Семья в жизни каждого человека играет важную роль, особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности. Работа с семьей является основным моментом в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающих детей. Однако сотрудничество с семьей ребенка с нарушениями в развитии для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей.
Проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ, чаще всего рассматриваются через призму проблем самого ребенка. Обычно считается достаточным, ограничится только методическими рекомендациями родителям по вопросам детского воспитания и развития. Однако, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается малоэффективным, поскольку в этом случае исключается один из компонентов психологической работы, требующий особого внимания, — внутрисемейная система отношений. Можно перечислить множество примеров того, как самоотверженная, своевременная и последовательная деятельность родителей по воспитанию, лечению и организации обучения ребенка с инвалидностью приводила к прекрасным результатам.
Таким образом, для сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, существуют следующие этапы.
- Оценка семейного потенциала: начальная педагогическая компетентность родителей, их личностные особенности и отношение к заболеванию ребенка, стиль и тактика воспитания, характер и степень выраженности дефекта в развитии ребенка. Данный этап завершается заполнением социального паспорта семьи, диагностической карты на ребенка и составлением психологического портрета семьи.
- Информационно-ознакомительный этап: предоставление информации о системе лечебно-педагогических учреждений в районе и в городе, знакомство с услугами Центра, с формами работы, специалистами и содержанием занятий в детских и родительских группах. В ходе данного этапа родители определяются с выбором формы реабилитации в Центре, с выбором типа группы для ребенка и заполняют соответствующее заявление.
- Этап реализации реабилитационных мероприятий — включает разнообразные формы работы с детьми с ОВЗ и их родителями.
Лекционно-практические занятия для детей и их родителей. Данные группы интегративного типа, то есть на занятиях объединяются нормально развивающиеся дети и малыши с различными формами инвалидности. У детей с ограниченными взможностями интеграция способствует формированию положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а так же более полной реализации потенциала развития и обучения. Родители и дети приглашаются на различные культурно массовые мероприятия, организуется участие семей воспитывающих детей с особенностями в развитии в различных творческих конкурсах и фестивалях, Также проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей, индивидуальные консультации для родителей и т д.
Задача психолога в работе с семьей, воспитывающей необычного ребенка, состоит не только в информировании родителей о сети лечебно-оздоровительных учреждений. Замечательно, если психолог сможет показать родителям потенциальные возможности развития ребенка, научит приемам ранней стимуляции речевого. Моторного, сенсорного развития и социально-бытовых и игровых навыков.
Необходимо также избавить родителей от чувства одиночества, социальной изоляции и показать, что рядом с ними есть семьи, в которых успешно справляются с еще более серьезными проблемами.
Чрезвычайно важно обратить внимание родителей на психолого-педагогическую реабилитацию и предупредить возникновение у детей вторичных эмоционально-поведенческих и познавательных нарушений вследствие ошибок родительского воспитания. В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида, существуют своим особенности, свой психологический климат, который так или иначе влияет на ребенка, либо воздействует социализации ребенка, либо наоборот, тормозит ее.
– Выделяют следующие формы родительского отношения к детям инвалидам и детям с ОВЗ: Родители глубоко, даже трагически переживают проблемы своего ребёнка, жалеют его, окружают чрезмерной заботой, вниманием, опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребёнка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться к сложным жизненным условиям.
– Не желая примириться с проблемами ребёнка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков. Такие родители постоянно подстёгивают ребёнка, предъявляя к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым, раздражительным, а частные случаи, в которых он себя чувствует некомпетентно, лишают его уверенности в себе.
– В случае видимой инвалидности родители прячут его от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребёнок растёт робким, забитым.
– Ребёнок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчёркивая его неполноценность. У ребёнка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.
– Родители не обращают внимание на ребёнка, стараясь всё воспитание переложить на образовательное учреждение.
– Родители воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимание на взгляды и замечания. Ребёнок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким как и все.
Своевременное выявления психологами и социальными педагогами образовательных учреждений (особенно на ранних этапах воспитания в дошкольных образовательных учреждениях) неправильного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, диагностика эмоционального состояния, самоотношения родителей, с последующим проведением психологических тренингов, бесед помогут избежать негативных последствий неправильного воспитания или снизить их вероятность.
Инклюзивная система образования — это оптимальный способ социализации, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других детей.
Большинство детей-инвалидов и детей с ОВЗ всерьёз сталкиваются со своей проблемой на начальном этапе обучения в школе. Этот период может стать критическим с точки зрения осознания своей ситуации и реального самопознания. За пределы семейной системы ребёнок выходит впервые. Он может испытать стресс в случае неудачи обособления от родителей.
Также при инклюзивном образовании в случае видимой инвалидности у ребёнка могут возникнуть переживания связанные с восприятием его сверстниками. Не способствует общению с ребёнком-инвалидом чувства, которые испытывают одноклассники к нему: жалость, неловкость, страх, что такое может случиться в их семье.
Возникают конфликты между родителями детей инвалидов и здоровых детей, полагающих, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно, так как могут навредить их детям.
И здесь на помощь должны прийти психологи и социальные педагоги. Проводить специальные занятия с одноклассниками ребёнка-инвалида или с ОВЗ и их родителями.
Литература:
- Бороздин АЛ. Дошкольный центр социальной реабилитации в Академгородке (Школа Бороздина) // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
- Мамайчук ИМ. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.
- Опыт регионов России по внедрению комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2001.
- Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А,М. Панова. М., 1997.
- Тукузова Т. М. Трамвай для чудаков // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.