Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 27.06.2015

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Рябова, Ю. В. Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства) / Ю. В. Рябова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8375/ (дата обращения: 16.12.2024).

Культура и искусство являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, которые развивают у человека нравственные качества, способствуют творческому самовыражению и духовному обогащению, формируют активную жизненную позицию и навыки общения. Процесс приобщения к общемировым культурным ценностям особенно необходим людям с инвалидностью, которые в силу ряда причин, не всегда могут стать полноправными участниками существующего культурного пространства.

Людям с инвалидностью необходима общественная и государственная поддержка для реализации их культурных прав. Согласно существующим международным документам (Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001г.)) культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека. Каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору, иметь свободу для творческого самовыражения. Это право относится абсолютно ко всем гражданам без исключения, но реализация их применительно к «особым людям» сопряжена с рядом трудностей (несовершенство инфраструктуры для физической доступности в учреждения культуры и искусства, затрудненный доступ к различным видам социокультурной информации и пр.). Создание благоприятных условий для активного участия лиц с инвалидностью в культурной жизни должно взять на себя государство, прежде всего, на законодательном уровне.

Мировое сообщество достаточно продолжительное время не уделяло достаточного внимания активному вовлечению лиц с инвалидностью в культурную жизнь общества. Если говорить в целом, то только в 70-е годы 20 века мировая общественность впервые обратилась к необходимости защиты прав инвалидов. Организацией Объединенных Наций на уровне международного сотрудничества был принят ряд документов, определяющий права граждан с инвалидностью в разных сферах деятельности. Первоначально документы касались только защиты политических и гражданских прав людей с физическими и умственными недостатками, обеспечения их благосостояния и восстановления трудоспособности (Декларация социального прогресса и развития (1969г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Впервые вопросы предоставления инвалидам возможности использования своего творческого, артистического и интеллектуального потенциала не только для своего блага, но и для обогащения всего общества прозвучали во «Всемирной программе действий в отношении инвалидов» (1982г.). В пункте 135 указывалось, что для реализации этого необходимо обеспечить их доступ к культурной жизни, принять специальные меры для удовлетворения потребностей лиц с умственными недостатками и сенсорными расстройствами, обеспечив их специальными аппаратами, устройствами, материалами для чтения. В документе особо определялось, что в область культурной жизни входят танцы, музыка, литература, театр и пластическое искусство [1].

В целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидов Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 год — Десятилетием инвалидов ООН.

Вместе с тем обзоры, проведенные ООН дважды (1987 и 1992г.) в рамках Десятилетия инвалидов показали, что несмотря на все усилия, инвалиды так и не получили равных возможностей, а во многих странах так и остались изолированными от общества [8]. Одной из причин этого могло стать то, что декларации и конвенции Организации Объединенных Наций оформляются в форме призывов и рекомендаций для стран-участниц и носят не обязательный характер. Каждой стране предоставляется право самостоятельно принять решение о ратификации того или иного документа.

Организация объединенных наций, продолжая деятельность по предоставлению лицам с инвалидностью равных прав и возможностей, в 1993 году приняла всеобъемлющий документ «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993г.). В нем, наряду с другими важными вопросами жизнедеятельности лиц с инвалидностью (медицинское обслуживание, трудовая занятость, поддержание доходов и социальное обеспечение, образования и пр.), рассматривались и вопросы содействия доступности таких культурно-просветительных учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки. Государствам было рекомендовано разрабатывать и использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным постановкам [6].

Важным международным правовым документом, расширяющим культурные права лиц с инвалидностью, стала Конвенция о правах инвалидов (2006г.). Государства, ратифицирующие Конвенцию, обязаны гарантировать выполнение ее положений по обеспечению доступности ко всем сферам общественной жизни, в том числе и культурной. В статье 30 прописано, что инвалиды имеют право участвовать в культурной жизни наравне с другими, имеют право на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих. Государства-участники принимают все надлежащие меры по обеспечению доступности к произведениям культуры, к фильмам, театру, телевизионным программам и к другим культурным мероприятиям в доступных форматах и местам культурных мероприятий и услуг. [2]

Но Конвенция о правах инвалидов касается не только этого вопроса. Она направлена на ликвидацию дискриминации прав инвалидов во всех сферах общества (образование, здравоохранение, трудовая деятельность, семейные отношения и др.). Кофи Аннан, генеральный секретарь ООН в период 1997–2006 гг., выразил надежду, что принятие Конвенции будет означать начало новой эры, в которой инвалиды будут иметь равные со всеми права и возможности [8]. И действительно значение этого документа оказалось колоссальным. По состоянию на апрель 2015 года 154 государства ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, тем самым взяв на себя обязательства в практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.

В это число стран входит и Россия, которая с середины 90-х 20 века годов на законодательном уровне уделяет внимание социокультурной политике в отношении инвалидов. Во времена СССР вопросы социокультурной реабилитации инвалида даже не поднимались. Государство, основываясь на медицинских показаниях, принимало на себя обязательства материального содержания людей с инвалидностью.

Министерство культуры в «Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации», отмечая переход от политики патернализма (покровительства) к интеграции, зафиксировало, «что социокультурное положение этой группы населения остается неудовлетворительным и цели государственной политики обуславливаются необходимостью их социокультурной адаптации» [4]. В этом документе были прописаны цели, принципы и механизмы реализации социокультурной политики государства в отношении инвалидов.

Стремление к расширению сферы деятельности инвалидов основано и на реализации конституционного права граждан РФ на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [3]. Но не всегда инвалиды могут принять участие в культурных мероприятиях в силу отсутствия доступа к физическому окружению (здания, транспорт и т. д.). Меры по созданию беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры для инвалидов были определены ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7]. Закон обязывает власти разного уровня создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к жилым, общественным зданиям и сооружениям.

Российская Федерация в 2008 году подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, выразив готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов в реализации прав инвалидов. Принятие этого документа потребовало внесения серьезных изменений в целый ряд законодательных актов РФ, касающихся социальной защиты инвалидов. ФЗ РФ от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов устранил существующие системные недостатки в правовом регулировании проблем, связанных с созданием безбарьерной среды и ликвидации дискриминации по признаку инвалидности.

В целях реализации норм Конвенции по обеспечения инвалидов доступа к объектам культурного наследия, театрам, музеям и библиотекам были внесены изменения в федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в которых было возложено на органы государственной власти всех уровней обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для инвалидов; оказания инвалидам помощи при предоставлении услуг в сфере культуры; установление порядка государственной поддержки производства, проката и показа национальных фильмов при условии субтитрирования и тифлокомментирования; установления обязанности органов власти и библиотек обеспечивать слепым.

Практические меры по реализации Концепции нашли свое отражение и в государственной программе «Доступная среда» на 2011–2015 гг., которая способствует созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, включая места отдыха и культурно-зрелищные учреждения. После подписания и особенно ратификации Конвенции значительно возросли объемы финансового обеспечения мероприятий, направленных на достижение экономических, социальных и культурных прав инвалидов. [5]. Для сравнения на целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 гг.» было выделено 4,7 млрд. рублей, то на выполнение программы «Доступная среда» 180 млрд. рублей. В 2014 году Правительством РФ принято решение о разработке мер по продолжению ее действия на 2016–2020 гг.

Таким образом, международные правовые документы формируют направления мировой политики по защите культурных прав инвалидов, но в контексте гражданских и политических прав. Не существует единого международного документа, определяющего социокультурную политику государств только в отношении лиц с инвалидностью. Но те изменения, которые произошли на законодательном уровне за последние десятилетия, существенно повлияли на реализацию культурных прав лиц с инвалидностью как в Российской Федерации, так и в мире.

 

Литература:

 

1.                  Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog1.shtml (дата обращения 01.06.2015).

2.                  Конвенция о правах инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения 02.06.2015).

3.                  Конституция РФ. Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/constitution/ (дата обращения 11.06.2015).

4.                  Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. // Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 24.07.97 N 01–140/16–32. Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/203594.html (дата обращения 05.05.2015).

5.                  Первоначальный доклад РФ о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации». Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=yaserp %3A %2F %2Fimg.rg.ru %2Fpril %2Farticle %2F100 %2F86 %2F74 %2FDoklad_14_avgusta.doc&lang=ru&c=557e28d23bbd (дата обращения 01.06.2015).

6.                  Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения 01.06.2015).

7.                  Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_166137/ (дата обращения 01.06.2015).

8.                  Центр новостей ОНН. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=6088#.VWwob1IaPKo (дата обращения 01.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, культурная жизнь, Российская Федерация, инвалидность, социальная защита инвалидов, законодательный уровень, отношение инвалидов, мировая общественность, социальная инфраструктура, социокультурная политика.

Похожие статьи

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Административные наказания: теоретико-правовой аспект (на примере региональной судебной практики)

Криминально-правовые аспекты влияния глобализации на институт гражданства на примере Республики Крым

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Похожие статьи

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Административные наказания: теоретико-правовой аспект (на примере региональной судебной практики)

Криминально-правовые аспекты влияния глобализации на институт гражданства на примере Республики Крым

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления