Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования
Авторы: Михалищева Марина Александровна, Турукина Светлана Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7284 раза
Библиографическое описание:
Михалищева, М. А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования / М. А. Михалищева, С. В. Турукина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4050/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для самостоятельной работы при очном и заочном обучении. Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов.
Важно отметить, что электронное пособие — это не электронный вариант книги, функции которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от использования такого пособия, а само пособие должно поддерживать те режимы обучения, для которых его используют. При грамотном использовании электронное пособие может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.
Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. Использование компьютерной анимации позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.
В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов. Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное музыкальное сопровождение, и все возможности компьютерной поисковой системы.
Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студенту по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машинам. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, студент может провести самопроверку усвоенного материала, если учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний.
Перечислим возможные области применения электронного пособия для самостоятельной работы студентов.
1. При изучении теоретического материала.
Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др.
2. При выполнении лабораторных и практических заданий.
Неотъемлемой частью многих учебных курсов являются лабораторные работы, которые могут быть проведены с использованием электронных пособий. Для дисциплин, ориентированных на информационные технологии, применение электронных симуляторов очевидно. Например, в электронных пособиях часто используются рабочие модели: так, на лабораторной работе по локальным сетям все опыты могут проходить на локальной сети лаборатории. Данный процесс наиболее приближен к жизни. В тех же случаях, когда создать ситуацию, изучаемую в данной работе, невозможно, используются программы-симуляторы.
Кроме того, на экране преподавателя может собираться статистика выполнения заданий, что позволит учитывать разницу в скорости выполнения заданий студентами. Электронное учебное пособие должно содержать избыточное количество заданий, чтобы при необходимости студент мог выполнить повторные и дополнительные задания по той же теме.
К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания студенту понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась; все переходы должны быть предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы. Если предполагается исключительно самостоятельная работа (без теоретического материала), то у преподавателя может быть предусмотрена возможность отключения доступа студентов к лекционным материалам.
3. При самопроверке усвоенного материала.
Многие возможности компьютерных технологий могут оказаться полезными при их приложении к семинарским занятиям. Используя тестовые задания электронных пособий, студенты могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить пробелы в знаниях и изучить плохо усвоенный материал.
Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.
В Институте развития образования и социальных технологий проходили курсы инновационного проектирования для педагогических работников учреждений профессионального образования по проблеме «Использование ИКТ в образовательном процессе УПО» в объеме 72 часа.
Основная цель проведения курсов: подготовить педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования к проектированию электронных учебных пособий, использованию ИКТ в образовательном процессе. Проведение курсов инновационного проектирования для педагогических работников УПО обусловлено тем, что в современных условиях модернизации профессионального образования, изменения подходов к проектированию содержания, реализации компетентностного подхода, проблема использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий с использованием ИКТ становится как никогда актуальной.
В рамках освоения программы педагогическим работникам УПО необходимо было овладеть знаниями и умениями, позволяющими самостоятельно спроектировать электронное учебное пособие.
На первоначальном этапе обучения была проведена диагностика ИКТ-компетентности слушателей курсов с использованием анкеты для входной диагностики. Цель анкетирования — выбор индивидуальной траектории освоения программы и темы итогового проекта. Уровень подготовленности слушателей курсов в области применения ИКТ на начальном этапе можно было охарактеризовать как достаточный для применения информационных технологий в педагогической деятельности и проектирования ЭУП.
Результаты входной диагностики следующие: с низким уровнем ИКТ компетентности — 0 %; со средним уровнем — 51 %; с высоким уровнем ИКТ-компетентности — 49 % слушателей.
Освоение содержания осуществлялось в процессе самостоятельной работы преподавателей и мастеров УПО. В рамках учебного плана руководителем курсов проводились очные консультации со слушателями, а также консультации в режиме on-line (на форуме сайта ЦДО) по материалам лекций каждого модуля. Кроме этого преподавателем проводились индивидуальные консультации со слушателями при выполнении итоговой работы в ИРОСТ.
При проектировании электронного учебника к курсам слушателям были предложены демо-версии программы «Teach Book Lite». Программная оболочка представлена «дружелюбным» простым интерфейсом, возможностью перехода к разным материалам через гиперссылки, дополнительными возможностями вставки видео-, фото материалов, презентаций, возможностью воспроизведения голосового текста.
Формой итогового контроля была защита разработанных проектов — электронных учебных пособий. Несколько работ, представленные слушателями на защите были рекомендованы для представление на редакционно-издательский совет института.
Преподаватели учреждений профессионального образования подготовили электронные учебные пособия для студентов, которые приобретут навыки учиться на протяжении всей жизни и постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Подготовка специалистов окажется максимально приближенной к реальным условиям их деятельности. Использование информационных технологий позволит им не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.
Литература:
1. Создание и использование электронных учебных пособий. festival.1september.ru