Статья посвящена анализу основополагающих прав граждан в области культуры, а также выявлению их места в системе конституционных прав человека. Особое внимание уделено исследованию механизма реализации культурных прав человека в Российской Федерации, поскольку в современных условиях существует ряд проблем теоретического и практического характера, которые препятствуют эффективному воплощению конституционных предписаний в жизнь.
Ключевые слова: культура, культурные права, механизм реализации, права человека, регламентации прав.
The article is devoted to the analysis of the fundamental rights of citizens in the field of culture, as well as identifying their place in constitutional human rights. Particular attention is paid to the study of the mechanism for the implementation of cultural human rights in the Russian Federation, since in modern conditions there are a number of theoretical and practical problems that lead to the effective implementation of constitutional conventions in life.
Keywords: culture, cultural rights, implementation mechanism, human rights, regulation of rights.
В контексте глобальных политических изменений и современных вызовов, возникающих вследствие развития и внедрения информационных технологий и сервисов, теоретические и практические вопросы реализации культурных прав человека в Российской Федерации становятся весьма актуальными и обсуждаемыми. Это в первую очередь связано с тем, что на территории нашего государства культурная сфера является неотъемлемым элементом слаженного функционирования и развития российского общества, в связи с чем именно государство возложило на себя обязательство по охране и обеспечению прав и свобод человека в культурной сфере. По этой причине культурные права, учитывая многонациональное единство и культурное разнообразие народов Российской Федерации, являются важнейшей составляющей конституционных прав человека, так как именно данная категория прав направляет личность на духовное развитие, а также обеспечивает возможность увеличения интеллектуального потенциала всего российского общества.
На сегодняшний день культурные права и свободы человека и гражданина, а также принципы, определяющие основы их охраны и обеспечения, имеют нормативно-правовое закрепление на государственном уровне — ст. 44 Конституции РФ [1] содержит основы реализации культурных прав и свобод человека и гражданина на территории нашего государства. Кроме того, рассматриваемая в данной научной работе категория имеет свое нормативно-правовое закрепление на международном уровне — ст. 27 Всеобщей декларации прав человека [2], ст. 15 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [3] определили вопросы содержания культурных прав и свобод человека и гражданина. К ним международное сообщество отнесло: «право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе, пользоваться его благами».
Однако, несмотря на то, что данные права фактически являются столь же значимыми как социальные, экономические или политические права, анализу и исследованию культурных прав в научных кругах уделяется недостаточно внимания, вследствие чего вопросы реализации культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в значительной степени нуждаются в системном анализе и переработке. В связи с этим важным представляется отметить точку зрения В. М. Пучнина, согласно которой: «культурные права часто воспринимаются как второстепенные по отношению к другим правам и свободам, таким как политические или экономические права. Это может привести к их недостаточной защите и уважению со стороны государства и общества в целом» [4]. Соглашаясь с мнением исследователя, необходимо подчеркнуть, что противоречивость выделения культурных прав и свобод наравне с иными основополагающими правами и свободами, на наш взгляд, кроется в двойственности современной государственной политики, которая закрепив исследуемую категорию на законодательном уровне, не до конца обеспечила возможность ее реализации, охраны и защиты. Вследствие этого на сегодняшний день вопросы содержания культурных прав и свобод человека и гражданина на территории нашего государства имеют ряд проблем, прежде всего, нормативно-правового характера.
Во-первых, следует отметить, что в результате цифровой революции большинство проблемных вопросов, касающихся реализации основополагающих прав и свобод гражданина в культурной сфере, удалось разрешить. К примеру, любой гражданин Российской Федерации без особых усилий может приобрести через Интернет входной билет в музей, или выставку; получить необходимую информацию об объекте культурного наследия; в режиме реального времени выступить в качестве посетителя какого-либо культурного учреждения и т. д. Внедрение подобных сервисов и программ стало важным шагом на пути реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в культурной сфере, так как у граждан появился равный доступ к произведениям культуры. Несмотря на это, использование цифровых платформ приводит не только к эффективной реализации исследуемой категории прав и свобод, но также в некоторых случаях может нарушать конституционные права авторов культурных произведений, в связи с чем необходимо подчеркнуть существующее противоречие между противоправным распространением данных и положением, закрепленным ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Рассматривая данную проблему, стоит согласиться с Т. О. Алехиным, который считает, что проблематика реализации культурных прав и свобод человека и гражданина отражена ввиду «сложности осуществления таких прав в рамках рыночных экономических отношений» [5, c. 210] и затруднительности доступа к произведениям культуры. Исходя из этого, в рамках устранения данного нормативно-правового противоречия предлагается разработать законодательную базу, регламентирующую доступ населения к произведениям культуры через средства массовой информации, в особенности посредством телевидения, и вводящей запрет либо ограничение на показ материалов, противоречащих нормам морали и этики (учитывая положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Примером может послужить опыт Республики Беларусь, где 18 января 2021 г. Постановлением Совета министров Республики Беларусь была утверждена Государственная программа «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы [6], в которой отмечается важность сохранения языка и культуры ввиду значительного влияния медиаотрасли на государство и общество.
К весьма сложному вопросу реализации культурных прав и свобод на территории Российской Федерации стоит также отнести низкий уровень культурного развития граждан в сельской местности по сравнению с городской средой. По мнению С. А. Тронина это связано с тем, что: «проблемы с финансированием, неукомплектованность этих учреждений специалистами, отсутствие возможности для значительной части сельского населения добраться до учреждения культуры, а также оплатить рыночную стоимость услуги приводят к нереализованности культурных прав» [7]. Данная проблема весьма актуальна, поскольку число учреждений культуры в сельской местности почти вдвое превышает нормативы, а в городах таких учреждений не хватает [8], но качество соответствующих услуг в сельских библиотеках и клубах, их пропускная способность, процент охвата населения не могут даже сравниваться с городскими.
Решение проблемы возрождения, сохранения и развития традиционной сельской культуры, народности и самобытности заслуживает особого внимания не только со стороны органов местного самоуправления, но также со стороны региональных и федеральных властей. Одним из решений данной проблемы видится внедрение специальных льгот определенным слоям населения нашего государства. К примеру, весьма эффективная практика недавно была реализована в Эрмитаже — с 16 октября 2024 года входные билеты для многодетных семей сделали бесплатными [9]. Необходимо перенять опыт данного музея и ввести подобные льготы не только в крупных музейных комплексах Российской Федерации, но и в учреждениях культуры малых городов (поселений). Внедрение подобных льгот поможет решить не только проблему низкого уровня культурного развития граждан в сельской местности, но также устранит проблему доступа к культурным ценностям и участию в культурной жизни общества уязвимых категорий граждан. Кроме того, важным является принятие Федеральной программы «Развитие культуры на селе», которая бы способствовала комплексному решению указанных проблем.
Исходя из вышеизложенного, стоит заключить, что реализация вышеуказанных предложений указывает на необходимость совершенствования законодательства в области реализации культурных прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Кроме того, в заключение особо стоит подчеркнуть мнение А. С. Алихаджиевой, согласно которому: «любая культура основывается на системе ценностей и убеждений» [10], поэтому важным аспектом реализации культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации видится проведение мероприятий, направленных на культурное воспитание.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. Т. 2
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
- Пучнин В. М. Правокультурные основания и проблемы реализации правовых ограничений // Аграрное и земельное право. 2024. — № 7(235). — С. 26–31.
- Алехин Т. О. К вопросу о становлении и развитии института культурных прав в России: проблемы их реализации // Вопросы российского и международного права. 2023. — Т. 13, № 9–1. — С. 206–213.
- Государственная программа «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100021 (дата обращения: 05.11.2024).
- Тронин С. А. Проблемы развития культуры на селе // Культура и цивилизация. 2022. — Т. 12, № 1–2. — С. 373–380.
- Доступность культуры: территориальный и материальный аспекты. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/14071/ (дата обращения: 05.11.2024).
- В Эрмитаже сделали бесплатные входные билеты для многодетных семей. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/10/15/reg-szfo/v-ermitazhe-sdelali-besplatnye-vhodnye-bilety-dlia-mnogodetnyh-semej.html (дата обращения: 05.11.2024).
- Алихаджиева А. С. Формирование экологической культуры в студенческой среде // Здоровая окружающая среда — основа безопасности регионов. — Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А. Костычева. 2017. — С. 319–325.