Дефициты рынка труда в области автоэлектроники и пути их устранения за счет взаимоинтегрированных образовательных программ со специальностями IT и управления качеством | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Музалев, Р. А. Дефициты рынка труда в области автоэлектроники и пути их устранения за счет взаимоинтегрированных образовательных программ со специальностями IT и управления качеством / Р. А. Музалев, И. В. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108422/ (дата обращения: 27.12.2024).



В статье рассматривается актуальность и проблемы подготовки специалистов в автомобильной отрасли. Описываются проблемы в области автоэлектроники и управления качеством. Освещается сущность и состав электронных подсистем автомобиля. Делается акцент на проблемы подготовки в области программируемых устройств, управления качеством. Предлагается создание единых рабочих групп, внедрение в образовательный процесс разных специальностей общих учебных модулей с возможностью наставничества студентов и преподавателей для развития и углубления знаний и умений.

Ключевые слова: автомобильная отрасль, электронные устройства,управление качеством, единые рабочие группы, интегрированные образовательные программы, наставничество.

ГАПОУ СО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж» работает в г.Тольятти — центре легкового автомобилестроения России. Мы реализуем два уровня образования студентов:

— начальное профессиональное — 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;

— среднее профессиональное — 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Преодолев недавний кризис, автомобильный бизнес встает на ноги и постепенно набирает обороты. Трудиться в нем снова становится интересно и престижно, да и заработать можно вполне прилично. Современные, хорошо оборудованные техцентры предлагают достойные оклады, различные льготы, хорошие условия труда, быстрый карьерный рост. И не удивительно, что в специализированных вузах и техникумах растет конкурс, а требования работодателей к молодым специалистам ужесточаются.

Наши студенты во время производственных практик, дуального и целевого обучения, а также наши выпускники сейчас являются одним из основных трудовых ресурсов для ОАО «АвтоВАЗ», который в условиях выхода санкций западных стран, в том числе на ввоз автомобилей, за последние два года в несколько раз нарастил производство автомобилей для российского рынка. В городе еще несколько колледжей и техникумов, реализующих данные профессии и специальности. В связи с санкциями и трудностями при покупке нового автомобиля в России, доля старых автомобилей на дорогах существенно увеличилась. Повысился спрос на услуги СТО автомобилей, выросло их количество и объём работ.

Автомобильная электроника — это электронные системы, используемые в транспортных средствах, включая управление двигателем, зажигание, радио, навигаторы, телематику, автомобильные развлекательные системы и другие. Она является распределенной системой с подсистемами: электроника двигателя; трансмиссионная электроника; электроника шасси; пассивная безопасность; помощь водителю; комфорт для пассажиров; развлекательные системы; электронные интегрированные системы кабины и т. д. Электронные системы становятся все более значимой составляющей стоимости автомобиля и составляют на данный момент примерно 30 % [1].

В прошлом, электрические системы были в основном автономными. Например, система зажигания была ответственна только за подготовку и своевременную подачу высоковольтного напряжения, которое должно было поджечь горючую смесь в цилиндре двигателя. Установкой угла опережения зажигания занималась механическая и вакуумная система. Современные системы зажигания принимают активное участие в работе многих агрегатов, и выполнения различных, казалось бы, несвойственным им функций. Например, прогрев двигателя, прогрев и поддержание необходимой температуры каталитического преобразователя (конвертора), участвует в подготовке переключения передач, управлении торможением и разгоном автомобиля. Сегодня лишь малое количество электрических систем могут считаться независимыми.

Производители современных автомобилей увязали управление электрическими системами автомобиля в сеть, и починили единой стратегии компьютерного управления большинством функций автомобиля. Это значит, что информация, на основе которой строит управление контроллер одной из систем, стала доступной для других систем управления. С другой стороны, дефект компонента в одной системе может повлиять на работоспособность целого ряда ранее независимых систем [5].

В колледже довольно глубоко проводится обучение по направлению «Управление трансмиссией», «Автоматические и полуавтоматические коробки передач». Но такие направления, как электронный программируемый блок управления двигателем, система электронных датчиков, автоматизированные системы климат-контроля и т. д. вызывают затруднения у преподавателей и студентов. Это связано с недостаточной подготовкой в области IT у студентов-автомобилистов, или напротив, недостаточной подготовкой в области организации автомобилей у студентов IT специальностей

Также особую роль играет качество сборки и ремонта автомобилей. Чтобы свести к минимуму риск опасных отказов, системы должны разрабатываться в соответствии с требованиями к ответственности за продукцию. Пренебрежение или ненадлежащее применение этих стандартов может привести не только к травмам персонала, но и к таким последствиям, как отмена производства или отзыв продукции.

В ГАПОУ СО «ТИПК» реализуются IT специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 ИС и программирование, 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям). Поэтому сейчас мы рассматриваем разработку таких учебных планов, которые предполагают интегрирование компетенций обоих специальностей и создание такой совместной группы студентов на совместных занятиях, чтобы и преподаватели, и студенты могли совместно изучать материал, быть наставниками друг у друга, делясь своими знаниями и умениями интегрировано.

Даже опытным специалистам приходится сегодня постоянно учиться, чтобы не выпасть из обоймы. Устройство автомобиля усложняется с каждым годом. Многие современные машины снабжены бортовыми компьютерами, навороченными сигнализациями, системами автоматического управления. И хороший специалист должен быть «на ты» со всем этим непростым оборудованием.

Таким образом, мы разрабатываем и готовим к апробации инновационную модель реализации образовательных программ сразу по нескольким специальностям и профессиям, когда студенты будут иметь совместные учебные модули, готовиться в единых рабочих группах, являться наставниками преподавателей и студентов других специальностей, совместно проходить стажировки, дуальное обучение. Это существенно повысит качество подготовки специалистов, даст возможность роста автомобильной отрасли.

Литература:

  1. Автомобильная электроника [Электронный ресурс] URL https://en.wikipedia.org/wiki/Automotive_electronics. — (дата обращения 10.11.2023).
  2. Коваленко О. Л. Электронные системы автомобиля –Архангельск, ИПЦ САФУ, 2013.
  3. Смирнов Ю. А., Детистов В. А.Автомобильная электроника и электрооборудование. Диагностика — М.: Лань, 2022.
  4. Электронные системы автомобилей: учеб. пособие / А. С. Ширшиков, В. В. Лянденбурский, Г. И. Шаронов, А. М. Белоковыльский. — Пенза: ПГУАС, 2014.
  5. Титаренко Д. Н. Автомобильная электрика и электроника [Электронный ресурс] URL http://appo-jurn.narod.ru/AutoElectik/grav_c1.pdf (дата обращения 10.11.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): система, Управление качеством, автомобильная отрасль, недостаточная подготовка, специальность, студент, управление двигателем.


Ключевые слова

наставничество, управление качеством, электронные устройства, автомобильная отрасль, единые рабочие группы, интегрированные образовательные программы

Похожие статьи

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Подходы к управлению качеством программного обеспечения в сфере финансов

В статье рассмотрены особенности, концепции, организационные и технологические аспекты системы управления качеством программных продуктов финансовой сферы. Дана характеристика финансовым технологиям на современном этапе развития мировой финансовой си...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Похожие статьи

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента

В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Подходы к управлению качеством программного обеспечения в сфере финансов

В статье рассмотрены особенности, концепции, организационные и технологические аспекты системы управления качеством программных продуктов финансовой сферы. Дана характеристика финансовым технологиям на современном этапе развития мировой финансовой си...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Задать вопрос