Формирование динамично развивающейся экономической составляющей Российской Федерации невозможно осуществить без активной внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Роль иностранного капитала для российской экономики очень существенна, так как иностранные инвестиции ведут к росту конкурентоспособности национальной промышленности страны-реципиента. Это обусловлено тем, что конкуренция со стороны зарубежных компаний на внутреннем рынке стимулирует национальные компании повышать свою производительность и конкурентоспособность. Важным фактором является то, что иностранные инвестиции могут быть представлены не только денежным эквивалентом, но и передовыми технологиями, современными методами управления и высококвалифицированными специалистами, что позволит более эффективно развивать национальное производство и повысить экономический рейтинг РФ на мировой арене.
Однако для активизации инвестиционных процессов и привлечения иностранного капитала необходимо улучшить инвестиционную привлекательность России, гарантируя зарубежным партнерам политическую и экономическую стабильность ведения бизнеса, а также создавая благоприятный налоговый климат в стране. Выработка грамотной инвестиционной политики является стратегической целью Российского правительства. Этим обусловлены изменения законодательства РФ, направленные на защиту прав компаний с иностранным и смешанным капиталом.
Иностранной организацией с зарубежными инвестициями является коммерческая организация, в которой иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале.
Понятие инвестиции предполагает такое размещение имеющегося в наличии капитала, которое позволит сохранить его в полном объеме или получить определенный процент прироста в будущем.
Виды иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции в международном частном праве классифицируются по наиболее важным факторам:
1. По форме собственности иностранного капитала:
частные — международные инвестиции частных субъектов, размещенных за пределами государства;
государственные — финансы, инвестируемые по распоряжению государственных органов;
смешанные — смешанные инвестиции с присутствием частного и государственного капитала.
2. По форме активов в составе инвестируемых финансов:
реальные — вложение финансовых средств в длительные проекты, связанные с закупкой оборудования в других странах;
нематериальные — приобретение лицензий, прав и иных активов нематериального характера;
финансовые — инвестиции в акции, ценные бумаги и др.
3. По характеру объектов размещения капитала:
прямые — наиболее популярный вид иностранных инвестиций, предусматривающих целевое размещение финансов и систематический контроль проекта со стороны инвестора;
портфельные — вид иностранных инвестиций, когда происходит приобретение части акций с целью получения дивидендов;
прочие — включают широкий перечень инвестиций иностранного характера, в том числе и размещение финансов на банковских счетах, предоставление кредитов и т. д.
4. По способу применения иностранных инвестиций:
ссудные — финансовые ресурсы передаются на условии займа для получения дохода в виде процентов;
предпринимательские — финансовые ресурсы направляются в качестве иностранных инвестиций для получения дивидендов от прибыли.
Все формы иностранных инвестиций в свою очередь можно разделить на 2 категории:
финансовые — иностранные инвестиции включающие финансовые ресурсы и ценные бумаги;
основные фонды — иностранные инвестиции, направленные на покупку зданий, оборудования, производственных средств и др.
Правовые средства защиты организаций с иностранным или смешанным капиталом
Российская Федерация является подписантом 79 Двусторонних инвестиционных соглашений, а также 6 Соглашений с инвестиционными положениями, а это означает, что Россия стремится поддерживать международный стандарт отношений с иностранными инвесторами. Также РФ является участником 20 международных договоров, касающихся, в том числе, защиты иностранных инвесторов, среди которых: Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 года, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 года и Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) 1994 года, целью которых является развитие торговых отношений между государствами, и рядом других. Именно поэтому в национальное законодательство Российской Федерации включены основные положения в отношении защиты иностранных инвесторов. Так, ФЗ «Об иностранных инвестициях» по общему правилу устанавливает, что правовой режим иностранных инвестиций «не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам». Статья 5 данного закона определяет, что «иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов».
Также ФЗ «Об иностранных инвестициях» несмотря на наличие некоторых исключений, указывает, что инвесторы имеют право на:
1) «осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;
2) самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
3) владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
4) передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления;
5) осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
6) объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора;
7) осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом».
При этом дочерние и зависимые общества компании, признанной иностранным инвестором, не пользуются такой защитой. Таким образом, гарантии распространяются только напрямую на саму компанию с иностранным участием.
Российское право также содержит возможность применения стабилизационной оговорки в отношениях с иностранным инвестором.
Так, в соответствии со статьей 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях»: «новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо изменения в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций».
Однако применение такой оговорки имеет ряд исключений. Во-первых, она распространяется на компанию-иностранного инвестора только в случае, если иностранный вклад составляет свыше 25 %, несмотря на то, что для признания инвестора иностранным достаточно 10 % доли. Во-вторых, она также распространяется на компании, реализующие приоритетный инвестиционный проект независимо от доли иностранной компании, поскольку для участия в таком проекте закон устанавливает повышенные критерии в связи с его государственной важностью. Более того, в случаях если такой проект осуществляется в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей (или эквивалентной сумме в иностранной валюте), но срок его окупаемости более 7 лет, Правительство Российской Федерации вправе продлить срок применения стабилизационной оговорки для такого инвестора. Однако в случае неисполнения указанных обязательств, инвестор лишается всех льгот и должен вернуть неуплаченные денежные средства. В-третьих, неблагоприятными для иностранного инвестора изменениями в регулировании не являются изменения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом «критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений» устанавливаются Правительством Российской Федерации. Представляется, что в случае наличия ДИС с государством, в котором инкорпорирован иностранный инвестор, критерии для такого определения могут быть установлены по соглашению сторон, поскольку в ином случае государство самостоятельно определяет ущерб коммерческой компании в следствие вступления в силу нового регулирования, что не всегда может отражать действительное влияние новых норм.
Так, стабилизационная оговорка в российском инвестиционном праве не распространяется на прямые инвестиции, а устанавливает повышенный критерий размера вклада. Представляется, что причиной этому является прямая зависимость между суммой вклада и риском, поскольку именно при значительной сумме инвестирования даже на первых взгляд незначительное изменение в регулировании может привести к значительным убыткам. Важным также является тот факт, что в Российской Федерации «дедушкина оговорка» не распространяется на следующие сферы инвестирования: инвестирование иностранного капитала в банки и иные кредитные организации; инвестирование иностранного капитала в страховые организации; вложение иностранного капитала в некоммерческие организации, действующие в образовательной, благотворительной, научной или религиозной сфере.
Судебная практика по вопросу применения статьи 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях» отражена в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2017 года (Обзор). Так, пункт 8 Обзора подтверждает, что «изменениям законодательства, устанавливающего правовой режим иностранных инвестиций в части использования налоговых льгот, не может быть придана обратная сила, если такие изменения ухудшают положение иностранного инвестора (созданной в Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями) в длящихся правоотношениях, связанных с реализацией инвестиционного проекта», а пункт 17 указывает, что «тарифные преференции, предоставленные российской организацией при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал ее иностранным участником, не подлежат пересмотру (прекращению) при введении нового правового режима их использования». Данные решения являются позитивными примерами применения судами стабилизационной оговорки в инвестиционных договорах, несмотря на сложность законодательного регулирования.
Способы и формы защиты организаций
В российском законодательстве, помимо указанных выше закрепленных в нормативно-правовых актах средств защиты организаций с иностранным капиталом нашли свое отражение способы и формы их сохранения.
Для начала рассмотрим, какие предоставляет Российская Федерация способы защиты организаций с иностранным или смешанным капиталом.
Существуют различные формы защиты прав иностранных организаций. В зависимости от субъекта, их обеспечивающего, механизмы можно разделить на 3 большие группы:
− если инициатива исходит от инвестора.
В эту группу входят такие механизмы, как: обращение в арбитражные суды местного и государственного управления в стране; обращение с решением суда или для расследования финансовых преступлений к исполнительным органам власти; обращение в международные органы и организации, специализирующиеся на защите прав вкладчиков.
− если инициатива исходит от государства — реципиента инвестиций, то все механизмы будут в основном связаны с добавлением в законодательство страны норм, регулирующих взаимоотношения донора и реципиента, в том числе если вкладчик не является резидентом этого государства.
Также обязанностью государства-реципиента является обеспечение выполнения созданных и введенных в законодательство норм. Это значит, что необходимо создать управляющие и судовые органы, которые будут заниматься проблемами защиты прав иностранных инвесторов на основе общемировых прецедентов;
− если инициатива исходит от международных органов и организаций, то данные органы должны заключать специальные соглашения между различными странами, которые бы обеспечили законодательную базу для защиты инвесторов из других держав.
Создаются специальные контролирующие органы, только уже на международном уровне.
В Российской Федерации, кроме способов защиты существуют также и формы, которые выражаются в гарантиях, а именно:
− защита прав иностранных вкладчиков на территории РФ, которая обеспечивается законом «Об иностранных инвестициях»;
− гарантия предоставления возможности осуществлять вклады любыми способами;
− компенсация в случае, если объект инвестирования подвергся национализации или ревизии;
− защита инвестора от неблагоприятных изменений законов РФ, это выражается в заключении договора, который обеспечивает реализацию этого гаранта, на срок от 3 до 7 лет. РФ гарантирует, что инвестор сможет вывести из страны прибыль, полученную в процессе инвестиционной деятельности, а также документы и электронные носители с информацией, рассматриваемой в качестве иностранных инвестиций.
Таким образом, напрашивается вопрос: почему возникает потребность в защитных механизмах? В современной Российской Федерации достаточно нестабильная экономическая обстановка, кроме того, негативную роль играют антироссийские санкции, которые активно использует Запад в попытках снизить влияние России на мировой арене. Эти факторы отпугивает зарубежных вкладчиков из-за того, что они элементарно бояться потерять свои вложения. Для увеличения своей привлекательности в их глазах, наше государство разрабатывает на законодательном уровне механизмы по защите их прав, чтобы предоставить вкладчикам твердые гарантии, что они не только не потеряют свои капиталы, но и получат причитающуюся им прибыль. Этот факт повышает авторитет России, как на мировой арене, так и в глазах вкладчиков из других стран. Они понимают, что в случае возникновения каких-то проблем с их денежными средствами можно будет обратиться в суд, где на законных основаниях они смогут отстоять свои права. При этом гарантом обеспечения охраны прав зарубежных инвесторов выступает Российская Федерация.
Литература:
- «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ