В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.
Ключевые слова : социальная политика, медицинская помощь, образование инвалидов, занятость инвалидов, материальное обеспечение инвалидов, досуг инвалидов.
The article reveals the problem of disability, inclusive education in the Russian Federation, and reveals six main directions for implementing the goals in the disability policy.
Keywords: social policy, medical care, education of disabled people, employment of disabled people, material support of disabled people, leisure of disabled people.
На сегодняшней фазе формирования общества существует тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилась численность людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 700 млн. инвалидов. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25 % всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья.
Серьезные ухудшения здоровья делают жизнь чрезвычайно сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее инвалидов, зависящее не только от их потенциальных возможностей, но и от помощи и поддержки государства. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80 % инвалидов (более чем 400 млн. человек), живут в бедных странах, где нет достаточных условий для удовлетворения самых насущных потребностей.
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную политику в отношении инвалидов. Политика в отношении лиц с инвалидностью — это стратегии влияния государства на их индивидуальное поведение с целью адаптации в столь стремительно развивающемся современном мире с одной стороны. С другой стороны — это идеологически и рационально обоснованная стратегия влияния коллективных действий инвалидов на государство, организации и общество с целью добиться позитивных изменений для людей с инвалидностью.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к категории «инвалид» относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», впервые в российской законодательной практике содержательно раскрыто понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Одним из крупнейших проектов государственной политики является развитие социальных, гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами Российской Федерации.
Изучив нормативно-правовую базу РФ, можно выделить основные направления реализации целей в политике по инвалидности:
– сфера здравоохранения (профилактика, лечение, медико-социальное обслуживания),
– образование (обучение и воспитание, получение профессии), занятости (организация труда, профессиональная ориентация),
– социальная защита (страхование, обслуживание, помощь и др.), культуры, спорта и другими.
Эффективным условием ее функционирования будет служить выработка единой концепции государственной политики инвалидности как целостной системы мер направленных на решение конкретных социальных проблем инвалидов в соответствии с уровнем социально-экономического развития страны в текущей перспективе.
Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий, способствующих улучшению состояния их здоровья. Каждому инвалиду, проживающему на территории Российской Федерации, гарантируется, неотъемлемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь в случае его утраты и это регламентируется ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г.
Жилищная политика является важнейшим элементом, способствующим обеспечению эффективного развития государства. Законодательство РФ устанавливает специальные правила обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Основным нормативно-правовым актом, способствующим, реализации данного направления, является «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
В России в рамках жилищной политики осуществляется проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Целью данной программы является повышение доступности жилья, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования и строительства, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Все эти мероприятия способствуют решению проблемы обеспечения жильем инвалидов.
Статей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, на улучшение жилищных условий, и обеспечением жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направлением социальной политики государства. Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 97-ФЗ. Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями. Дополнительные социальные гарантии для работающих граждан с ограниченными возможностями могут быть установлены при условии эффективного развития социального партнерства в России.
В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.).
Вопросы реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 1.12.2007 № 329-ФЗ. Адаптивная физическая культура является эффективным средством интеграции инвалидов в общество. Органы власти всех уровней рассматривают занятие спортом инвалидов как обязательное условие в определении эффективности социальной политики. Главные принципы реализации данного направления: доступность, массовость, безопасность. В основе государственной политики в сфере культуры и информации лежит принцип создания условий для всех общего доступа к культурным ценностям.
В законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливается единая система обеспечения гражданам, в случаи возникновения страхового случая может быть назначена пенсия по инвалидности.
Кроме пенсии инвалиду могут быть назначены надбавки и компенсации. Дополнительные выплаты предусматриваются на нетрудоспособных иждивенцев, в случае если они не получают пенсию. В целях выполнения обязательств государства перед отдельными категориями инвалидов президентом был подписан Указ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 6.05.2008 № 685 в котором, отмечена необходимость обеспечения их легковым транспортом или денежной компенсацией. Указом президента «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 01.08.2005 № 887 устанавливаются дополнительные ежемесячные выплаты. Малоимущим инвалидам может быть оказана социальная выплата или натуральная помощь на основании закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования инвалидов и лиц с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273), регламентирующий право лиц с ОВЗ и с инвалидностью на образование. Закон обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, эта категория лиц определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — психолого-медико-педагогической комиссии.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Частью 6 ст. 11 ФЗ № 273 определено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Особенности организации образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 июля 2015 г. № 1015.
Таким образом, опыт российской системы инклюзивного образования отмечает трудности и противоречия на современном этапе развития образования, которые должны быть преодолены в ближайшем будущем. Введение инклюзивного образования в России и мире свидетельствует о развитии общества, о его духовном росте, что выражается в гуманизации отношения к лицам с ОВЗ и обеспечении заботы о данной категории людей, в том числе и посредством реализации их прав на полноценное образование без дискриминации по признаку возможностей здоровья.
Вопрос повышения эффективности политики инвалидности является актуальным и значимым не только для самих лиц с ограниченными возможностями, но и для всего общества в целом. Нормативно-правовыми основами политики государства в отношении инвалидов являются законодательно закрепленные меры по обеспечению граждан с ограниченными возможностями равными с другими людьми правами в реализации гражданских, экономических, политических и других гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и общепризнанными нормами международных документов.
Социальная политика в отношении инвалидов — часть внутренней политики государства, имеющая нормативно-правовую основу и особые механизмы реализации, базой которых выступает ориентация на создание инвалидам условий по созданию им равных возможностей участия в жизни общества.
В настоящее время в отношениях инвалидов и общества происходят существенные изменения. Инвалиды стали осознавать себя полноправными членами общества и стремиться к реализации своих прав, декларированных российским законодательством. Инвалиды проявляют стремление преодолеть барьер и жить в социуме.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: офиц. Текст.-М.: ОСЬ-89, 2000.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002.
- 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014). Ст.1 // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4563, «Российская газета», № 234, 02.12.1995;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012
- Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — ст. 6724
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2008.
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009 № 213-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
- Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 19. — Ст. 2115.
- Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № -297 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы;
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242)