциометрия» Дж. Морено // ООО «Инфоурок». 2015. № 038467 URL: https://infourok.ru/metodika-diagnostiki-kommunikativnih-navikov-dzh-moreno409484.html
- Емельянова И. Г. Особенности межличностных отношений современных младших школьников // журнал Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7–10. С 35−38.
- Карушева А. В. Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 1004−1006.