Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 9289 раз

Библиографическое описание:

Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1283-1285. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения: 18.11.2024).

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс. Основой этого процесса является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.

В ст. 43 Конституции РФ [1] закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] дает спектр базовых определений, в частности:

-           обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

-           инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

-           адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11 % населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть — адекватную, и очень редко встречается самооценка завышенная.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Согласно ч. 4 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.12, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. [2]

Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т. е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //СПС Консультант Плюс

2.                  ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.12// СПС Консультант Плюс

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, возможность, Российская Федерация, социальная адаптация, место жительства ребенка, образовательная деятельность, общая черта, успешная социализация, эффективное решение проблем.


Похожие статьи

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями

Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Похожие статьи

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах

Влияние семьи на социализацию детей с ограниченными возможностями

Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Задать вопрос