Использование новых технологий в процессе обучения иностранному языку подразумевает развитие позитивных личностных установок на успешное развитие позитивных личностных установок на успешное овладение иностранным языком, а также развитие веры человека в свои способности и возможности, чему должно быть уделено особое внимание в течении всего периода обучения. Основными задачами интерактивных занятий ставятся не учебные — вспомнить какие-то слова по заданной теме и построить из них фразы как при традиционном обучении, а практические: купить нужный Вам билет, взять такси и доехать вовремя до гостиницы или аэропорта, получить номер в гостинице, обсудить важную проблему с партнером, найти необходимые аргументы. Таким образом, язык является средством для достижения главной цели- коммуникации. На уроках должна приветствоваться полная импровизация, говорить можно любыми словами, чтобы цель была достигнута. Наличие практической задачи — сделать что-то, пользуясь языком — обеспечить спонтанное перерождение и развитие свободной речи от себя.
Обучение всем языковым формам необходимо строить, используя сенсорные системы восприятия. Важно рисовать, представлять, проговаривать, петь, слушать мелодику речи, действовать, играть, заниматься драматизацией. Особенно полезно произносить иностранные слова, изображая их всем телом, а глагольный ряд сопровождать соответствующим действием. (например: глагол to run- бежать: to write –писать).
Целесообразно постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены лексика и разговорные паттерны вокруг одной речевой ситуации. Обучение необходимо строить с учетом перераспределения фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно смещать цель обучения в контексте игровой или сенсорной деятельности. Необходимо создать условия для изучения познавательных стратегий детей, их развитие и обмена информации. На начальном этапе обучения иностранному языку полезно следовать микростратегии, например: слышит слово -видит предмет –обращает внимание на мелодику и интонацию, испытывает эмоции- делает и говорит. Особенно важную роль играют упражнения, направленные на создание внутренних образов иностранных слов, развития слушания внутренней мелодики и интонирования иноязычной речи. На первых этапах обучения иностранному языку большую роль играет прослушивание аудиотекстов и повторение сначала отдельных звуков, словосочетаний, а чуть позже диалогических реплик и монологических высказываний. Учащиеся мыслят на родном языке, а затем подбирают аналог на родном языке или воспроизводят ситуации с опорой на родной язык. Различные комбинации русского и иностранного внутренних диалогов препятствует скорости разговорной речи иностранного диалога, а также восприятие речи при просмотре видео и аудиофильмов или при прослушивании аудиотекстов. Работу с аудиофильмами лучше всего вести поблочно: просматривая определенный блок фильма, затем даются ключевые слова и выражения для подготовки пересказа по данной ситуации. Итак, на протяжении просмотра всего фильма: это отрабатывается лексика по определенной теме, что служит расширению словарного запаса, восстанавливается последовательность просмотренного материала, закрепляется пройденный грамматический материал. Ученик сосредоточен на различных внутренних диалогах, внешняя коммуникация продолжается и очень важно, когда ученики привлекают свои знания и использовать их в устной речи.
Для аналогии родного и иностранного языка очень важно снятие языкового барьера для развития коммуникативной компетенции ученика. В этих случаях очень большую роль играет использование интерактивной доски, где задействованы слайды с иностранными словами или основные грамматические положения темы или работа с кроссвордами на иностранном языке. При многократном и разнообразном повторении нужных смысловых ситуации они легко усваиваются. Для развития эффективного слушания и понимания иностранной речи необходимо развитие микростратегии поиска знакомых слов, что важно как для восприятия аудиофильмов, так и для разговорной практики.
Для эффективного обучения иностранного языка очень важное значение имеет работа с ограничивающими убеждениями учащихся. Для этого нужно использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией. Данная работа должна быть обязательна личностно-ориентированной и может организоваться в группе или индивидуально.
При изучении ряда грамматических тем использование электронных микроскопов для работы с картинками по разговорной практике, ученики составляют рассказы или описание ситуации под рубрикой Что бы это значило. Используется групповая работа, ответ выдается одним представителем рабочей группы.
Очень важно постоянно поддерживать мотивацию изучения иностранного языка. Кроме этого, важно перед каждым новым видом деятельности мотивировать учащихся к определенному виду деятельности. Необходимы такие виды мотивации, которые связаны с текущими интересами учеников. Для этого необходимо знать ценности, мир увлечений и интересы, а также особенности каждого ребенка. Важным моментом в обучении языку является создание индивидуальной траектории личностных ожиданий о результатах обучения: скорости, темпов, получения навыков. Необходимо предусматривать специальные занятия по широкой интеграции знаний, где учащиеся могут реализовать себя полностью и использование современных образовательных технологий помогает в обучении и овладении иностранным языком.
Ведущей целью обучения иностранному языку является — формирование коммуникативной компетенции. При развитии коммуникативной компетенции необходимо учитывать следующие составляющие: лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую, социокультурную и социальную компетенции. Таким образом, особенность предмета «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не только знание о самом предмете т. е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности. В соответствии с теорией деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности обучению. При обучению иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия каждого ученика в том виде речевой деятельности, которой его обучают.
Если учащихся обучают чтению, то каждому необходимо предоставить возможность отрабатывать чтение вслух, работая с аудиофайлами звуков, слов, словосочетаний и предложений. При обучению говорению — каждому ученику предоставляется возможность говорить, выражать свои мысли как в монологической, так и в диалогической речи, чтобы была возможность записать свою речь, а затем ее прослушать. При обучению аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иноязычную речь. Вот тут Интернет дает огромные возможности, предлагаются различные уровневые программы обучения.
Современные компьютерные сети предоставляют своим пользователям возможность использовать базы данных и поисковые системы, библиотечные каталоги и мощные по объему памяти файл-серверы, которые могут помочь учителю и его ученикам приобщаться к мировым информационным ресурсам и организовать учебную деятельность (как на уроке, так и во внеурочное время) на качественном более высоком уровне.
Литература:
- Соловова Е. Н.: Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Астрель- Москва-2010 г.,272 стр.
- Современные теории и методы обучения иностранным языкам.-М.: Изд-во «Экзамен» 2006 г.- 381 стр.
- Персональный компьютер в учебном процессе.- М.: Наука — 2013 год.
- http://www.rusedu.info/ Г. А. Сапрыкина.: Электронные учебники для школьного образования.