Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования
Авторы: Ходячих Петр Николаевич, Фаустов Игорь Борисович, Курмаев Вячеслав Жоржович, Матюхин Роман Михайлович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 28.03.2016
Статья просмотрена: 84 раза
Библиографическое описание:
Ходячих, П. Н. Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования / П. Н. Ходячих, И. Б. Фаустов, В. Ж. Курмаев, Р. М. Матюхин. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10120/ (дата обращения: 16.12.2024).
1. Проблемы подготовки рабочих и специалистов по автомобильным специальностям.
Учебные заведения начального профессионального образования должны подготавливать востребованных современной рыночной экономикой рабочих способных быстро адаптироваться на производстве и включаться в производственный процесс с первого дня выхода на работу.
В связи с этим возникает следующая проблема, как проводить обучение современным достижениям в области техники и технологии ориентируясь на лабораторное оборудование и автомобильный парк, имеющийся в распоряжении учебных заведений. Ведь одной из важнейших составляющих процесса адаптации учащегося на производстве является степень владения им современными производственными умениями и навыками.
Не умаляя важности обучения будущих рабочих знанию принципов конструкций и процессов, умения выделять общее в разнообразии конструктивных исполнений, следует отметить, что рабочий должен обладать конкретными умениями и навыками для выполнения тех или иных операций по эксплуатации и обслуживанию автотехники.
Для овладения такими умениями и навыками необходимо обучение на конкретных образцах современной техники.
Абстрагируясь, предположим, что уровень развития экономики страны позволит обеспечить поступление во все учебные заведения современных образцов техники непосредственно с автопредприятий. Но, и при такой идеальной ситуации необходимо учитывать, что срок списания автотракторной техники 7…8 лет, а модернизация ее в условиях ускорения технологического процесса происходит непрерывно. Поэтому ясно, что материально-техническая база учебных заведений априори будет отставать от современного уровня развития техники, находящейся в эксплуатации в автомобильных предприятиях.
Учитывая весьма значительный уровень стоимости современной автомобильной техники, ее большое разнообразие, а также кризисное текущее состояние материально-технической базы учебных заведений системы профессионального образования (средний срок автомобильной техники в учебных заведениях 15…20 лет), недостаточный уровень финансирования учебных заведений системы ПО, становится ясно, что решение проблемы формирования умений и навыков с использованием традиционного образования и традиционных методов обучения на современном этапе не эффективно.
2. Пути решения проблемы.
Одним из путей решения этой проблемы является совмещение традиционных педагогических методик с технологиями компьютерного обучения. При этом обучение базовым операциям целесообразно проводить на натуральных образцах техники (для этих целей не обязательно иметь все ее разнообразие и новейшие образцы), а отработку специфических операций и навыков работы с новейшими образцами автомобильной техники и технологическими новинками осуществлять с использованием виртуальных средств.
Формирование части производственных навыков с помощью современных компьютерных технологий позволит относительно дешево и оперативно по отношению к традиционной технологии обучения (приобретение новых образцов техники, разработка методики обучения, издания учебников и т. д.) организовать учебный процесс в учебных заведениях системы начального профессионального образования.
Использование электронных средств учебного назначения позволит:
- Своевременно по мере необходимости менять виртуальную базу образцов для обучения.
- Оптимально расходовать средства для смены натуральных образцов.
- Индивидуализировать и дифференцировать обучение и контроль за уровнем усвоения учебного материала.
- Экономить учебное время за счет интенсификации хода учебного процесса.
- Ускорить формирование навыков работы с компьютерной техникой.
- Повысить средний уровень качества обучения за счет открывающейся возможности использования учебного материала, отобранного специалистами и разработчиками высшего уровня.
- Отслеживать индивидуальные процессы формирования у учащихся умений и навыков и своевременно корректировать обнаруженные с помощью компьютерных методик контроля знаний отклонения.
- Повысить уровень объективности оценки уровня учебных достижений.
Наиболее эффективно, на наш взгляд, организовать использование электронных средств учебного назначения таким образом, чтобы не «ломать» сложившуюся в системе начального профессионального образования традиционную систему организации учебного процесса.
Современная организация учебного процесса при подготовке по автомобильным специальностям в учебных заведениях НПО предполагает следующие типы занятий:
– теоретические занятия в составе группы (1–2 часа). Цель этих занятий — формирование знаний;
– лабораторно-практические занятия в составе звеньев по 2...6 человек в зависимости от материально-технической базы. Время для таких занятий (4…6 часов). Цель этих занятий, обеспечить перенос теоретических знаний в практические, формирование первоначальных умений и навыков практической деятельности, развитие технического мышления;
– практические занятия, индивидуальные. Цель этих занятий отработка производственных навыков;
– внеурочная индивидуальная самостоятельная работа (в т. ч. и домашняя работа);
– производственная практика на предприятиях.
3. Перечень профессий и специальностей, при изучениикоторых целесообразно применять разрабатываемые средства учебного назначения.
Наименование пособия:
Практикум автомеханика по ремонту автомобилей.
Практикум слесаря по ремонту тракторов.
Область применения
Лабораторно-практические занятия при подготовке рабочих по профессиям:
Профессии НПО |
Устройство автомобилей |
Устройство тракторов |
Тракторист-машинист ш/профиля |
+ |
|
Мастер с/х производства |
+ |
+ |
Мастер по ТО и ремонту с/х техники |
+ |
+ |
Слесарь по с/х |
+ |
+ |
Тракторист |
+ |
|
Водитель |
+ |
|
Слесарь по ремонту автомобиля |
+ |
|
Автомеханик |
+ |
+ |
Возможные области применения
По предметам «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Устройство автомобилей», а также при подготовке по другим автомобильным специальностям.
Наиболее эффективно электронное учебное пособие по устройству автомобиля можно было бы использовать:
– на теоретических занятиях в качестве иллюстраций или для контрольно-обобщающих уроков;
– на лабораторно-практических занятиях для актуализации теоретического материала, в качестве подсказки при затруднениях в выполнении лабораторной работы (показ приемов разборки, сборки, регулирования). Для демонстрации процесса работы агрегатов, сложных или неразборных узлов.
4. Способы использования электронных учебных пособий на лабораторно-практических занятиях.
Традиционная организация процесса обучения на ЛПЗ. Преподаватель делит группу на звенья в зависимости от количества имеющихся по одной теме рабочих мест. Так, например, при наличии 5 двигателей для отработки темы КМШ, можно организовать 5 рабочих мест в этом случае звено в 6 часов; человек будет (при 6 час. занятии) примерно 1 час работать с каждым из 5 двигателей. Приблизительно 1 час при такой организации обучения отводится в начале занятия для актуализации теоретического материала и в конце занятия для ответов на контрольные вопросы и занятия.
Для выполнения работы, для каждого рабочего места разрабатывается инструкционная карта, которая содержит как правило следующие разделы: цель работы, безопасность труда, инструменты и приспособления, последовательность (шаги) выполнения задания, указания необходимые для выполнения наиболее сложных операций (подсказки, технические условия, примерное время для выполнения операции), вопросы для самоконтроля учащихся. Рабочее место должно снабжаться заводскими руководствами, справочниками, учебниками и плакатами.
Следует отметить, что традиционно в силу технических, технологических и финансовых причин эти требования выполнять очень сложно.
Вариант Iиспользования компьютеров.
При наличии общего от одного до 5-ти компьютеров в лаборатории можно с его помощью организовать дополнительные рабочие места, что позволит уменьшить количество человек в звене. Средства на его приобретение как правило сопоставимы со стоимостью натуральных образцов.
Вариант II использования компьютеров.
Использовать компьютеры как часть оборудования на рабочем месте с натуральным образцом. Это позволит материал инструкционной карты, справочников, заводских руководств, плакатов, учебников вынести на компьютер. Особенно эффективна будет отработка таких разделов как актуализация теоретического материала, указания на выполнение операций, контрольные вопросы. Количество компьютеров в этом случае должно соответствовать количеству рабочих мест с натуральными образцами (5 ед.)
Вариант III.
При наличии компьютерного класса (от 10 до 15 компьютеров) и натуральных образцов на 5 рабочих мест (наиболее распространенный традиционный вариант оснащения лаборатории). 5 компьютеров можно использовать для сопровождения 5-ти рабочих мест с натуральными образцами (вариант II), а на 10 (5) компьютерах создать виртуальные рабочие места (вариант I).
1 бригада: 5 компьютеров (10 учащихся — виртуальные рабочие места).
2 бригада: 5 компьютеров (10 учащихся — виртуальные рабочие места).
3 бригада: 5 компьютеров (10 учащихся — натуральные образцы).
В этом случае чередование производить так, чтобы отработать задания со всеми типами двигателей на компьютере, на натуральном образце отработать только один тип двигателя в качестве практического применения формированием виртуальных навыков, или сформированные на натуральном образце первоначальные навыки, затем развить с помощью компьютера.
Схема чередования будет при этом такой:
Рабочие места снатуральным оборудованием |
Виртуальные рабочие места |
|
1 |
6 |
11 |
2 |
7 |
12 |
3 |
8 |
13 |
4 |
9 |
14 |
5 |
10 |
15 |
При такой схеме на каждом рабочем месте будут заниматься звенья по 2 человека, увеличивается индивидуализация обучения, кроме того, как показывает практика, работа в паре наиболее продуктивнее схемы организации практического обучения. Увеличивается время для занятий на одном рабочем месте.
5. Проблемы формирования умений инавыков на лабораторно-практических занятиях.
- Изучаются отдельные узлы и агрегаты — сложно составить общую картину.
- Агрегаты на ЛПЗ предварительно подготовлены (с них сняты навесные детали и узлы, проводка, трубопроводы и т. д.) — затруднения при переносе сформированных знаний, навыков и умений на рабочий образец.
Эти проблемы, как мы видим, легко решаются с помощью компьютера.
Принципы построения учебного материала:
– Постепенное усложнение;
– Развивающее обучение;
– Программа индивидуального движения к успеху.